Цели урока:
- Формирование способности к сложению дробей с одинаковым знаменателем, умения решать примеры на порядок действий, сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями.
- Развитие организационных и коммуникативных умений.
- Развитие интереса к предмету.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности. |
|
Начинается урок. - Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь открывать» |
|
- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово. - Итак, запомните наш девиз, произнесём его все вместе и пожелаем друг другу удачи, соприкоснувшись руками. |
Располагают числа в порядке возрастания, читают слово» «Тайны». |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. |
|
- Для того, чтобы открыть новыую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку и посчитать «Горизонталь»: |
(100 – 1) :3 + 27) : 4 + 135) : 25 : 2:5 = 3/5 |
- Почему в конце цепочки получилось дробное число? |
- Число 3 нацело не делится на 5, так как 3 меньше 5, а частное 3:5 можно записать в виде дроби 3/5. |
- Расскажите всё, что вы знаете про дробь 3/5? |
- Знаменатель дроби равен 5, он обозначает, что единицу разделили на 5 равных частей. Числитель 3 обозначает, что 3 части из 5 взяли. Дробь можно записать в виде частного двух натуральных чисел 3 и 5 (3:5). |
- Назовите дробь большую, чем 3/5. - Назовите дробь меньшую, чем 3/5. - Почему 2/5 ‹ 3/5 ‹ 4/5 ? |
- 4/5, 3/4 - 2/5, 3/6 - При увеличении делимого значение частного увеличивается, значит из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой больше числитель. |
- Почему 3/6 ‹ 3/5 ‹ 3/4 ? |
- При увеличении делителя при неизвестном делимом значение частного уменьшается, значит из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше. |
III. Постановка учебной задачи. Фиксация затруднения. |
|
- Что больше 3/5 или 3/8 ? |
-3/5, так как знаменатель меньше. |
- Что меньше 3/8 или 2/8 ? |
- 2/8, так как числитель меньше. |
- Решите пример 3/8 + 2/8 |
Варианты ответов: 5/8, 5/16 |
- Почему ответы оказались разными? |
- Возникло затруднение, потому что мы не знаем как правильно складывать дроби. |
- Зафиксируем наше затруднение. - Определите тему урока. |
- Сложение дробей. |
- Какие цели поставите на данном уроке? |
- Научиться складывать дроби. |
- Чему ещё будем учиться? |
- Решать проблему, планировать свою работу, строить порядок рассуждений, слушать, наблюдать, развивать математическую речь. |
IV.Открытие детьми нового знания. |
|
- Чтобы найти правильный ответ, выполните практическую работу. Пред вами круг, разделённый на 8 равных частей. Раскрасьте 3/8 круга красным цветом, а 2/8 - синим. Какая часть круга раскрашена? |
Ученики раскрашивают части. - 5/8 |
- Как получили дробь 5/8? |
- Мы сложили числители. |
- Изменили ли вы знаменатель? |
- Нет. |
- Как сложить дроби с одинаковым знаменателем? Сделайте вывод. |
- Чтобы сложить дроби с одинаковым знаменателем, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же. |
- Откройте учебники на странице 7, прочтите правило. - Совпал ли наш вывод с мнением учёных? |
- Да. |
- Как с помощью латинских букв можно записать правило сложения дробей с одинаковым знаменателем? |
а/п + в/п = а+в/п |
- Открыли ли мы тайну нашего урока? Решена проблема? |
- Да. |
- Все ли легко смогут пользовать новым знанием (тайной)? |
- Нет. |
- Чем будем заниматься дальше? |
- Тренироваться выполнять сложение дробей. |
V. Первичное закрепление. |
|
- Работа с учебником на странице 8, № 7 по цепочке (проговаривание вслух примеров на сложение дробей с одинаковым знаменателем). |
Фиксация нового знания в громкой речи. |
1. Решение задачи на сложение дробей (работа в парах). Ребята одного класса нашей школы занимаются в разных кружках и секциях. 2/13 всех детей ходят на танцы. 3/13 занимаются в секции волейбола, 4/13 посещают музыкальную школу, 2/13 занимаются шахматами, 2/13 ходят в изостудию. Какая часть детей этого класса занимается в различных кружках? 2/1 3 + 3/13 + 4/13 + 2/13 + 2/13 =13/13 = 1 |
Решение обсуждается в парах. |
- Аргументируйте свой ответ. |
Ответ: весь класс занимается в кружках и секциях. |
- А о детях какого класса нашей школы шла речь в задаче? Как определили? |
Это задача о нашем классе. |
VI. Физминутка. На доске записано число 7003204. - Сколько единиц в разряде сотен, столько раз поднимем руки. - Сколько единиц в разряде миллионов, столько выполняется наклонов. - И присядем столько раз, сколько единиц в классе тысяч у нас! - На носочки встанем, потолок достанем и тихонько сядем. |
|
VII. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. |
|
- Предлагаю вам снова поработать в парах. У вас на партах лежит карточка с заданиями двух уровней: уровень А легче, уровень Б сложнее и объёмнее. Выбирайте себе задания по силам и приступайте к работе. Можно решить задания и двух уровней. |
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. |
- Проверьте правильность выполнения заданий по эталону. Оцените свою работу: знаками «+» (справился), «?» (сомнавался), «-» (не справился). |
Самооценка работы. Знаки ставятся на полях в тетради. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний. |
|
- Выполните задания из учебника. |
Ученики решают сложные задачи, примеры, решение которых требует применения нового знания (сложения дробей с одинаковыми знаменателями). |
IX. Итог урока. |
|
- Чему учились на уроке? Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? - Что было трудным? - Какие задания понравились? - Какое у вас настроение? |
Учащиеся дают ответы, рассуждают, дают краткий анализ уроку. |
X. Домашнее задание. |
|
- Страница 9, № 13, № 14 (а) или (б) – по выбору, № 15 –дополнительное задание творческого характера по желанию. |