Урок математики в 4-м классе по теме "Сложение дробей с одинаковым знаменателем"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формирование способности к сложению дробей с одинаковым знаменателем, умения решать примеры на порядок действий, сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями.
  2. Развитие организационных и коммуникативных умений.
  3. Развитие интереса к предмету.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок.
Он пойдёт девчатам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь знанья открывать,
Ответы полные давайте,
На уроке не зевайте.

- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока:

«Учитесь открывать»

 

- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово.

- Итак, запомните наш девиз, произнесём его все вместе и пожелаем друг другу удачи, соприкоснувшись руками.

Располагают числа в порядке возрастания, читают слово» «Тайны».

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

- Для того, чтобы открыть новыую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку и посчитать «Горизонталь»:

(100 – 1) :3 + 27) : 4 + 135) : 25 : 2:5 = 3/5

 - Почему в конце цепочки получилось дробное число?

- Число 3 нацело не делится на 5, так как 3 меньше 5, а частное 3:5 можно записать в виде дроби 3/5.

- Расскажите всё, что вы знаете про дробь 3/5?

- Знаменатель дроби равен 5, он обозначает, что единицу разделили на 5 равных частей. Числитель 3 обозначает, что 3 части из 5 взяли. Дробь можно записать в виде частного двух натуральных чисел 3 и 5 (3:5).

- Назовите дробь большую, чем 3/5.

- Назовите дробь меньшую, чем 3/5.

- Почему 2/5 ‹ 3/5 ‹ 4/5 ?

- 4/5, 3/4

- 2/5, 3/6

- При увеличении делимого значение частного увеличивается, значит из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой больше числитель.

- Почему 3/6 ‹ 3/5 ‹ 3/4 ?

- При увеличении делителя при неизвестном делимом значение частного уменьшается, значит из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

III. Постановка учебной задачи. Фиксация затруднения.

- Что больше 3/5 или 3/8 ?

-3/5, так как знаменатель меньше.

- Что меньше 3/8 или 2/8 ?

- 2/8, так как числитель меньше.

- Решите пример 3/8 + 2/8

Варианты ответов: 5/8, 5/16

- Почему ответы оказались разными?

- Возникло затруднение, потому что мы не знаем как правильно складывать дроби.

- Зафиксируем наше затруднение.

- Определите тему урока.

- Сложение дробей.

- Какие цели поставите на данном уроке?

- Научиться складывать дроби.

- Чему ещё будем учиться?

- Решать проблему, планировать свою работу, строить порядок рассуждений, слушать, наблюдать, развивать математическую речь.

IV.Открытие детьми нового знания.

- Чтобы найти правильный ответ, выполните практическую работу. Пред вами круг, разделённый на 8 равных частей. Раскрасьте 3/8 круга красным цветом, а 2/8 - синим. Какая часть круга раскрашена?

Ученики раскрашивают части.

- 5/8

- Как получили дробь 5/8?

- Мы сложили числители.

- Изменили ли вы знаменатель?

- Нет.

- Как сложить дроби с одинаковым знаменателем? Сделайте вывод.

- Чтобы сложить дроби с одинаковым знаменателем, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.

- Откройте учебники на странице 7, прочтите правило.

- Совпал ли наш вывод с мнением учёных?

- Да.

- Как с помощью латинских букв можно записать правило сложения дробей с одинаковым знаменателем?

а/п + в/п = а+в/п

- Открыли ли мы тайну нашего урока? Решена проблема?

- Да.

- Все ли легко смогут пользовать новым знанием (тайной)?

- Нет.

- Чем будем заниматься дальше?

- Тренироваться выполнять сложение дробей.

V. Первичное закрепление.

- Работа с учебником на странице 8, № 7 по цепочке (проговаривание вслух примеров на сложение дробей с одинаковым знаменателем).

Фиксация нового знания в громкой речи.

1. Решение задачи на сложение дробей (работа в парах).
Задача дана на карточке.

Ребята одного класса нашей школы занимаются в разных кружках и секциях. 2/13 всех детей ходят на танцы. 3/13 занимаются в секции волейбола, 4/13 посещают музыкальную школу, 2/13 занимаются шахматами, 2/13 ходят в изостудию. Какая часть детей этого класса занимается в различных кружках?

2/1 3 + 3/13 + 4/13 + 2/13 + 2/13 =13/13 = 1

Решение обсуждается в парах.

- Аргументируйте свой ответ.

Ответ: весь класс занимается в кружках и секциях.

- А о детях какого класса нашей школы шла речь в задаче? Как определили?

Это задача о нашем классе.

VI. Физминутка.

На доске записано число 7003204.

- Сколько единиц в разряде сотен, столько раз поднимем руки.

- Сколько единиц в разряде миллионов, столько выполняется наклонов.

- И присядем столько раз, сколько единиц в классе тысяч у нас!

- На носочки встанем, потолок достанем и тихонько сядем.

VII. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю вам снова поработать в парах. У вас на партах лежит карточка с заданиями двух уровней: уровень А легче, уровень Б сложнее и объёмнее. Выбирайте себе задания по силам и приступайте к работе. Можно решить задания и двух уровней.

Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- Проверьте правильность выполнения заданий по эталону. Оцените свою работу: знаками «+» (справился), «?» (сомнавался), «-» (не справился).

Самооценка работы. Знаки ставятся на полях в тетради.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

- Выполните задания из учебника.

Ученики решают сложные задачи, примеры, решение которых требует применения нового знания (сложения дробей с одинаковыми знаменателями).

IX. Итог урока.

- Чему учились на уроке? Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

- Что было трудным?

- Какие задания понравились?

- Какое у вас настроение?

Учащиеся дают ответы, рассуждают, дают краткий анализ уроку.

X. Домашнее задание.

- Страница 9, № 13, № 14 (а) или (б) – по выбору, № 15 –дополнительное задание творческого характера по желанию.