Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, направленных на развитие художественно-творческих способностей, помогающих в воспитании гармонично развитой личности.
Традиционное узорное русское ткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Изучение его развивает у детей интерес к народному искусству, формирует художественный вкус. Этому служит программа кружка «Ткачество» для 8 класса по обучению различным технологиям ручного ткачества. Так же курс «Ткачество» может быть использован как один из видов деятельности при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология» в 7-9 классах.
Программа кружка рассчитана на один год обучения по два часа в неделю – 68 часов в год.
Наполняемость групп - 10-13 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством ткачества.
Задачи:
- способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
- способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;
- способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.
В целом, программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами ткачества. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
В рамках данной программы обучающиеся изучают такие разделы, как «Плетение и ткачество поясов», «Гобелены», «Ковроделие».
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
- природосообразности (учитывается возраст обучающихся, а так же уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- культуросообразности(приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности):
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Обучение по программе построено по принципу «от простого - к сложному»; от плетения простых и симметричных форм - к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости - к обработке объемных форм.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной. Индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
- собеседование,
- консультация,
- экскурсия,
- дискуссия,
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,
- самостоятельное изготовление конкретного изделия,
- учебная игра.
Программой предусмотрен «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством мастеров или группы ремесленников, чьё творчество объединено общей тематикой.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- входной, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления знаний, умений и навыков по ткачеству;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела.
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ творческих работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах:
- собеседование,
- защита выполненной работы,
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станки ткацкие не большие, станок ткацкий большой.
Инструменты: нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы.
Планируемые результаты
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие работ учащихся в выставках, смотрах и конкурсов различных уровней. В результате изучения программы кружковец должен
Знать:
- Историю ткачества в России, виды ткачества, техники ткачества,
- Основы композиции;
- Основы построения орнамента;
- Основы цветоведения;
- Способы нанесения рисунка на картон, способы перевода рисунка (эскиза);
- Способы увеличение и уменьшение рисунка;
- Классификацию поясов по способам изготовления;
- Назначение и устройство ткацкого станка;
- Способы закрепления нитей утка;
- Основные технологические приёмы изготовления гобелена;
- Нетрадиционные техники плетения;
- Этапы изготовления художественныых изделий в техниках плетения
- Историю ковроткачества;
- Фамилии имена местных мастеров;
- Требование техники безопасности при работе на станке, ножницами, иглами, крючком с ВТО, красящими веществами и правил личной гигиены при работе с нитками.
Уметь:
- Делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;
- Самостоятельно составлять и подбирать простейшие орнаменты для поясов, украшений;
- Подбирать и сочетать цвета в изделии;
- Находить дизайнерское решение;
- Переводить рисунок на картон;
- Плести пояса на дощечке, на «бёрдышке», «в бутылку», «на игле», дёрганьем;
- Правильно заправлять ткацкий станок (натягивать и ослаблять нить);
- Оформлять законченное изделие или образец;
- Выполнять ВТО;
- Выполнять все стадии изготовления изделия;
- Выполнять работу качественно и в срок;
- Читать схемы, таблицы, инструкционные, технологические карты;
- Находить информацию из разных источников;
- Работать в группах и индивидуально;
- Выполнять самостоятельно задания, упражнения;
- Соблюдать технику безопасности, гигиены и санитарии.
Владеть:
- Инструментами и принадлежностями.
- Разными техниками плетения (ткачества).
- Специальной терминологией.
Тематическое планирование работы кружка «Ткачество»
№п/п |
Разделы, темы |
Кол-во часов в разделе |
Кол-во часов по теме |
1. |
Введение Содержание и задачи курса |
6 |
2 |
1. |
Плетение и ткачество поясов Классификация поясов по способам изготовления |
12 |
2 |
1. |
Гобелены Введение в ткачество. Знакомство с ткацким станком |
22 |
2 |
1. |
Ковроделие Ковёр как вид художественного творчества. История ковроткачества. |
28 |
2 |
|
Итого: |
68 |
68 |
Содержание кружка
Введение (6 часов)
1. Содержание и задачи курса. (2 ч.)
Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, ковров, гобеленов, их значении в мужском и женском русском народном костюме. Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. Организация рабочего места, правила безопасности труда.
Практическая работа: ознакомление с образцами поясов, ковриков, гобеленов. Ознакомление с орудиями ткачества: дощечками, бёрдышками, челноками, а также настольными ткацкими станками.
2. Основы композиции (2 ч.)
Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. Основные законы композиции. Достижение стилевого единства,
Практическая работа: зарисовка эскиза. Зарисовка отдельных деталей.
3. Основы построения орнамента (2 ч.)
Орнамент. Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др.
Практическая работа:
Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента.
Плетение и ткачество поясов (12 часов)
1. Классификация поясов по способам изготовления (2 ч.)
Плетение пояса дёрганьем (2 способа). Нитки, применяемые при этой технологии.
Практическая работа
Самостоятельный подбор нитей и выполнение пояса дёрганьем по технологической карте (по одному или в паре с другим учеником).
2. Плетение поясов разными способами (8 ч.)
Плетение пояса «на ноге».
Практическая работа
Выполнение плетения пояса «на ноге».
Плетение с применением приёмов полутканья. Первый способ плетения с одной ходовой нитью.
Практическая работа
Копирование поясов, выполненных первым способом полутканья. Выполнение закладки или повязки для головы на 10-20 нитях мулине или цветного сутажа по технологической карте.
Плетение с применением приёмов полутканья. Второй способ плетения с укорачиванием нитей.
Практическая работа
Выполнение пояса вторым способом полутканья по технологической карте. Плетение пояса «на игле» или «в бутылку».
Практическая работа
Выполнение пояса «на игле» или «в бутылку».
3. Творческая работа плетёный пояс (2 ч.)
Оформление готовых работ.
Практическая работа
Оформление выставки работ и их обсуждение.
Гобелены (22 часа)
1. Введение в ткачество. Знакомство с ткацким станком (2 ч.)
Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы. Направления в ткачестве: ручное ковроткачество на рамах, ремизное ткачество на ручных ткацких станках, промышленное ткачество (жаккард).
Практическая работа
Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: рамой, пряжей для основы и утка, колотушкой. Просмотр видеофильма.
2. Гобелен как вид художественного творчества (2 ч.)
Ткачество в жизни людей. Мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей. Западноевропейские шпалеры, шпалеры-вердюры, гобелены. Первая Петербургская шпалерная мануфактура. Формирование коврового промысла в России. Советский гобелен.
Практическая работа
Подготовка рамы к ткачеству, снование, зевообразовательные приспособления
3. Основные технические приёмы изготовления гобелена (6 ч.)
Практическая работа
Выполнение полотняного переплетения. Смена утка. Вертикальные кромки. Сохранение размера изделия. Выполнение вертикальных и диагональных линий.
4. Панно и гобелены в нетрадиционной технике (4 ч.)
Знакомство с техникой макраме. Из истории появления узлов. Виды узлов: репсовый (ребристый) узелок, изнаночный репсовый (реверс). Материалы и инструменты.
Практическая работа
Выполнение образцов с применением узлов в технике макраме.
5. Технология индивидуального творчества (2 ч.)
Стадии работы над гобеленом: формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов.
Практическая работа
Формирование идеи проекта и фиксирование её в фор-эскизах.
6. Выполнение авторского изделия в технике ручного ткачества (6 ч.)
Практическая работа
Выполнение в материале проекта в технике ручного ткачества.
Ковроделие (28 часов)
1. Ковёр как вид художественного творчества.
История ковроткачества (2 ч.)
Знакомство с историей ковроткачества.
2. Экскурсия в этнографический музей (2 ч.)
Цель: знакомство с изделиями, изготовленными руками мастеров прошлых лет.
3. Техника выполнения ковров (8 ч.)
Знакомство с ткаными, плетёными, вязаными, ворсовыми, войлочными ковриками
Практическая работа
Выполнение образца вязаного коврика
4. Нетрадиционные техники изготовления ковров (6 ч.)
Знакомство с наставной аппликацией, ворсистым ковром, изготовленным с помощью натяжения и узловых нитей, кроше.
Практическая работа
Выполнение образца на ткальных палочках
5. Технология индивидуального творчества (1 ч.)
Стадии работы над ковром: формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов.
Практическая работа
Формирование идеи проекта и фиксирование её в фор-эскизах.
6. Выполнение авторского изделия в технике ковроделия (8 ч.)
Практическая работа
Выполнение в материале проекта в технике ковроделие.
7. Выставка авторских работ по курсу «Ткачество» и их обсуждения (1 ч.)
Приёмы оформления готовых работ. Критерии оценки изделий ручного ткачества.
Практическая работа
Оформление выставки работ и их обсуждение.
Список используемой литературы:
- Васильченко А.А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 64 с.: ил. – (Золотые страницы рукоделия).
- Макарова М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах школьников // Школа и производство. – 2002.-№3-С.1-80
- Народные художественные промыслы РСФСР: Учеб. пособие для худож. Уч-щ / В.Г.Смолицкий, Д.А.Чирков, Ю.В.Максимов и др.; Под ред. В.Г.Смолицкого. – М.: Высш. школа, 1982. – 216 с., ил. – Авт. указ. на обороте тит. л.
- Основы художественного ремесла: 2 ч. Ч 1. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Композиция и колорирование текстильных художественных изделий / пособие для учителя / под редакцией В.А.Барадулина и О.В. Танкус. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с., ил.
- Гилевич Г.И. Технология изготовления гобелена-ширмы // Школа и производство. – 2006.-№1-С.48-53
- Панфилова Т.Ф. Ручное ткачество: продолжение традиций // Школа и производство. – 2005.-№7-С.44-46
- Щербакова Л.П. Изучение ткачества в школе // Школа и производство. – 1998.-№4-С.56-63
- Харди С. Коврики своими руками / Пер. с англ. А.Е.Гончаровой. – М.: Мир книги, 2005. – 160 с.; цв. ил.