В МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №4 на протяжении многих лет ведется углубленная работа по экологическому воспитанию детей.
Поскольку формирование экологического сознания – процесс многогранный, включающий в себя нравственный, эстетический, интеллектуальный, трудовой и ряд других аспектов развития личности, в нашем образовательном учреждении экологическое образование рассматривается как одно из приоритетных направлений в развитии детей.
Взаимодействие специалистов в образовательном процессе способствует использованию различных видов детской деятельности при формировании экологической культуры.
Одной из самых удачных форм взаимодействия является театрализованная деятельность. Применение этой формы способствует решению воспитательных, интеллектуальных, развивающих задач. Возможность перевоплощаться, необычность ситуации, яркие краски, музыкальное оформление – все это привлекает к себе и детей, и взрослых.
Чаще всего используются театрализованные мероприятия в краткосрочных проектах и акциях, посвященных временам года и Дню Земли. Экологическая направленность музыкально-театральных композиций способствует закреплению и обогащению знаний, полученных детьми на занятиях.
Конспект занятия «Пожар в лесу»
Цель: Дать представление детям об одной из причин возникновения пожара. Закрепить знания о правилах поведения на природе, формировать основы бережного отношения к окружающей среде, закрепить знания о способах тушения огня.
Ход занятия
(Все танцевальные композиции исполняются под фонограмму.)
Ведущий Лесовик
Здравствуй, милый юный друг!
Посмотри, дружок вокруг:
Лес густой, река и луг
Танец березок.
(Лесовичок выходит на поляну, где растут березки, цветы (дети в костюмах обитателей леса). На центральной стене река.)
Утро летнее, жара…
Рассказать тебе пора,
Как случилась здесь беда…
Входят 4 туриста.
Танец туристов.
Лесовик
Туристы как-то в лес пришли
И костер там разожгли.
Веселились, ели, пили,
Уходя, они забыли …
Погасить костер
И вот …
Танец огня.
Огонь
Пламя яркое я, я – огонь,
Я как будто красный конь,
По деревьям я скачу,
Все я сжечь вокруг хочу!
Лесовик |
- Что же делать нам, беда! |
Лягушки |
- Мы поквакаем немножко, |
Лесовик |
- А огонь не прекращается |
Ласточка |
- Ласточки – подруженьки, |
Лесовик |
- Что-то дождь не слышит нас. |
Кошка |
- Может выйдет у меня? |
Лесовик |
Ой, беды не избежать! |
Звери |
|
Ветер (влетает) |
- Да! Лечу я к вам, лечу! (Выходят «тучи») |
Тучи |
- Гром греми и молния сверкай, |
Лесовик |
- Дождь пошел, как из ведра, (Танец «Борьба дождя с огнем») |
Огонь |
- Ой-ой-ой! Помогите и спасите, (Огонь гаснет) |
Лесовик |
- Дождь прошел, огонь погас - Пожар – это зло, беда для Земли. Человек! Дружи с природой! (Хоровод всех участников сказки) |
Конспект занятия-развлечения «Прилет птиц»
Зал празднично оформлен. Звучит тихая, спокойная музыка.
Весна выходит на поляну, оглядывается.
Весна:
Я- Весна-красна иду,
Радость всем я вам несу.
А это что за грустный лес?
Нет ни песен, ни чудес.
Здесь так тихо, так серо,
Ничего не расцвело.
Поработаю здесь я!
Просыпайся же земля!
Под музыку входят звери.
Весна:
А вот помощники мои: белки, зайцы и ежи.
Расскажите, мои милые,
Как вы зиму провели,
Вас никто не обижал?
Заяц:
Я однажды убежал
От голодного волка,
Аж закружилась голова.
Но спасибо моей шубке
Цвета белого, как снег,
Спрячусь в ней я ото всех.
Скоро шубка станет серой,
Но совсем не хуже белой.
Белка:
Я – белочка-хлопотушка.
Забралась я на макушку,
Собрала орехов я,
Не страшна была зима.
Ёжик:
Не готовлюсь я к зиме,
Сплю я под кусточком.
Нравится поспать уж мне,
Съёжившись клубочком.
Весна:
Но прошла уже зима,
Просыпаться всем пора!
А почему грустите вы?
Белка: Да не выросли цветы.
Заяц: И деревья без листвы.
Ёжик: Вот и грустные все мы.
Весна:
Но это беда - не беда!
Зовите Солнышко сюда.
Как только Солнце к нам придет,
Все кругом и расцветет.
Зверята:
Солнышко! Иди скорей,
И наш лес ты обогрей!
Под музыку выходит Солнышко.
Солнце:
Я солнышко в небе,
Я – свет и тепло,
Я землю согрею,
Чтоб все расцвело!
Танец «березок» и «цветов» (Рус.нар.песня «Во поле береза стояла»).
Весна:
Вот украсился ваш дом,
Но не слышно песен в нем.
Песня «Лесная песенка» (Муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой)
Белочка:
Что-то тихо, лес молчит,
И никто здесь не жужжит.
Весна:
Солнце, солнце ярче грей,
Собирай сюда друзей!
Танец «бабочек» и «жучков» (М.Глинка «Полька»).
Божья коровка:
Я – темно-красная божья коровка.
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко,
И полетела по важным делам.
Бабочка:
Много родичей у нас: мухи, комары, жуки,
Пчелы, осы и стрекозы,
И трудяги-муравьи.
Расцвели уже цветы.
Будем рядом с ними мы.
Насекомые бегут к «цветам».
Заяц:
Что-то птиц нам не слыхать,
Уж пора б им прилетать.
Белка:
Посмотрите, вон они!
Эти вестники весны.
Танец «птиц» (Д.Шостакович «Вальс-шутка»).
Ласточка:
Травка зеленеет, солнышко блестит.
Ласточка с весною в садик к нам летит!
Скворец:
Прилетай к нам скворушка,
Прогони со дворушка
Песней звонкою своей
Стужу темных, зимних дней.
Возврати нам скворушка
Солнышко во дворушко.
Пусть оно своим лучом
Снег и лед растопит в нем.
Жаворонок:
Журчанье струек ручейка
Артист несет под облака.
Весной, когда сойдут снега,
Он с высоты апреля
Роняет звонко на луга
Отзывчивые трели.
Песня «К нам сегодня возвратились птицы».
Весна: И зимующие птицы тоже хотят повеселиться.
Игра «Тетерева».
Весна:
Вот и лес повеселел,
Он расцвел и зашумел.
И лесной народ запел,
Зажужжал, зашелестел.
Рады звери. Рады птицы.
Так давайте веселиться!
Песня-хоровод «За окошком…».
Весна:
А теперь пора спешить
«Жаворонков» всем лепить.
(Лепка «жаворонков» из соленого теста).