Цель:
- Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.
- Обогащение словарного запаса детей новыми словами; уточнение смысла слов.
- Прививать любовь к природе, к традициям русского народа и его творчеству.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Сообщение темы, цели
Звучит музыка и ученица читает написанное ею стихотворение.
Все меньше дней осталось жить зиме.
И люди все готовятся к весне.
Готовится енот, барсук, сова.
Готовится береза, клен, ольха.
Готовы все, но беда
Гуляет до сих пор проказница-зима.
Да, действительно, как говорится в стихотворении «Все меньше дней осталось жить зиме». И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение- первая встреча зимы с весной.
- Какими частями речи являются слова – зима и весна?
На уроке мы пополним знания о частях речи и умение их распознавать в предложении.
- Назовите первый звук в слове зима, весна.
- Охарактеризуйте его. Какой он?
- Какой буквой обозначается на письме?
3.Чистописание
З В
зи зо зл зя вс ва во вст вл
зима, на, весну, Сретение, красную, встречает
Комментированное письмо.
- Составить предложение из данных слов.
- Указать встретившиеся орфограммы.
- Разобрать по членам предложения.
- Какие вы знаете члены предложения?
- Назовите сказуемое. Что такое сказуемое?
- Назовите подлежащее. Что такое подлежащее? Чем выражено?
4. Закрепление пройденного
- Комментированное письмо
- Какие зимние месяцы мы знаем?
- Какой частью речи являются эти слова? Почему?
Сейчас февраль за окном. В давние времена февраль имел различные названия.
На доске
Февраль – сечень – сечёт зиму пополам.
Межень – межа зимы и весны.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.
- Выпишите старинные названия февраля.
- Определите части речи.
- Что такое имя существительное, прилагательное?
- Какие ещё части речи вам встречались в тексте?
- Какие вы знаете ещё части речи?
- Работа с учебником
Все части речи по-своему обогащают русскую речь. И умелое их использование позволяет восхищаться…
Как, например, М.Ю.Лермонтова.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Риза – одежда для священнослужителей.
- Какая представилась вам картина?
- Почему автор говорить «Одета, как ризой, она?»
- Запись под диктовку. Выделить встретившиеся орфограммы.
- Проверить написанное по учебнику.
- Назвать слова с безударными гласными в корне.
- Найти существительные с зависимыми от них прилагательными, определить их род.
- Как определить род имени прилагательного и существительного?
- Самостоятельная работа по вариантам (два человека у доски)
Ещё зима в стихотворении Лермонтова. Но уже чувствуется наступление весны.
(Текст на доске.)
Льются весенние лучи. Солнышко – вёдрышко, не о тебе ль, светлое, стосковалась земная грудь под замком ледяным! Разгони, размечи смурую силу, выпусти из затворов тепло весеннее, отомкни ключи и воды живые, напои поля широкие и луга раздольные.
1 вар. Выписать глаголы, указать встретившиеся орфограммы.
2 вар. Выписать имена прилагательные, указать встретившиеся орфограммы.
Два человека у доски. Проверка работы.
- С чем можно сравнить приход весны?
- С помощью какой частью речи передаётся это движение, обновление. Перечислите.
- Какими членами предложения являются глагол и прилагательное?
5.Физминутка
Красоту природы, её настроение можно отразить не только красивым текстом, не только красками, как вы это сделали в своих рисунках. Выразить свои чувства, настроение, нам поможет музыка.
Исполнение детьми русской народной песни «Солнышко-ведрышко" и танцевальных элементов.
6. Творческая работа
Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами слова.
Постарайтесь передать свои мысли, настроение, чувства, написав 2-4 предложения на тему «Приход весны».
- Чтение нескольких работ учащихся.
Жизнь продолжается – мы ждём весну сильнее день за днём.
- Чтение своего стихотворения учащегося.
Пришла весна, кричит зиме:
«Пора остановиться»
От снега, холода и льда
Устали зверь и птица.
Но хмурится в ответ зима,
В путь долгий собираться
Совсем не думает она,
Ей хочется остаться!
7. Итог урока