Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Распознавание частей речи"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.
  2. Обогащение словарного запаса детей новыми словами; уточнение смысла слов.
  3. Прививать любовь к природе, к традициям русского народа и его творчеству.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Сообщение темы, цели

Звучит музыка и ученица читает написанное ею стихотворение.

Все меньше дней осталось жить зиме.
И люди все готовятся к весне.
Готовится енот, барсук, сова.
Готовится береза, клен, ольха.
Готовы все, но беда
Гуляет до сих пор проказница-зима.

Да, действительно, как говорится в стихотворении «Все меньше дней осталось жить зиме». И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение- первая встреча зимы с весной.

- Какими частями речи являются слова – зима и весна?

На уроке мы пополним знания о частях речи и умение их распознавать в предложении.

- Назовите первый звук в слове зима, весна.

- Охарактеризуйте его. Какой он?

- Какой буквой обозначается на письме?

3.Чистописание

З В

зи зо зл зя вс ва во вст вл

зима, на, весну, Сретение, красную, встречает

Комментированное письмо.

- Составить предложение из данных слов.

- Указать встретившиеся орфограммы.

- Разобрать по членам предложения.

- Какие вы знаете члены предложения?

- Назовите сказуемое. Что такое сказуемое?

- Назовите подлежащее. Что такое подлежащее? Чем выражено?

4. Закрепление пройденного

  • Комментированное письмо

- Какие зимние месяцы мы знаем?

- Какой частью речи являются эти слова? Почему?

Сейчас февраль за окном. В давние времена февраль имел различные названия.

На доске

Февраль – сечень – сечёт зиму пополам.

Межень – межа зимы и весны.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.

- Выпишите старинные названия февраля.

- Определите части речи.

- Что такое имя существительное, прилагательное?

- Какие ещё части речи вам встречались в тексте?

- Какие вы знаете ещё части речи?

  • Работа с учебником

Все части речи по-своему обогащают русскую речь. И умелое их использование позволяет восхищаться…

Как, например, М.Ю.Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Риза – одежда для священнослужителей.

- Какая представилась вам картина?

- Почему автор говорить «Одета, как ризой, она?»

- Запись под диктовку. Выделить встретившиеся орфограммы.

- Проверить написанное по учебнику.

- Назвать слова с безударными гласными в корне.

- Найти существительные с зависимыми от них прилагательными, определить их род.

- Как определить род имени прилагательного и существительного?

  • Самостоятельная работа по вариантам (два человека у доски) 

Ещё зима в стихотворении Лермонтова. Но уже чувствуется наступление весны.

(Текст на доске.)

Льются весенние лучи. Солнышко – вёдрышко, не о тебе ль, светлое, стосковалась земная грудь под замком ледяным! Разгони, размечи смурую силу, выпусти из затворов тепло весеннее, отомкни ключи и воды живые, напои поля широкие и луга раздольные.

1 вар. Выписать глаголы, указать встретившиеся орфограммы.

2 вар. Выписать имена прилагательные, указать встретившиеся орфограммы.

Два человека у доски. Проверка работы.

- С чем можно сравнить приход весны?

- С помощью какой частью речи передаётся это движение, обновление. Перечислите.

- Какими членами предложения являются глагол и прилагательное?

5.Физминутка

Красоту природы, её настроение можно отразить не только красивым текстом, не только красками, как вы это сделали в своих рисунках. Выразить свои чувства, настроение, нам поможет музыка.

Исполнение детьми русской народной песни «Солнышко-ведрышко" и танцевальных элементов.

6. Творческая работа

Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами слова.

Постарайтесь передать свои мысли, настроение, чувства, написав 2-4 предложения на тему «Приход весны».

  • Чтение нескольких работ учащихся.

Жизнь продолжается – мы ждём весну сильнее день за днём.

  • Чтение своего стихотворения учащегося.

Пришла весна, кричит зиме:
«Пора остановиться»
От снега, холода и льда
Устали зверь и птица.
Но хмурится в ответ зима,
В путь долгий собираться
Совсем не думает она,
Ей хочется остаться!

7. Итог урока