Урок русского языка в 4-м классе по теме "Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и окончаниях имен существительных (обобщение)"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия для развития орфографической зоркости и навыков  правописания, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, таблицы – схемы,презентация (приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: «Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять пословицу «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»». (Девиз вывешивается на доску в следующем виде: «С.бирай по яг.дк., н .берёшь кузовок» или используется) (слайд № 2)

2. Целеполагание

Учитель: «Как вы видите, в этой пословице пропущены буквы. Если вы определите, что это за буквы и какое место они занимают, вы сможете определить тему сегодняшнего урока.» (Дети определяют, что пропущены безударные гласные в приставке, в корне и в окончании слов. Учитель на доске фиксирует тему с помощью условных обозначений.) (слайд № 3)

Учитель: «Теперь, когда сформулирована тема, попробуйте сформулировать цель и задачи урока.» (Если наполняемость класса большая, то работу целесообразно проводить в паре или в группе. Варианты ответов корректируются и выводятся на доске. В итоге они могут быть сформулированы следующим образом.)

Цель урока: проверить умение правильно писать безударную гласную в разных частях слова; (слайд № 4)

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: «Что для этого нужно уметь?» (Правильно определять части слова, знать правила проверки безударной гласной в разных частях слова и уметь их применять.)

«Какое умение вы уже продемонстрировали, когда определяли тему урока?» (Определили состав слова.)

«Что же мы знаем о способах проверки приставки?» (Приставки пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.) (На доске или на экране, если на уроке используется презентация, даётся формулировка правила.) (слайд № 5)

Практическая работа:

«Найдите и выпишите слово с приставкой». «Солнце как печка – всех согревает» (слайд № 6).

«Объясните её правописание».

«Какая ещё орфограмма есть в этом слове?». (безударная гласная в корне)

«Как проверить безударную гласную в корне?». (Дети формулируют правило, которое также фиксируется на доске.) (слайд № 7)

Практическая работа:

«Проверьте своё умение писать безударную гласную в следующих словах» (В . да, б . льной, пов . р, св . лить, в . дитель, в . лна, д . бро, к . ток, п . стух). (слайд № 8)

«Все ли безударные гласные в корне можно проверить ударением?» (Нет, есть слова, написание которых проверяется в словаре.)

4. Словарная работа

На доске записана группа слов: (Календарь, горизонт, агроном, жилище, самолёт, хозяйство, пассажир, коллектив, адрес.) (слайд № 9)

«Запомните слова в течение одной минуты и запишите их».

«Какое из этих слов лишнее и почему?» (Адрес - два слога.)

«Что общего у этих слов?» (Безударная гласная в корне слова, ед.ч., существительные 2-го склонения.)

5. Актуализация опорных знаний.

Учитель: «Для проверки безударной гласной, в какой части слова необходимо умение определять склонение имён существительных?» (Правописание безударной гласной в окончании имён существительных.)

«Достаточно для правильного написания окончаний имён существительных знать склонение?» (Нет, нужно правильно определить падеж, и вспомнить нужное окончание или запомнить слово с ударным окончанием 1-го, 2-го, 3-го склонения.) (слайд № 10)

Практическая работа:

От ёлк . к ёлк . , от алле . к беседк . , на крышк . коробк . , у Кол . в тетрад . , по алле . парк . , на берегу речк . . (слайд № 11)

6. Выводы

Учитель: «Теперь, когда вы вспомнили и рассмотрели все способы проверки безударной гласной в разных частях слова, давайте сделаем вывод, что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударной гласной?» (1) определить место в слове; 2) вспомнить правило проверки; 3) применить правило проверки). (слайд № 12)

7. Самостоятельная работа

Учитель: «Познакомьтесь с карточкой и определите задание соответственно теме нашего урока» (на карточке даны следующие слова с допущенными ошибками: гребок, покрыл, пенёк, даел, у дороге, отпугнул, на столе, в школи; (выписать слова в три столбика: с безударной гласной в приставке, корне, окончании, проверить правильность написания). (слайд № 13)

8. Обобщение

Учитель: «Достигли ли мы цели урока?»

«Что было для вас самым трудным?»

«Когда вы испытали радость и удовольствие от выполненной работы?»

«Над чем ещё надо поработать?» (слайд № 14)

«Соответствовала ли работа на уроке нашему девизу?» (В пословице есть все рассматриваемые позиции безударной гласной; кузовок – это наши знания, чтобы много знать, нужно каждый день эти знания собирать.)

9. Домашнее задание с.104 - упр.234 (слайд № 15)