На протяжении последних лет, работая над темой «Создание условий способствующих саморазвитию личностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоению ими способов сохранения своего здоровья» пришла к выводу, что для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы необходимо при организации занятий по физической культуре учитывать особенности физического и двигательного развития детей дошкольного возраста.
В связи с этим в нашем образовательном учреждении создана система медико-педагогического мониторинга.
Ежегодно, в сентябре месяце медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья и физического развития, включающий в себя показатели заболеваемости дошкольников
Результаты медико-педагогического мониторинга рассматриваются на заседании ПМПк МОУ. На основании данных мониторинга на каждую возрастную группу составляются:
- «Экраны здоровья» (Приложение 1);
- карты «Индивидуализация физической нагрузки с учетом особенностей здоровья детей» (Приложение 2);
- карты «Индивидуальная работа с детьми по развитию движений» (Приложение 3).
В свою работу, реализуя рекомендации специалистов и индивидуальные особенности физического развития и состояния здоровья детей, в целях профилактики простудных заболеваний включаю:
- упражнения на дыхание;
- артикуляционную гимнастику;
- массаж биологически активных зон;
- мимические упражнения.
В целях профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата:
- простейший массаж ног;
- игры и упражнения для профилактики искривления позвоночника;
- игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики рук;
- игры и упражнения на укрепление свода стопы;
- упражнения на фитбольных мячах, с целью снять напряжение с позвоночника;
- массажные дорожки для профилактики плоскостопия.
В целях профилактики сохранности голоса, слуха, зрения:
- логоритмику;
- музыкальное сопровождение;
- гимнастику для глаз.
При учете индивидуальных особенностей в двигательном развитии детей на занятии по физической культуре, для детей с высоким уровнем:
- увеличивается количество повторений выполняемого упражнения;
- увеличивается длина прохождения дистанции;
- увеличивается количество упражнений и заданий на полосе препятствий;
- увеличивается сложность выполнения упражнения и т.д. (Приложение 4)
БТИ (большая тематическая игра): «С чего все началось»
СМИ (сюжетная мини игра): «Как человек стал человеком»
ОДР (основной двигательный режим): полный круг.
ВОЗРАСТ: для детей среднего и старшего возраста.
МТО:
- Гимнастические лавки – 2 шт.,
- Набивные мячи – 4 шт.,
- Мешочки 400 грамм – 15 шт.,
- Обручи – по количеству детей,
- Глобус.
Задачи:
- Укрепление мышц плечевого пояса и рук.
- Развивать координацию движений и равновесие при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры.
- Воспитывать потребность в ознакомлении с историей возникновения человеческого общества.
* * *Дети с высоким уровнем двигательного развития (в.д.р.) работают на одной скамейке и выполняют каждое задание 3-4 раза, дети с низким уровнем двигательного развития (н.д.р.) работают на другой скамейке - 2 раз.* * *
Ход занятия
Дети заходят в спортивный зал.
Физ.: Здравствуйте, дети. Мы с вами такие сильные. Многое знаем и умеем. Каждый день узнаем что-то новое. Знаете ли вы, откуда появился человек?
(Ответы детей).
Физ.: Молодцы. Ребята, я предлагаю вам отправиться в далекие времена, чтобы узнать, откуда появился человек. А поможет нам в этом глобус.
(Вращает глобус).
Физ.: Вот мы с вами и оказались в холодной водной стихии. И превратились в далекого предка человека – рыбу.
Упр.1 «Рыбка» И.П. лежа на животе на гимнастической скамейке.
– Подтягивание на скамейке двумя руками одновременно.
Физ.: Шло время, из морских глубин поднималась суша, появились земноводные – первые завоеватели суши, которые переступили водные рубежи. Это были прародители рептилий, птиц, животных и в конечном счете человека. Они живут в воде, но выползают погреться на солнышко. У них уже есть лапки.
Упр.2 а) «Тритон» И.П. лежа на животе на гимнастической скамейке – Подтягивание по гимнастической скамейке поочередно правой и левой рукой.
Упр. 2 б) «Саламандр или играющий в воде» И.П. ноги на гимнастической скамье, руки на полу, туловище провисает – передвигание приставными шагами рук и ног по гимнастической скамейке.
Вдоль скамейки лежат набивные мячи (чтобы брюхом не биться о камни) (кроме детей с рекурвацией (переразгибание) в локтевом суставе).
Физ. инструктор вращает глобус вперед
Физ.: Время летит неумолимо, и появляются настоящие наземные позвоночные и называют их пресмыкающие или рептилии.
Упр. 3 «Крокодил»
а) И.П. лежа на спине на гимнастической скамейке, руки над головой.
– Подтягивание на гимнастической скамейке при помощи рук (дети со слабо развитыми мышцами сгибателями).
Упр. 3 б) И.П. руки в упоре около пояса – подтягивание способ разгибания рук (дети со слабо развитыми мышцами разгибателями).
Упр. 4 «Черепашки» - ползание по гимнастической скамейке на низких четвереньках.
Инструктор крутит глобус вперед.
Физ.: И появились млекопитающие, которые живут на суше, но так же нуждаются в воде.
Упр. 5 «Собака, кошечка, лошадка» - ползание по гимнастической скамейке на средних четвереньках. (Дети сопровождают свои действия звуками на подражание).
Упр. 6 «Мамонты» - ходьба по гимнастической скамейке на высоких четвереньках.
Физ.: Шло время, стали появляться птицы. Это первые существа, которые ходят на двух лапах и позвоночник у них находится в вертикальном положении.
Упр. 7 а) «Птицы». Сидя на гимнастической скамейке спиной вперед - подтягивание при помощи рук. (дети с в.д.р.)
б) Сидя на лавке боком – передвижение по лавке приставными шагами. (дети н.д.р.)
Физ.: А вот и появились всеми любимые человекообразные обезьяны, которые так похожи на людей.
Упр. 8 «Обезьяны». Ходьба, с опорой рук на гимнастическую скамейку. (Скамейка находится между ног).
Инструктор крутит глобус вперед.
Физ.: Через многие тысячелетия появился первый человек. Он был не такой как мы. Чтобы добыть пищу, ему приходилось ходить на охоту.
Упр. 9 а) «На охоту». Ходьба по гимнастической скамейке с приседанием к мешочкам, лежащим на скамейке. (дети с н.д.р.);
б) Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове. (дети с в.д.р.).
Физ.: После охоты первые люди возвращались в свои пещеры.
Игра: «Займем свой дом».
Физ.: Вот и пришло время возвращаться в детский сад. Ходьба по кругу, восстановление дыхания.
Приложение 5. Конспект занятия по физической культуре «Волшебные обручи».