Тема: И. Василенко «Мостик».
Цель: работать над развитием духовного здоровья учащихся, создавая благоприятные условия для общения.
Задачи: познакомиться с произведением И. Василенко «Мостик»; развивать воображение; внимание; умение общаться, выражать своё мнение; воспитывать чувство доброты, отзывчивости, сострадания.
Оборудование: карточки с качествами; текст, разделенный на части у каждого ребенка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Ребята, мы с вами закончили изучение темы: « Я и мои друзья».
- О чем были все произведения? Давайте вспомним некоторые произведения из этого раздела. Я буду зачитывать отрывки, а вы будете говорить из какого произведения они взяты. Кто автор этого произведения.
- Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой?
(В. Берестов «За игрой») - И в обиде я обидел
И щенка, и кота…
(Э. Машковская «Я ушел в свою обиду») - А нынче я снова счастливым был
Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл!
(В. Лунин «Я и Вовка») - Она всё может: везде ходить, всё делать, на всё смотреть…не через дырочку…
Аня стояла такая печальна! Она еще раз посмотрела на окно и тут увидела, что Катя, оказывается, приложила к стеклу новую записку.
(Н. Булгаков « Анна, не грусти») - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
(В. Осеева «Волшебное слово») - Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегают у меня по спине.
(В. Осеева «Почему?»)
II. Вызов
А сегодня мы познакомимся с еще одним произведением И. Василенко «Мостик».
- Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе? О чем узнаем, прочитав название?
(Текст разделенный на части у каждого ребенка).
III. Осмысление
Чтение первой части.
- Верны ли наши предположения о названии?
- А что произойдет потом?
- Что сказано о мальчиках?
Чтение второй части.
- Верны ли наши предположения?
- Какие чувства вы испытываете по отношению к мальчикам?
- Можем ли мы назвать мальчиков настоящими друзьями? Почему?
- А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему?
Чтение третей части.
- Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?
- Что стали делать ребята? Для чего?
- Чем закончится вся эта история про Гришу и Диму? Почему?
Чтение четвёртой части.
- Верны ли предположения?
- Как вы думаете, помирились ли мальчики? Почему вы так думаете?
- Почему рассказ назван «Мостик»?
IV. Рефлексия
Мы обсудили много рассказов и стихотворений о друзьях, о дружбе. Что ценного вы взяли для себя?
А теперь давайте различные действия и поступки распределим в два столбика.
1-й столбик – качества настоящих друзей;
2-й столбик – то, чего настоящие друзья никогда не должны делать.
(У каждого ребенка карточка с действием или поступком. Прикрепляется на доску.)
V. Домашнее задание
Написать мини-сочинение о себе и своих друзьях.
- Да, как здорово, если у тебя есть настоящий друг. Тогда ты можешь почувствовать себя уверенно, спокойно в любой ситуации, зная, что в любую минуту твой друг придет обязательно тебе на помощь. Ты всегда спокоен, а это залог нашего духовного здоровья. Спасибо за урок!