Цель: развитие экологической культуры младших школьников.
Задачи:
- активировать знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей;
- развивать элементы исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: русские народные костюмы, баян, берёзовые дрова, берёзовые почки, гладкие камушки, деревянные ложки, берёзовые веники, призы.
Перед проведением занятия проводится подготовительная работа по группам. Дети готовят задания – сообщения по темам вместе с родителями.
I группа – тема «Берёза – символ России».
II группа – тема «Берёза – «зелёная аптека».
III группа – тема «Берёзкины игры».
Занятие проводится на полянке пришкольной территории.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Под звуки музыки группа девочек в русских народных костюмах исполняет «хоровод берёзок». Выходит Алёнушка (её роль исполняет родительница).
– Русская берёзка ... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)
– Мы с вами в гостях у наших русских берёзок.
Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.
– Берёза – самое любимое, самое родное для
каждого русского человека дерево. И сегодня наше
занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
Почему же берёзу называют символом России?
II. Выступление 1-й группы (5 человек) «Берёза – символ России».
1. Берёзу не зря называют символом России.
Далёкие предки славян ласково называли её
«весёлкой». От этой белоствольной красавицы
словно исходила радость жизни, веселее
становилось на душе.
2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё
и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние
вечера, когда не было электричества, избу
освещала лучина, она была берёзовая. Она горела
ярко и не коптила.
3. Когда строили избу, потолок поверху непременно
покрывали листами тонкой берёзовой коры –
берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже
крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили
вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко
и вода.
4. В бане русский человек издавна привык париться
с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
5. В старину сапоги для русских солдат делали
особым способом: в подмётку – между двумя слоями
кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры –
бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины
реже болели в дождливую погоду.
Выступление детей сопровождаются рисунками и иллюстрациями.
Алёнушка: В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.
Что-то загрустили вы, дети?
Давайте к берёзке сейчас подойдём.
И русской красавице песню споём.
(Дети водят хоровод вокруг берёзки и поют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»)
Алёнушка: Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.
III. Выступление 2-й группы (6 человек) «Берёза – «зелёная аптека»
1. Уже давно известно, что берёза – дивный
лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при
заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в
суставах и пролежнях.
4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных
заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
6. А какая русская баня без берёзового веника?
Именно им лечат издавна все простудные
заболевания.
Алёнушка: Да, велика роль берёзы. Недаром о ней сложено много сказок, игр, хороводов и конкурсов. Слово 3 группе.
IV. Выступление 3-й группы (5 человек, 2 родителя) «Берёзкины игры»
Ведущая: В старину собирались за околицей на полянке парни и девушки, затевали игры и хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину. Для этого нам нужно разделиться на 2 деревни. Одни ребята у нас будут из деревни «Кузовки», а другие из деревни «Лапотки».
Игра первая у нас,
Приглашаю я сейчас
Для сбора почек двух детей.
Выходите поскорей
Из деревни «Кузовки»
И деревни «Лапотки».
Выходят двое ребят. Ведущая задаёт им вопросы:
1. Зачем собирают берёзовые почки? (Для
лечения больных)
2. Когда их нужно собирать? (Весной в апреле)
Вопрос всем детям. Как нужно собирать почки? (Собирать нужно по несколько почек с одной веточки: 3-4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Всё надо беречь. Пчёлка собирает нектар тоже понемногу с каждого цветка).
За правильные ответы Алёнушка награждает детей красивыми гладкими камушками с речки.
Далее игры объясняют взрослые. Дети помогают.
1. Кто быстрее соберёт берёзовые почки?
Описание игры: На двух листах бумаги лежат
рассыпанные почки (одинаковое количество). Нужно
по одной почке складывать в кружку. Кто быстрее
соберёт почки, тот и выиграл.
Перед игрой произносятся слова:
Заболел наш Ванечка,
А за ним и Манечка.
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.
За сбором почек следят дети, по одному от каждой деревни. За сборщиком почек из деревни «Кузовки» следит ребёнок из «Лапотков» и наоборот.
2. Игра-аттракцион «Кто больше соберёт грибов подберёзовиков?»
Описание игры. Детям дают в руки берестяные лукошки, завязывают глаза. На поляне ставят грибы деревянные или сделанные из папье-маше. Грибники ползают на четвереньках по траве, ищут подберёзовики. Играют от одного до трёх человек от каждой деревни. Кто больше соберёт грибов, тот и победил. Победившей артели грибников Алёнушка вручает призы (камушки).
3. Игра «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму»
Описание игры. Из обеих деревень выбираются две
бригады лесорубов. Игра проводится как эстафета.
По сигналу ребёнок бежит в лес, берёт полено и
несётся с ним в деревню, кладёт его в сторонку. За
ним следующий, аккуратно кладёт своё полено
рядом – это поленница и т. д.
Нужно не только быстро заготовить дрова, но и
красиво, ровно сложить поленницу, чтобы она не
упала, не покосилась от ветра.
После того, как все берёзовые дрова сложены
аккуратно на траву в ровные поленницы, старшим
лесорубам предлагается сказать скороговорку –
«На дворе трава, на траве дрова».
Победителям выдаются призы.
Ведущая:
Делу время, потехе – час,
Сыграют ложкари сейчас!
Игра на деревянных ложках.
4. Игра «Кто лучше парится берёзовым веником?»
Описание игры. Приглашаются по два человека из
обеих деревень, даётся по одному венику.
В каждой паре один хлещет другого под быструю
весёлую мелодию. Во время маленькой паузы дети
меняются ролями, кто хлестал, того теперь
шлёпают. Кто энергичней хлещет по всему телу
берёзовым веником, тот и побеждает. Желательно
играющим раздеться до трусиков.
5. Игра «Перетяни верёвку». Участвуют все дети.
6. Конкурс на лучшую русскую пляску.
Алёнушка подсчитывает, у какой деревни больше камушков. В конечном итоге побеждает дружба и радость общения.
IV. Заключительная часть
Алёнушка: Сегодня у берёзок был
праздник. Они вместе с нами радовались и
веселились.
Но весной очень грустно видеть берёзовую рощу.
Почти все стволы порезаны и течёт, течёт по ним
сок. Сколько его вытекает.
А ведь он, словно кровь дерева, несёт в крону
питательные вещества, необходимые для того,
чтобы ожило дерево после зимнего сна, чтобы
набухли почки и развернулись листья.
Стоит ли ради глотка этой сладковатой воды
уродовать деревья, наносить их здоровью
неповторимый вред.
Ведь раны на стволах очень долго не зарастают,
древесина в этих местах часто начинает гнить.
Микробы проникают через раны в ствол.
Сейчас сок можно купить в магазинах. Его
заготовка ведётся по строгим правилам, с помощью
специальных приспособлений. Дерево почти не
страдает. Спасём нашу русскую берёзку!
В заключение занятия дети поют песни о березе.