Школа является тем институтом, который вводит
молодых граждан в мир нашего Отечества.
Воспитание детей и молодежи в современном
российском обществе предполагает необходимость
формирования у подрастающего поколения
нравственных, морально-психологических и
этических качеств, среди которых важное значение
имеют патриотизм, гражданственность,
ответственность за судьбу Отечества.
Воспитание любви к родной земле, знакомство с
достопримечательностями любимого города может
осуществляться на любом уроке. Так, данный урок
не только формирует математическую компетенцию
учащихся, но и несет большое воспитательное
значение, развивает познавательный интерес за
счет тематического фона по краеведению.
Тверская область – душа России. Много
заслуженных эпитетов и красивых метафор можно
отнести к нашей русской глубинке, тверской земле.
Тверь – административный центр Тверской
области, крупный промышленный и культурный
центр.
Несомненно, что Тверь – это один из самых
красивых городов России: многочисленные белые
церкви и храмы, старинные здания различных эпох с
причудливыми барельефами, могучая Волга. Тверь
смогла объединить в себе шикарность старины и
красоту нового времени.
За последнее время город очень сильно изменился:
озеленение парков и улиц, строительство
фонтанов, которые стали излюбленным местом
отдыха тверитян, реконструкция обветшалых
зданий и памятников культуры. Тверь развивается
и хорошеет с каждым днем, заставляя людей
восхищаться собою.
Каждый из нас, кто живет в Твери, должен не только
знать историю своей малой Родины, ее истоки, но и
бережно сохранять и преумножать ее богатства.
Тема урока: «Тверь и иррациональные уравнения».
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель урока: вырабатывать у учащихся умение решать иррациональные уравнения.
Задачи урока:
- Образовательная: овладение учащимися алгоритма решения иррациональных уравнений;
- Развивающая: развитие познавательного интереса, творческого потенциала учащихся, уровня самооценки;
- Воспитательная: осуществление межпредметной связи с краеведением, воспитание любви к своей малой Родине.
Планируемые результаты:
- По содержанию:
- знать определение иррациональных уравнений;
- знать алгоритм решения иррациональных уравнений.
- По способу деятельности:
- уметь решать иррациональные уравнения по алгоритму.
Определение начальных условий: организация вводного повторения, основанного на знании понятия уравнения, его корней.
Методы обучения:
- по способу усвоения видов содержания
образования:
- информационно-рецептивный (объяснительный);
- частично-поисковый;
- инструктивно-репродуктивный;
- метод уровневой дифференциации.
- по способу рассуждений:
- от репродуктивного к самостоятельному;
- от воспроизведения к объяснению;
- от коллективного к самостоятельному.
Организационная форма урока: чередование разных форм взаимодействия учитель « ученик, с использованием интерактивного информационного режима.
Средства обучения:
- учебник;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал;
- наглядный материал.
В основу урока положена коллективная форма обучения, но используются элементы технологии личностно-ориентированного обучения.
Структура урока и его содержание:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
(информационно-рецептивный):
а) систематизация базовых знаний учащихся по
теме уравнение и его корни (устный опрос);
б) запись темы, целеполагание;
в) введение учителем терминологии, определений
(беседа);
г) составление учащимися алгоритма решения
иррациональных уравнений (частично-поисковый).
3. Вводный контроль, направленный на определение
уровня усвоения учащимися теоретического
материала. Выполнение тестовой работы с
фронтальной проверкой.
4. Выполнение тренировочных упражнений на
понимание и применение алгоритма решения
иррациональных уравнений
(инструктивно-репродуктивный).
5. Промежуточный контроль, направленный на
усвоение учащимися алгоритма решения
иррациональных уравнений. Самопроверка с
помощью проектора.
6. Итоговый контроль. Самостоятельное решение
иррациональных уравнений дифференцированного
характера (учащиеся самостоятельно определяют
уровень достижения результата)
7. Диагностика (осуществляется на 3, 5, 6 этапах
урока). Учащиеся в течение урока при выполнении
определенного вида задания собирают картинку,
состоящую из 6 частей (пазл), с одним из видов
города. По собранной картинке, учитель
отслеживает пробелы и трудности при усвоении
темы урока и корректирует процесс обучения.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Оформление: на доске: «Тверь – добрый город», картинка с видом города, кодированные картинки.
|
|
|
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Посмотрите вокруг:
новостроек не счесть -
Это труд наших рук,
Наша гордость и честь!
День встает над страной,
Будит солнцем края.
Здравствуй, город родной,
Здравствуй, Тверь ты моя.
Слово учителя: Сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по нашему любимому городу. Тверь – добрый город. В его имени слышится что-то твердое и крепкое. Тверь – древний город, богатый своей историей и культурой. Давайте пройдемся по древним и тихим улочкам нашего города. А путеводителем в этом путешествии будут иррациональные уравнения.
2. Объяснение нового материала
1) Повторение понятий: уравнение, корень
уравнения, что значит решить уравнение.
2) Решите уравнения:
а) 1 – 2х = 16; Ответ: х = – 7,5
б) х + 1 = 2х – 3; Ответ: х = 4
в) х2 – х – 2 = 0; Ответ: х1 = 2, х2 = – 1
г) .
3) На примере решения уравнения вводится понятие иррационального уравнения, алгоритм его решения, понятие посторонних корней
3. Вводный контроль (выполнение тестовой работы)
Тест
1) а) Заполните пропуски в формулировке утверждения:
Уравнения, содержащие неизвестное _____________________________, называются иррациональными.
б) Подчеркните, какие уравнения являются иррациональными: 2х – 1 = 3х + 8; ; 3х2 – 8х + 1 = 0 ; 3х + 8 = .
2) Найдите ошибку в решении уравнения .
Решение: , 2х – 3 = 1, 2х = 4, х = 2
Ответ: х = 2.
Ошибка: ________________________________________________________
Проверка фронтально (если верно выполнили 2 задания – получают 2 пазла, на 1 задание – 1 пазл).
4. Тренировочные упражнения.
Выполнение упражнений из учебника: №196(3), №197(1), №198(1) (у доски с комментариями или ученик самостоятельно в зависимости от времени).
После решения каждого уравнения открывается кодированная картинка на доске, сопровождающаяся комментариями.
Рисунок 1: герб Твери
Комментарий: Герб Твери – один из самых интересных среди всех гербов мира. Щит герба красного цвета. Это цвет мужества и доблести наших предков. На красном поле помещено изображение золотого стула с зеленой подушкой, на которой лежит золотая корона, украшенная изумрудами – символ высокой власти Иисуса Христа. |
Рисунок 2: флаг Твери
Комментарий: Флаг нашего города – красный с двумя жёлтыми горизонтальными полосами и контурным изображение герба. |
Рисунок 3: знамя Твери
Комментарий: Знамя – это особый символ города, который изготавливается в единственном числе. Оно торжественно выносится в дни самых главных городских праздников, в его присутствии приносит присягу на верность Твери Глава нашего города. |
5. Промежуточный контроль
Выполнение №196(4) из учебника. Проверка с помощью проектора. За правильное решение уравнения учащиеся получают 1 пазл.
6. Итоговый контроль (дифференцированный)
На проекторе 6 уравнений 3 уровней. Учащиеся самостоятельно определяют свой уровень, выбирая соответствующие уравнения. За правильное решение открывают 3 пазла. Проверка корней через проектор.
1 уровень:
1)
Ответ: х = 16
2) Ответ:
х = 2
3)
Ответ: х = 4
2 уровень:
1)
Ответ: х =
2)
Ответ: х = 5
3 уровень:
Ответ: х = 2
В ходе урока у учащихся на столе должны появиться 6 картинок с видами города (по одной на каждой колонке). Картинка может быть собрана полностью или частично, в зависимости от степени усвоения темы.
Рисунок 4: Памятник Михаила Тверского.
Историческая справка: Тверь возникла на рубеже XII-XIII веков. Период правления Михаила Ярославича – золотой век Тверского княжества. Княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси и начало претендовать на роль политического центра. При Михаиле Ярославовиче возобновилось летописание и каменное строительство. В Твери бережно хранят память о князе Михаиле Ярославиче. В центре города установлен памятник великому князю Михаилу Тверскому, в городском саду сооружён памятный знак в его честь, одна из набережных реки Волги названа его именем, при впадении реки Тьмаки в Волгу построена белокаменная церковь во имя Михаила Тверского. Высшая награда нашей области тоже носит имя великого русского патриота — крест святого Михаила Ярославича Тверского.
Рисунок 5: Памятник Афанасию Никитина
Историческая справка: Афанасий Никитин первым из европейцев посетил далёкую Индию. Весной 1148 года отправились в странствия Афанасий Никитин и его спутники. Они плыли по Волге, Каспийскому морю, шли по пустыням и горным перевалам. Шесть лет тверской купец изучал историю, культуру, быт индийского народа. О своём увлекательном путешествии Афанасий Никитин написал книгу «Хождение за три моря», которая известна во всём мире.
Рисунок 6: Старый Волжский мост
Историческая справка: В нашем городе около 30 мостов. Самым знаменитым из них является Старый (Волжский) мост через Волгу. Его строили более трёх лет, и строительство закончили в 1900 году. Длина моста составляет 215 м. Этот мост не похож на другие мосты города. Нет подобных мостов и нигде в мире. В годы Великой Отечественной войны мост был взорван. Но после освобождения города мост восстановили. Он стал символом нашего города.
Рисунок 7: Императорский Путевой дворец
Историческая справка: Путешествуя из Петербурга в Москву, русские цари всегда проезжали через Тверь. Здесь они останавливались на ночлег и принимали доклады от тверских властей. В XVIII веке русский архитектор Матвей Казаков начал строительство большого дворца. Здание было построено в виде буквы «П», на главном пути и именно поэтому получил название Путевой дворец. В середине XIX века в здании дворца был открыт один из первых в России музеев. В настоящее время во дворце располагается картинная галерея.
Рисунок 8: Обелиск Победы
Историческая справка: В городе много мест, напоминающих о событиях Великой Отечественной войны. Главный из них – обелиск Победы. Высота обелиска 48 метров. Памятник украшен четырьмя щитами, напоминающие страницы раскрытой книги и рассказывающие о событиях военного времени.
Рисунок 9: Церковь Белая Троица
Историческая справка: Город Тверь славится памятниками старины, своими храмами. Церковь Белая Троица была построена в 1564 году. Внутри храма сохранились старинная настенная живопись, иконостас XVIII века, врата в алтарь, называемые Царскими.
Конечно, в Твери есть не только храмы, дворцы и памятники, но и заводы, институты, районы новостроек.
7. Итог урока. Рефлексия
8. Домашнее задание: п. 16, № 197(2), 198(2), 199(2), 202(4).
Тверь обновленная, город родной,
Я восхищаюсь твоей красотой.
Словно твердыня стоит предо мной
Город над матушкой Волгой-рекой.
9. Презентация «Родная Тверь – моя любовь, моя судьба»
Литература:
1. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др. Алгебра:
Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение.
2. М.Н.Арцев, В.И.Лавренов «Моя Золотая Тверь.
Гербы и символы Твери». Тверь: Издатель Алексей
Ушаков, 2007.
3. С. Михня. Тверь.Путеводитель.
4. Памятники истории и культуры Тверской области.
Путеводитель.