"Тверь и иррациональные уравнения"

Разделы: Математика


Школа является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего Отечества. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества.
Воспитание любви к родной земле, знакомство с достопримечательностями любимого города может осуществляться на любом уроке. Так, данный урок не только формирует математическую компетенцию учащихся, но и несет большое воспитательное значение, развивает познавательный интерес за счет тематического фона по краеведению.
Тверская область – душа России. Много заслуженных эпитетов и красивых метафор можно отнести к нашей русской глубинке, тверской земле.
Тверь – административный центр Тверской области, крупный промышленный и культурный центр.
Несомненно, что Тверь – это один из самых красивых городов России: многочисленные белые церкви и храмы, старинные здания различных эпох с причудливыми барельефами, могучая Волга. Тверь смогла объединить в себе шикарность старины и красоту нового времени.
За последнее время город очень сильно изменился: озеленение парков и улиц, строительство фонтанов, которые стали излюбленным местом отдыха тверитян, реконструкция обветшалых зданий и памятников культуры. Тверь развивается и хорошеет с каждым днем, заставляя людей восхищаться собою.
Каждый из нас, кто живет в Твери, должен не только знать историю своей малой Родины, ее истоки, но и бережно сохранять и преумножать ее богатства.

Тема урока: «Тверь и иррациональные уравнения».

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель урока: вырабатывать у учащихся умение решать иррациональные уравнения.

Задачи урока:

  • Образовательная: овладение учащимися алгоритма решения иррациональных уравнений;
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, творческого потенциала учащихся, уровня самооценки;
  • Воспитательная: осуществление межпредметной связи с краеведением, воспитание любви к своей малой Родине.

Планируемые результаты:

  • По содержанию:
    • знать определение иррациональных уравнений;
    • знать алгоритм решения иррациональных уравнений.
  • По способу деятельности:
    • уметь решать иррациональные уравнения по алгоритму.

Определение начальных условий: организация вводного повторения, основанного на знании понятия уравнения, его корней.

Методы обучения:

  • по способу усвоения видов содержания образования:
    • информационно-рецептивный (объяснительный);
    • частично-поисковый;
    • инструктивно-репродуктивный;
    • метод уровневой дифференциации.
  • по способу рассуждений:
    • от репродуктивного к самостоятельному;
    • от воспроизведения к объяснению;
    • от коллективного к самостоятельному.

Организационная форма урока: чередование разных форм взаимодействия учитель « ученик, с использованием интерактивного информационного режима.

Средства обучения:

  • учебник;
  • мультимедийный проектор;
  • раздаточный материал;
  • наглядный материал.

В основу урока положена коллективная форма обучения, но используются элементы технологии личностно-ориентированного обучения.

Структура урока и его содержание:

1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала (информационно-рецептивный):
а) систематизация базовых знаний учащихся по теме уравнение и его корни (устный опрос);
б) запись темы, целеполагание;
в) введение учителем терминологии, определений (беседа);
г) составление учащимися алгоритма решения иррациональных уравнений (частично-поисковый).
3. Вводный контроль, направленный на определение уровня усвоения учащимися теоретического материала. Выполнение тестовой работы с фронтальной проверкой.
4. Выполнение тренировочных упражнений на понимание и применение алгоритма решения иррациональных уравнений (инструктивно-репродуктивный).
5. Промежуточный контроль, направленный на усвоение учащимися алгоритма решения иррациональных уравнений. Самопроверка с помощью проектора.
6. Итоговый контроль. Самостоятельное решение иррациональных уравнений дифференцированного характера (учащиеся самостоятельно определяют уровень достижения результата)
7. Диагностика (осуществляется на 3, 5, 6 этапах урока). Учащиеся в течение урока при выполнении определенного вида задания собирают картинку, состоящую из 6 частей (пазл), с одним из видов города. По собранной картинке, учитель отслеживает пробелы и трудности при усвоении темы урока и корректирует процесс обучения.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание.

Оформление: на доске: «Тверь – добрый город», картинка с видом города, кодированные картинки.

Х = –7,5

Х = 4

Х = 2

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Посмотрите вокруг:
новостроек не счесть -
Это труд наших рук,
Наша гордость и честь!
День встает над страной,
Будит солнцем края.
Здравствуй, город родной,
Здравствуй, Тверь ты моя.

Слово учителя: Сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по нашему любимому городу. Тверь – добрый город. В его имени слышится что-то твердое и крепкое. Тверь – древний город, богатый своей историей и культурой. Давайте пройдемся по древним и тихим улочкам нашего города. А путеводителем в этом путешествии будут иррациональные уравнения.

2. Объяснение нового материала

1) Повторение понятий: уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение.
2) Решите уравнения:

а) 1 – 2х = 16;    Ответ: х = – 7,5
б) х + 1 = 2х – 3;  Ответ: х = 4
в) х2 – х – 2 = 0; Ответ: х1 = 2, х2 = – 1
г) .

3) На примере решения уравнения  вводится понятие иррационального уравнения, алгоритм его решения, понятие посторонних корней

3. Вводный контроль (выполнение тестовой работы)

Тест

1) а) Заполните пропуски в формулировке утверждения:

Уравнения, содержащие неизвестное _____________________________, называются иррациональными.

б) Подчеркните, какие уравнения являются иррациональными: 2х – 1 = 3х + 8;   ;   3х2 – 8х + 1 = 0 ;   3х + 8 = .

2) Найдите ошибку в решении уравнения  .

Решение: , 2х – 3 = 1,  2х = 4,  х = 2

Ответ: х = 2.

Ошибка: ________________________________________________________

Проверка фронтально (если верно выполнили 2 задания – получают 2 пазла, на 1 задание – 1 пазл).

4. Тренировочные упражнения.

Выполнение упражнений из учебника: №196(3), №197(1), №198(1) (у доски с комментариями или ученик самостоятельно в зависимости от времени).

После решения каждого уравнения открывается кодированная картинка на доске, сопровождающаяся комментариями.

Рисунок 1: герб Твери

Комментарий: Герб Твери – один из самых интересных среди всех гербов мира. Щит герба красного цвета. Это цвет мужества и доблести наших предков. На красном поле помещено изображение золотого стула с зеленой подушкой, на которой лежит золотая корона, украшенная изумрудами – символ высокой власти Иисуса Христа.

Рисунок 2: флаг Твери

Комментарий: Флаг нашего города – красный с двумя жёлтыми горизонтальными полосами и контурным изображение герба.

Рисунок 3: знамя Твери

Комментарий: Знамя – это особый символ города, который изготавливается в единственном числе. Оно торжественно выносится в дни самых главных городских праздников, в его присутствии приносит присягу на верность Твери Глава нашего города.

5. Промежуточный контроль

Выполнение №196(4) из учебника. Проверка с помощью проектора. За правильное решение уравнения учащиеся получают 1 пазл.

6. Итоговый контроль (дифференцированный)

На проекторе 6 уравнений 3 уровней. Учащиеся самостоятельно определяют свой уровень, выбирая соответствующие уравнения. За правильное решение открывают 3 пазла. Проверка корней через проектор.

1 уровень:

1)                 Ответ: х = 16
2)       Ответ: х = 2
3)               Ответ: х = 4

2 уровень:

1)               Ответ: х =
2)              Ответ: х = 5

3 уровень:

                Ответ: х = 2

В ходе урока у  учащихся на столе должны появиться 6 картинок с видами города (по одной на каждой колонке). Картинка может быть собрана полностью или частично, в зависимости от степени усвоения темы.

Рисунок 4: Памятник Михаила Тверского.

Историческая справка: Тверь возникла на рубеже XII-XIII веков. Период правления Михаила Ярославича – золотой век Тверского княжества. Княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси и начало претендовать на роль политического центра. При Михаиле Ярославовиче возобновилось летописание и каменное строительство. В Твери бережно хранят память о князе Михаиле Ярославиче. В центре города установлен памятник великому князю Михаилу Тверскому, в городском саду сооружён памятный знак в его честь, одна из набережных реки Волги названа его именем, при впадении реки Тьмаки в Волгу по­строена белокаменная церковь во имя Михаила Тверского. Высшая на­града нашей области тоже носит имя великого русского патриота — крест святого Михаила Ярославича Тверского.

Рисунок 5: Памятник Афанасию Никитина

Историческая справка:  Афанасий Никитин первым из европейцев посетил далёкую Индию. Весной 1148 года отправились в странствия Афанасий Никитин и его спутники. Они плыли по Волге, Каспийскому морю, шли по пустыням и горным перевалам. Шесть лет тверской купец изучал историю, культуру, быт индийского народа. О своём увлекательном путешествии Афанасий Никитин написал книгу «Хождение за три моря», которая известна во всём мире.

Рисунок 6: Старый Волжский мост

Историческая справка: В нашем городе около 30 мостов. Самым знаменитым из них является Старый (Волжский) мост через Волгу. Его строили более трёх лет, и строительство закончили в 1900 году. Длина моста составляет 215 м. Этот мост не похож на другие мосты города. Нет подобных мостов и нигде в мире. В годы Великой Отечественной войны мост был взорван. Но после освобождения города мост восстановили. Он стал символом нашего города.

Рисунок 7: Императорский Путевой дворец

Историческая справка: Путешествуя из Петербурга в Москву, русские цари всегда проезжали через Тверь. Здесь они останавливались на ночлег и принимали доклады от тверских властей. В XVIII  веке русский архитектор Матвей Казаков начал строительство большого дворца. Здание было построено в виде буквы «П», на главном пути и именно поэтому получил название Путевой дворец. В середине XIX века в здании дворца был открыт один из первых в России музеев. В настоящее время во дворце располагается картинная галерея.

Рисунок 8: Обелиск Победы

Историческая справка: В городе много мест, напоминающих о событиях Великой Отечественной войны. Главный из них – обелиск Победы. Высота обелиска 48 метров. Памятник украшен четырьмя щитами, напоминающие страницы раскрытой книги и рассказывающие о событиях военного времени.

Рисунок 9: Церковь Белая Троица

Историческая справка: Город Тверь славится памятниками старины, своими храмами. Церковь Белая Троица была построена в 1564 году. Внутри храма сохранились старинная настенная живопись, иконостас XVIII века, врата в алтарь, называемые Царскими.

Конечно, в Твери есть не только храмы, дворцы и памятники, но и заводы, институты, районы новостроек.

7. Итог урока. Рефлексия

8. Домашнее задание: п. 16, № 197(2), 198(2), 199(2), 202(4).

Тверь обновленная, город родной,
Я восхищаюсь твоей красотой.
Словно твердыня стоит предо мной
Город над матушкой Волгой-рекой.

9. Презентация «Родная Тверь – моя любовь, моя судьба»

Литература:

1. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др. Алгебра: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение.
2. М.Н.Арцев, В.И.Лавренов «Моя Золотая Тверь. Гербы и символы Твери». Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2007.
3. С. Михня. Тверь.Путеводитель.
4. Памятники истории и культуры Тверской области. Путеводитель.