Цели:
- Ознакомить с истоками культурных традиций русского народа.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, а также интерес к истории русского народа.
Масленица годовая, гостьюшка дорогая!
Оформление: Название праздника “Масленица”; воздушные шары; чучело масленицы; сани; плакаты с пословицами:
“Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”, “Масленица семь дней гуляет”, “Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом”, народные костюмы для учащихся. Действующие лица: скоморохи, Весна.
Вед: Какие праздники вы, ребята, знаете?
Дети: 8-ое марта, Новый год, 9-ое мая.
Вед: Но есть еще много праздников, которых нет в календарях. Это народные праздники, и мы вам о них расскажем. Первый из них масленица.
Масленица – самый яркий и веселый русский праздник. Люди радовались скорому приходу тепла и как бы говорили “Здравствуй” весеннему солнышку. Поэтому многие обычаи и забавы на масленице напоминают о солнце. В самом начале весны по всей России целую неделю шумел и веселился народ. Сегодня мы вспомним этот праздник и повеселимся вместе со скоморохами. Фомой и Еремой.
Фома: Я - Фома!
Ерема: Я – Ерема!
Фома: Низко поклонились!
Ерема: Колпаки свалились!
Фома: Колпаки надеваем!
Ерема: Снова начинаем!
Вместе: Мы пришли к вам оба!
Фома: Фома!
Ерема: Да Ерема!
Вместе:
На масленице погулять,
Ребят посмотреть,
Себя показать!
Фома:
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Вед:
Гуляется масленица – 7 дней,
Каждый день носит свое название:
Фома: Понедельник – встреча, в домах начинали печь блины. По домам ходили ряженые и напрашивались на угощение.
Ерема: Вторник – “заигрыш” На улице веселье шло до ночи! Люди наряжались в смешные костюмы, пели песни, водили хороводы, катались на тройках. Любимой игрой было взятие снежного городка. Строили крепость из снега, делились на две группы. Одни оставались в крепости, другие с веселыми криками штурмовали ее. Защитникам крепости не позавидуешь: как бы храбро они ни дрались, их обязательно побеждали, ведь они – то защищали Зиму, а их противники – Весну.
1-й ученик:
Уходи, мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
2-й ученик:
Солнце ласково смеется
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
3-й ученик:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
1-й ученик:
Раным – рано петухи у нас запели,
Про Весну – красну возвестили.
2-й ученик:
Мы Весны – красны прихода ожидаем.
С пением зимушку провожаем!
Прощай, прощай, зимушка!
Здравствуй, Весна – красна!
Фома:
Ау, ау, зиму лютую баюкаем,
Весну – красну призываем.
Ерема: Погляди, народ к нам Весна идет!
(Под музыку П. И Чайковского “Март” Выходит Весна.)
Весна:
Здравствуйте, гости, дорогие!
Здравствуйте, ребята!
Пришла я к вам – и утихли метели!
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
1-й ученик:
Март, март – солнцу рад;
2-й ученик:
Апрель, апрель – открой дверь;
3-й ученик.
Май, май – сколько хочешь, гуляй.
Танец “Русская плясовая”. Музыкальное сопровождение, песня “Балалайка” Слова и музыка Татьяны Морозовой.
Ерема: Середина недели – среда – лакомка. Почему лакомка? Главным угощением на масленой недели были блины. Ведь каждый блин – круглый, горячий, желтый – будто маленькое солнышко. Откусывая его, ты как, бы откусываешь кусочек солнца.
Фома: - Подходи, народ! Кто быстрее? Кто смелее? Кто съест первым блин? Веселись народ, набивая свой живот!
Конкурс “Кто быстрее съесть блин”!
Ерема: Четверг – широкая Масленица. Четверг придет шутки, песни принесет.
(Исполняется песня “Гармонист Тимошка” слова и музыка Т. Морозовой. )
Фома: Пятница – тещины вечеринки. Суббота – заловкины посиделки! Родственники собираются на чаепитие с блинами поют песни, озорные, частушки.
Как весна пришла, вся земля расцвела.
Весна! Весна! Красным – красна!
Ты погляди туда – сюда!
Вот какая красота!
А это что за голоса?
Частушки.
1.В понедельник с ясной зорьки,
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.2. Как на масленой недели
Из трубы блины летели,
Уж вы блинчики мои,
Уж вы блинчики мои!3. По деревне в каждый двор,
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.4. Чтоб расположить плутовку,
Одари свою золовку.
Все обиды, словно в пруд,
По теченью плывут.5. Спозаранок бежит зять
Свою тещу ублажать,
Зазывает ее в дом,
Угощает там блином.
6. Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!7. Уминая власть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.8. В испытаниях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.9. Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.10. С наступленьем воскресенья
Просим у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
Вед: Воскресенье – последний день масленицы! Этот день называли прощеным воскресеньем. Было принято просить прощенья друг у друга.
В последний день Масленицы люди как бы окончательно прощались с Зимой; делали куклу из соломы, тряпок, наряжали ее.
Масленицу славили и величали ее.
Наша масленица годовая,
Она гостюшка дорогая.
Она пешком к нам не ходит.
Все на комонях разъезжает.
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Вед: Масленице оказывали почести как редкой гостье.
1-й ученик:
Наша масленица годовая,
Она гостюшка дорогая.
2-й ученик:
Дорогая наша гостья масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
3-й ученик:
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуалтынная
4-й ученик:
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные.
5-й ученик:
Угости нас, масленица, блинами:
А мы тебя величать, прославлять будем.
Исполняется песня “Блины”. Дети поют угощают всех блинами.
Ешьте, гости, блинчики, круглые, румяные, как наше солнышко.
Вед: Масленичное чучело ввозили в деревню на санях – вот почему в песне говориться, что она “пешено не ходит”, на “комонях ”, т.е на конях, разъезжает. Масленица названа “годовой”, она бывала раз в году.
В “прощеный день” чучело масленицы сжигали. Но остатки чучела собирали и раскидывали по полям, как бы “сеяли”. Считалось, что в соломе таилась буйная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе. Сжигание чучела необходимо, по убеждению народа, чтобы растительная сила – зола – обнаружила себя летом в злаках.
На следующий, Федоровой недели, справляли “тужилки по масленице”: пекли постные блины и очищались медом перед Великим постом. Вот и мы совершили этот ритуал.
(Фома и Ерема приглашают гостей и ребят на улицу сжигать “Масленицу”)