Цель: формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний на основе восприятия родной природы
Задачи:
- Помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
- Познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе
- Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы.
Материал: М. Равель “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя”; ДЖ. Россини “Увертюра к опере “Вильгельм Телль”; П.И. Чайковский “Осенняя песня”; “На тройке”; Чюрленис. Симфоническая поэма “В лесу”; Ю. Чичков “Снежная сказка зимы”; С.Есенин “Синий май. Заревая теплынь”; М. Чюрленис. Репродукции картин “Соната моря”, “Лес”, “Лето”, “Соната весны”, И.И. Левитан “Осенний день Сокольники”.
Оборудование: СД-записи, фортепиано, ноты, доска, краски.
Организационный момент
Вход детей в класс под музыку из симфонической поэмы Чюрлениса “В лесу”. Мысленно совершая прогулку по лесу, проникаясь его красочным, неповторимым звуковым образом, ученики выполняют ряд упражнений.
Основная часть урока
У: Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа дарит музыке звуки. Ребята, какие звуки природы мы можем услышать в музыке?
Д: Звуки, которые слышаться в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы.
У: Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Не раз мы уже встречались с музыкой, рисующей картинки природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. Ребята, какие музыкальные произведения о природе вы слышали и какие песни пели сами?
Д: Книпер “Почему медведь зимой спит”, русская народная песня “Во поле береза стояла”, Григ “Утро”, Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”, Глинка “Жаворонок”, Бетховен “Сурок”.
У: Звучит “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя” М. Равеля. После слушания предлагается ответить на вопрос: какое настроение, чувство будит в вас прозвучавшая музыка?
Д: В начале пьесы – спокойное, в конце – радостное, ожидается приближение чего-то светлого.
Подвести учащихся к постижению образа в этом сочинении, анализу средств музыкальной выразительности, в частности отметить своеобразные изгибы мелодической линии. Обратить внимание на музыкальные инструменты, использованные М. Равелем.
У: Ребята, услышанное вами произведение называется “Восход солнца”, а что происходит с природой в утренние часы?
Д: Она пробуждается, с первыми лучами солнца, слышаться звонкие птичьи голоса.
Для создания выразительной, красочной картины просыпающейся природы предложить школьникам послушать, как изобразил утро С. Есенин в своем стихотворении “Синий май. Заревая теплынь”: подчеркнуть отдельные поэтические выражения, олицетворяющие природу (“спит черемушка в белой накидке”, “вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры”)
Звучит еще один музыкальный фрагмент – уз увертюры к опере Дж. Россини “Вильгельм Телль”, который тоже воссоздает картину утреннего леса.
По окончании слушания сравнить два музыкальных произведения – “Восход солнца” М. Равеля и “Вильгельм Телль” Дж. России, показать общее между ними.
Д: Спокойное, легкое покачивание, ассоциирующиеся с дуновением ветра; постепенное нарастание звука, напоминающее пробуждение птиц, зверей; усиление динамики, обогащение звучности за счет включения новых музыкальных инструментов; мажорная ладовая окраска.
У: Природа просыпается и начинается общее оживление в лесу. Первые лучи солнца освещают каждый листик, травинку, словно сверкают в капельке росы. Поляны и тропинки заливаются ярким светом, все преображающим вокруг. Каждый раз мы убеждаемся в том, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека; что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно и о красоте жизни. Учитель показывает детям репродукцию картины “Осенний день. Сокольники” И.И. Левитана.
Какое время года изображено на картине?
Д: Осень пасмурная, ветреная.
У: Какие преобладают тона?
Д: Темные, холодные.
У: Ребята, как вы думаете, какой лад, темп, мелодию будет использовать композитор в музыке, чтобы мы услышали осень?
Д: Минорный лад, медленный и неторопливый темп, печальную мелодию.
У: Сейчас мы с вами услышим два фрагмента из музыкальных произведений и выберем тот, который бы посредством музыкальной выразительности больше подходил бы к нашей картине.
Звучат фрагменты из музыкальных произведений: “На тройке” и “Осенняя песня” Чайковского.
Дети выбирают второе, так как в нем минорный лад, умеренный темп, унылая и тоскливая мелодия.
Ученики пробуют сами дать название.
У: Музыкальное произведение, отрывок из которого вы выбрали, называется “Осенняя песня”. Это произведение сочинил Петр Ильич Чайковский. Композитор родился за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении Воткинск. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившиеся издалека песни.
Петя с большой остротой воспринимал весь окружающий его мир, в котором природа занимала огромное место. Играя со своими маленькими друзьями, он вдруг, как бы невзначай, оставлял их в стороне и замирал, глядя на неожиданно открывающиеся перед ним живописные виды. То его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера с нависшими над водой ветвистыми деревьями.
Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в музыкальных произведениях. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы - альбом “Времена года”.
Как вы думаете, сколько музыкальных пьес в этом альбоме?
Д: Двенадцать. Каждая из пьес цикла представляет образ одного из месяцев года.
У: Правильно, причем этот образ чаще всего передан через пейзаж. “Осенняя песня”, которая прозвучала сегодня на уроке - одна из 12 пьес альбома “Времена года”.
Ребята, сейчас мы будем разучивать песню, в которой тоже говорится об одном из времен года.
Разучивание 1 куплета песни “Снежная сказка зимы”. Муз. Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Работа над интонацией, ритмом.
У: Рассказывая о создании выразительных зарисовках природы нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта и художника одновременно - Микалоюса Чюрлениса. Он родился в Литве и вырос в живописной местности, среди лесов и полей, где протекает глубоководная река Неман. Художник нежно любил природу своих родных мест. Вот как он сам пишет об этом: “Неотрывно смотрел бы я на деревья, траву; тут же, при мне набухали бы светло-зеленые ростки... А там, глядишь, из-за большого листа цветок высовывает голову и улыбается солнцу... Опять слышишь шепот сосен, такой серьезный, будто они тебе что-то рассказывают. И ничто не кажется тебе таким понятным, как этот шепот.” О Чюрленисе говорили, что своими картинами он хотел выразить музыку, что красками он стремился передать музыкальные звуки. В его картинах звучит музыка. Давайте рассмотрим репродукцию картины “Соната моря”. Что вы слышите?
Д: Плеск волн.
У: Какие чувства вызывает эта картина?
Д: Чувство взволнованности, напряжения.
У: А теперь посмотрите на картины “Лес”, “Лето”. Какую атмосферу они создают?
Д: Атмосферу тишины, спокойствия.
У: А это его солнечная “Соната весны”. Она полна вечного движения. Ребята, чем выражено это движение?
Д: Бесконечные взмахи мельничных крыльев, легкие тянущиеся ввысь деревья, горящие как свечи ветви растений, среди которых скользят легкокрылые птицы.
У: Своим творчеством Чюрленис выразил романтику, мечту, фантазию. Поэтому каждый, кто знакомится с его работами поддается огромной силе воздействия - они будят воображение и мысль.
Давайте и мы поддадимся воздействию художника и дадим волю своей фантазии. Мы прослушаем одно из музыкальных произведений Чюрлениса и попробуем нарисовать эту музыку.
Звучит симфоническая поэма Чюрлениса “В лесу”. Ребята рисуют.
Итог урока
Обобщением урока становится выставка творческих работ учащихся. Название музыкального произведения сообщается только во время выставки.
Приложение 1
Упражнения на дыхание и развитие голоса.
“Дерево”. Изображаем голосовыми связками старое дерево, которое от ветра качается и скрипит (шторм бас, снимаем напряжение) и сильный.
“Легкий и сильный ветерок”. Сделав бесшумный вдох через нос, подуть тихонько, через улыбку. Сложить рот в трубочку и дунуть сильно.
“Вьюга”. Подражаем вьюге на звук “у-у-у”. чем выше рука, тем выше становится голос, чем ниже рука, тем ниже тембр голоса.
Приложение 2
“Синий май. Заревая теплынь” (отрывок).
С. Есенин
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки
Липким запахом веет полынь
Спит черемуха в белой накидке.В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Приложение 3
“Снежная сказка”
Сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова
В царстве Деда Мороза, и лесной тишины,
Задремала береза, до тепла до весны.
Нарядила метель серебринками ель,
Вместе кружимся в снежной сказке зимы.
Ла-ла-ла…
Вместе кружимся в снежной сказке зимы