Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Обучение правильному называнию основных деталей одежды.
  2. Закрепление знаний детей о названиях предметов одежды, о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде мальчиков и девочек.
  3. Упражнение в образовании относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образовании существительных в форме родительного падежа, единственного и множественного числа.
  4. Закрепление умения правильно соотносить 4-5 конкретных предмета с обобщающим понятием “одежда”.
  5. Стимулирование творческого воображения и накопление положительного эмоционального опыта.

Методы:

  • игротерапия;
  • драмотерапия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • беседа.

Оборудование:

  1. Игрушечный микрофон.
  2. Ширма.
  3. Пиджак, галстук, шляпа – атрибуты для создания образа модельера.
  4. Наборы картинок с изображением предметов одежды.
  5. Предметы детской одежды для одевания моделей.
  6. Картины с изображением детей, одетых неполностью: мальчик в шортах, в рубашке без одного рукава и без одного носка, девочка в платье без манжеты на одном рукаве и без пуговиц на застёжке и т.д.

 Ход занятия

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие телезрители! В эфире телевизионная передача “Одеваемся красиво”. Сегодня у нас в гостях дети старшей группы детского сада № 58 “Весёлые нотки”.

О теме нашего разговора: сегодня мы поговорим о том, как мы одеваемся, как и во что одеваются окружающие нас люди и вообще … Какая бывает одежда и нужна ли она нам!

(Дети сидят на диванчиках, а педагог с микрофоном выступает в роли ведущего телевизионной передачи.)

- Уважаемые гости, на нашей передаче вам придётся очень много говорить, вас снимают телевизионные камеры, и, чтобы ваша речь была чёткой, точной и выразительной, нам необходимо провести небольшую разминку для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика.

- Представьте, что ваши губы – это молния на сумочке, и мы её будем расстёгивать и застёгивать.

Упражнение “Застёгивание и расстегивание молнии”: улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удержать их в таком положении под счёт до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

- Перед нами большие и маленькие пуговицы. Сначала мы выбираем большие, затем маленькие.

“Упражнение “Большие и маленькие пуговицы”: максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

- Пришивать пуговицы мы будем вот такой тоненькой и острой иголочкой. “Упражнение “Иголочка”: вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до “пяти-шести”)

- У нас есть воротники с широкими и острыми краями.

“Упражнение “Воротник с широкими и узкими краями”: чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык (“воротничок с острыми краями”).

- Пришивать воротники мы будем на швейных машинках. Сначала на электрической, а затем на ручной.

Упражнение “Шитьё на разных швейных машинках”: Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: “Д-д-д” (шьём на электрической швейной машинке), “Т-т-т” (шьём на ручной швейной машинке).

- Строчка у нас должна получиться тонкая, ровная.

Упражнение “Строчка”: кончик языка “иголочка”ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.

II. Вводная часть

- Замечательно подготовились! А какие вы сегодня пришли нарядные, красивые, опрятные!

(Педагог с микрофоном подходит к детям и проводит “блиц-опрос” каждого из присутствующих.)

“Блиц-опрос”.

- Скажите, в чём вы пришли на нашу передачу?

- Шорты, рубашка, платье, юбка – как можно назвать всё это одним словом?

- Для чего нужна одежда?

- Из чего шьют одежду?

- Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (Женская, мужская, взрослая, детская)

- Какое сейчас время года?

- Как называется одежда, которую носят зимой? (Зимняя)

- А одежда, которую носят летом? (Летняя)

- А кто знает, как по-другому называется одежда, которую носят осенью и весной? (Демисезонная)

- Вы невероятно хорошо подготовлены к нашей сегодняшней теме, и я с большим удовольствием открываю новую страничку нашей программы.

III. Основная часть

- Умеем ли мы с вами красиво одеваться? Так звучит её название. Помочь разобраться в этом вопросе я приглашаю известного модельера Петра Петровича Зайчикова.

(Педагог заходит за ширму, надевает галстук, шляпу, пиджак и выходит в образе модельера.)

- Здравствуйте, дорогие дети! Мне бы очень хотелось узнать: а умеете ли вы красиво одеваться? Как я, например! Вам необходимо разделиться на две команды. Каждая команда выбирает свою модель, которую по моей команде должна будет красиво одеть в предложенную одежду. Важно использовать абсолютно всю одежду.

Конкурс на самую красиво одетую модель. Оценивается быстрота и качество. После конкурса “модельер” задаёт дополнительные вопросы об одежде, надетой на моделях.

Работа над относительными прилагательными.

- Скажите, пожалуйста, если эта кофточка сшита из шёлка, значит она какая? (Эта кофточка шёлковая.) Юбка из шерсти? (Юбка шерстяная.) Сарафан из ситца? (Ситцевый сарафан.) Брюки из вельвета? (Вельветовые брюки.)

- Я вижу, что вы прекрасно осведомлены в вопросах одежды, моды, умеете красиво одеваться. И теперь я очень надеюсь, что вы поможете мне правильно оформить мой журнал моды. Могу ли я поместить на одной странице эти картинки?

Выставляются варианты картинок:

  • Платье, свитер, шапка, колготки.
  • Рубашка, карман, юбка, шуба.
  • Шорты, футболка, сарафан, шуба.

- Огромное вам спасибо! Благодарю за помощь!

(“Модельер” уходит за ширму и переодевается в “художника”.)

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Я – художник. Очень рад встрече с вами на этой замечательной передаче! Я тоже очень увлекаюсь модой, и сегодня принёс для вас свои новые картины.

Выставляются картины. Они не дорисованы. На них изображены люди, одетые неполностью: мальчик в шортах, в рубашке без одного рукава и без одного носка, девочка в платье без манжеты на одном рукаве и без пуговиц на застёжке и т.д.

- Ой, неужели я взял не ту папку с рисунками? Конечно. Какой позор! Эти картины не дорисованы. Ребята, может, вы мне поможете их закончить?

(Дети называют, чего не хватает на картинах, а затем дорисовывают фломастерами.)

“Художник” оценивает работу детей, благодарит, уносит с собой, заходя за ширму. И вновь появляется в качестве ведущего телепрограммы.

IV. Заключительная часть. Подведение итога занятия.

- Наша телепередача подходит к концу. Мы благодарим всех гостей, побывавших на нашей передаче.

(Педагог подходит к детям с микрофоном.)

- Скажите, вам понравилось на нашей программе? О чём мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Что бы вы хотели пожелать нашим зрителям?

Дорогие телезрители! До новых встреч!