Интегрированный урок (чтение + письмо) в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • формировать навык чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки, расширять читательский опыт, формировать читательские умения.
  • формировать навык письма, над ролью и значением глаголов

Воспитательные:

  • воспитывать добрые отношения между друзьями, обращаясь, к понятиям дружба, настоящие друзья.
  • формирование нравственных качеств, умения общаться и слушать.

Развивающие: развитие фонематического слуха, формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

  • наглядные;
  • частично-поисковые;
  • практические;
  • проблемные.

Оборудование:

  • Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Чтение и письмо: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (2-е полугодие).- М.: Вентана-Граф, 2004.-"Начальная школа ХХI века"
  • Магнитофон с аудиозаписью детской песни "Настоящий друг"

Наглядность:

  • карточки в форме солнышка и тучки на каждого ученика;
  • карточки для проверки понимания текста;
  • презентация
  • маски героев сказки для ролевого чтения.

Ход урока

Используется презентация (приложение 1)

I. Орг.момент. (слайд 1)

(Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия)

Учитель.

Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.

Ребята! Готовы ли вы к уроку?

 На вас надеюсь я друзья.
Мы, хороший дружный класс.
Всё получится у нас!

 II. Цели урока (психологическая минутка).

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по сказке, где нас ждёт много интересного.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые могут нам встретиться в сказке.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком,(слайд 2) которое будет сопровождать нас на протяжении всей сказки, а не очень хорошее - тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

III. Подготовка к чтению текста

Учитель. Каждый взрослый человек умеет красиво, правильно, выразительно читать. Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказки. Путешествуя, мы с вами будем учиться правильно и красиво читать. Вместе найдем ответы на вопросы, которые интересуют вас и волнуют меня. Попробуем ненадолго превратиться в героев нашей сказки.

- А поможет нам в этом путешествии, замечательная детская писательница Светлана Прокофьева.

(слайд 3)

Показ презентации (слайд 4)

А вот и ворота в сказку, однако, они закрыты на большой замок. Как же нам его открыть? Над воротами я вижу, какие то знаки. Что это за знаки? (вопросительный, восклицательный, точка). С их помощью мы постараемся открыть ворота, подставив их в нужное предложение.

Кто любит читать сказки (?)

Сказки любят все (.)

Ах, какие там чудеса (!)

Дети читают и расставляют нужные знаки препинания.

Вот ворота и открылись, (слайд 5) однако сова не пускает нас дальше. Оказывается, из сказки пропали два героя и если мы их не вернём, то в сказку не попадём. Перед вами лежат карточки с двумя загадками, вы должны самостоятельно прочесть их и узнать пропавших героев, тогда они вернуться. После прочтения посмотрите на ворота, если вы узнаете героя сказки, то поднимите солнышко, а если нет, то тучку. (слайд 5)

Молодцы, вы отлично справились с заданием и теперь можем прочесть, как называется сказка.

Чтение сказки детьми.

Чтобы попасть в эту сказку вы должны красиво, правильно и выразительно её прочитать.

IV. Выявление первичного восприятия

Учитель. Все вы внимательно слушали сказку. Молодцы. (слайд 6)

- Почему Ойке стало стыдно?

- Как вы думаете, действительно ли Ойке стало стыдно, или она просто расстроилась из-за того, что получила плохие подарки? Найдите ответ в тексте.

Так как нужно дарить подарки?

- Подарки надо дарить от всей души, чтобы именинник чувствовал, что этот подарок ты приготовил только для него и ни для кого больше. Знаете, ведь любой человек всегда способен почувствовать и понять, от души сделан подарок или же ты просто схватил то, что тебе попалось под руку, и по случаю ему подарил, "примерь" эту ситуацию на себя: а приятно бы было тебе самому получить такой небрежный подарок, сделанный без души и без сердца?

Итак, дарить нужно только то, что нужно самому

А хотите, чтобы сказка ожила? Тогда назовите всех героев сказки.

Дети называют героя, учитель вызывает ребёнка и надевает ему маску для ролевого чтения сказки.

V.Чтение детьми сказки по ролям с инсценированием.

Подружились зверята с Ойкой и стали весело танцевать

VI. Физминутка под музыку (слайд 7) звучит аудиозапись песни " Настоящий друг"

Учитель: Пригласила Ойка гостей на свой день рождения и стала их угощать.

(слайд 8) Прочитайте предложение и постарайтесь ответить на вопрос, подобрав нужные слова. Прочтите эти слова.(ест, уплетает, лакомится, грызёт)

Дети вслух читают предложения, добавляя, подходящее по смыслу слово.

В результате получаются следующие предложения: Бельчонок грызёт орехи. Медвежонок уплетает мёд. Если возникают трудности с подбором глагола во втором предложении, учитель задаёт наводящие вопросы:

  • Как медвежонок ест мёд? (с аппетитом, с удовольствием)
  • Какое слово больше подходит, ест или уплетает? (уплетает)
  • А почему нельзя вставить слово "лакомиться"? (дети читают предложение со словом "лакомиться")
  • А можно сказать "Медвежонок лакомится мёд"? (нет, тогда нужно изменить и слово "мёд")

А теперь давайте запишем, получившиеся предложения. (проверка по слайду 9)

VII. Чистописание: (слайд 9)

Дети открывают тетради, вслух читают стихи:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь

Затем дети записывают, получившиеся предложения и проверяют правильное их написание.

(проверка по слайду 9)

VIII. Физминутка для рук и для глаз. (слайд 10)

Подбор слов к модели. (слайд 11)

Затем зверята решили поиграть, и Ойка приготовила для них задания:

Предлагается модель

зел. кр. зел. кр. зел.

и слова: заяц, белка, мебель, девять.

Дети подбирают слова к этой модели (мебель, девять)

Учитель:

Зверята скоро вырастут и станут взрослыми. Назови их правильно и запиши.

(слайд 12)

Дети читают, подбирают нужное слово и записывают, проверяя себя по слайду 12

IX. Итоги урока.

Ну, вот и настала пора прощаться с нашими героями.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

Дети. Я познакомился с новым произведением. Побывал в роли сказочного героя. Учился красиво и правильно читать и писать.  

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. (слайд 13)

- Спасибо всем. Урок закончен. (слайд 14)