Цели:
Обучающие:
- формировать навык чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки, расширять читательский опыт, формировать читательские умения.
- формировать навык письма, над ролью и значением глаголов
Воспитательные:
- воспитывать добрые отношения между друзьями, обращаясь, к понятиям дружба, настоящие друзья.
- формирование нравственных качеств, умения общаться и слушать.
Развивающие: развитие фонематического слуха, формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
- наглядные;
- частично-поисковые;
- практические;
- проблемные.
Оборудование:
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Чтение и письмо: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (2-е полугодие).- М.: Вентана-Граф, 2004.-"Начальная школа ХХI века"
- Магнитофон с аудиозаписью детской песни "Настоящий друг"
Наглядность:
- карточки в форме солнышка и тучки на каждого ученика;
- карточки для проверки понимания текста;
- презентация
- маски героев сказки для ролевого чтения.
Ход урока
Используется презентация (приложение 1)
I. Орг.момент. (слайд 1)
(Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия)
Учитель.
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Ребята! Готовы ли вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.
Мы, хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
II. Цели урока (психологическая минутка).
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по сказке, где нас ждёт много интересного.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые могут нам встретиться в сказке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком,(слайд 2) которое будет сопровождать нас на протяжении всей сказки, а не очень хорошее - тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
III. Подготовка к чтению текста
Учитель. Каждый взрослый человек умеет красиво, правильно, выразительно читать. Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказки. Путешествуя, мы с вами будем учиться правильно и красиво читать. Вместе найдем ответы на вопросы, которые интересуют вас и волнуют меня. Попробуем ненадолго превратиться в героев нашей сказки.
- А поможет нам в этом путешествии, замечательная детская писательница Светлана Прокофьева.
(слайд 3)
Показ презентации (слайд 4)
А вот и ворота в сказку, однако, они закрыты на большой замок. Как же нам его открыть? Над воротами я вижу, какие то знаки. Что это за знаки? (вопросительный, восклицательный, точка). С их помощью мы постараемся открыть ворота, подставив их в нужное предложение.
Кто любит читать сказки (?)
Сказки любят все (.)
Ах, какие там чудеса (!)
Дети читают и расставляют нужные знаки препинания.
Вот ворота и открылись, (слайд 5) однако сова не пускает нас дальше. Оказывается, из сказки пропали два героя и если мы их не вернём, то в сказку не попадём. Перед вами лежат карточки с двумя загадками, вы должны самостоятельно прочесть их и узнать пропавших героев, тогда они вернуться. После прочтения посмотрите на ворота, если вы узнаете героя сказки, то поднимите солнышко, а если нет, то тучку. (слайд 5)
Молодцы, вы отлично справились с заданием и теперь можем прочесть, как называется сказка.
Чтение сказки детьми.
Чтобы попасть в эту сказку вы должны красиво, правильно и выразительно её прочитать.
IV. Выявление первичного восприятия
Учитель. Все вы внимательно слушали сказку. Молодцы. (слайд 6)
- Почему Ойке стало стыдно?
- Как вы думаете, действительно ли Ойке стало стыдно, или она просто расстроилась из-за того, что получила плохие подарки? Найдите ответ в тексте.
Так как нужно дарить подарки?
- Подарки надо дарить от всей души, чтобы именинник чувствовал, что этот подарок ты приготовил только для него и ни для кого больше. Знаете, ведь любой человек всегда способен почувствовать и понять, от души сделан подарок или же ты просто схватил то, что тебе попалось под руку, и по случаю ему подарил, "примерь" эту ситуацию на себя: а приятно бы было тебе самому получить такой небрежный подарок, сделанный без души и без сердца?
Итак, дарить нужно только то, что нужно самому
А хотите, чтобы сказка ожила? Тогда назовите всех героев сказки.
Дети называют героя, учитель вызывает ребёнка и надевает ему маску для ролевого чтения сказки.
V.Чтение детьми сказки по ролям с инсценированием.
Подружились зверята с Ойкой и стали весело танцевать
VI. Физминутка под музыку (слайд 7) звучит аудиозапись песни " Настоящий друг"
Учитель: Пригласила Ойка гостей на свой день рождения и стала их угощать.
(слайд 8) Прочитайте предложение и постарайтесь ответить на вопрос, подобрав нужные слова. Прочтите эти слова.(ест, уплетает, лакомится, грызёт)
Дети вслух читают предложения, добавляя, подходящее по смыслу слово.
В результате получаются следующие предложения: Бельчонок грызёт орехи. Медвежонок уплетает мёд. Если возникают трудности с подбором глагола во втором предложении, учитель задаёт наводящие вопросы:
- Как медвежонок ест мёд? (с аппетитом, с удовольствием)
- Какое слово больше подходит, ест или уплетает? (уплетает)
- А почему нельзя вставить слово "лакомиться"? (дети читают предложение со словом "лакомиться")
- А можно сказать "Медвежонок лакомится мёд"? (нет, тогда нужно изменить и слово "мёд")
А теперь давайте запишем, получившиеся предложения. (проверка по слайду 9)
VII. Чистописание: (слайд 9)
Дети открывают тетради, вслух читают стихи:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Затем дети записывают, получившиеся предложения и проверяют правильное их написание.
(проверка по слайду 9)
VIII. Физминутка для рук и для глаз. (слайд 10)
Подбор слов к модели. (слайд 11)
Затем зверята решили поиграть, и Ойка приготовила для них задания:
Предлагается модель
зел. кр. зел. кр. зел.
и слова: заяц, белка, мебель, девять.
Дети подбирают слова к этой модели (мебель, девять)
Учитель:
Зверята скоро вырастут и станут взрослыми. Назови их правильно и запиши.
(слайд 12)
Дети читают, подбирают нужное слово и записывают, проверяя себя по слайду 12
IX. Итоги урока.
Ну, вот и настала пора прощаться с нашими героями.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
Дети. Я познакомился с новым произведением. Побывал в роли сказочного героя. Учился красиво и правильно читать и писать.
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. (слайд 13)
- Спасибо всем. Урок закончен. (слайд 14)