1. Предназначение проекта
2. Концепция
Модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете последних социальных, экономических и политических событий, требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад – школа, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как “этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности”. Отношение к детству как к самоценному времени жизни формирует у детей в будущем такие долго действующие качества личности, которые дадут возможность шагнуть далеко за пределы детства и определить личностные, профессиональные и жизненные перспективы в целом.
Современная дошкольная система отражает идеологию педагогического развития в русле модернизации Российского образования. Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, склонностей и особенностей в аспекте творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, которая понимается как средство интеграции социально-значимого опыта, индивидуального педагогического подхода и потребностно-мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника.
В нашем МДОУ новая модель обучения отразилась в создании педагогического проекта “Организация предшкольного образования в условиях ДОУ” с приоритетным направлением на построение модели единого образовательного пространства, столь актуального в современном мире, способного решить множество проблем становления и развития личности дошкольника.
Проект определяет общую стратегию развития дошкольного учреждения, основные направления деятельности по ее реализации. Позволяет привести систему образования в дошкольном учреждении в состояние, адекватное потребностям социума и личности ребенка, обеспечивает целостность и непрерывность системы образования, не нарушая естественный ход развития маленького человека.
Наш проект разработан на основе теоретических положений и практико– ориентированных направлений ряда дошкольных образовательных программ, рекомендованных к реализации Федеральным агентством по образованию РФ. В основе проекта лежит также собственный опыт работы ДОУ и практические исследования в области предшкольного образования и воспитания дошкольников.
Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых, способствует успешной реализации педагогического проекта предшкольного образования в условиях ДОУ.
В проекте даны практические рекомендации по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении. Изложены материалы для проведения семинаров по повышению квалификации педагогов-воспитателей по предшкольному образованию, что поможет вести планомерную методическую работу с педколлективом в направлении повышения уровня профессиональной компетентности. Приведен широкий иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания необходимых наглядных пособий и программного материала.
Проект раскрывает особенности работы с родителями и семьями воспитанников ДОУ. Здесь представлены такие формы работы, как круглые столы, родительские собрания, лекции и семинары узких специалистов, совместная досуговая творческая и спортивная деятельность детей и родителей, а также праздники, развлечения и тематические вечера-встречи, способствующие решить вопросы психолого-педагогической профилактики и коррекции детско-родительских отношений нежелательной направленности. Осуществление проекта предшкольного образования на всех его этапах – предшкольном, переходном и школьном осложняется проблемами адаптационного периода при слабой включенности родителей в новые условия социальной ситуации ребенка. Психолого-педагогическая культура и просвященность родителей во многом определяет менее болезненный и более сжатый во временном промежутке адаптационный период ребенка при поступлении в школу.
Проект рассматривает и особенности организации психолого-педагогической работы воспитателей и узких специалистов с детьми – воспитанниками ДОУ.
Миссия: предшкольное образование представляется нам как особо значимый этап в становлении и развитии личности ребенка, его социокультурной и природосообразной адаптации в условиях здоровье сберегающего пространства, организованного и определенного средовыми факторами, созданными в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Введение
На современном этапе системы образования в условиях реализации “Концепции” модернизации российского образования на период до 2010 года, определяет обеспечение качества подготовки детей к обучению в школе, как одну из главных задач Российской образовательной политики. Учитывая приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (утв. 9 декабря 2004 г.) о необходимости выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, свидетельствует о целесообразности создания специальных условий для образования детей старшего дошкольного возраста (“предшкольное образование”), для обеспечения доступности дошкольного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развития его интеллектуальных способностей.
Актуальностью принятия такого решения являются следующие аспекты:
– различные взгляды воспитателей и учителей на содержание образовательного процесса и педагогических технологий в аспекте гуманистического подхода:
– проведение предшкольной подготовки в стенах дошкольного учреждения более благоприятно сказывается на здоровье и психологическом состоянии детей, чем, если бы подготовка проходила в стенах школы. Специалисты пришли к выводу, что детский сад со своими возможностями, специфическими методами работы более благоприятен для обучения детей;
– согласно концепции предшкольной подготовки детей, ключевым условием эффективности предшкольной группы является организация педагогической и предметно-пространственной среды, которая обеспечивает познавательно-речевое развитие, мотивационную готовность, эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам, потребностям, желаниям, склонностям;
– психолого-педагогические исследования школьника показывают, что у 35% – 40% детей, которые приходят в 1 класс, не на должном уровне развита мелкая моторика;
– у части детей слабо развита устная речь. Не достаточно сформировано умение организовывать свою деятельность, на низком уровне навыки самообслуживания (гиппер-опека со стороны родителей), не у всех детей сформированы навыки работы в группе сверстников;
– в настоящее время игровая деятельность требует особого пересмотра, так как в игре дети учатся общаться со сверстниками, осваивают социальные связи, получают коммуникативные навыки и морально-нравственные основы, здесь происходит первичная профессиональная ориентация у ребенка;
– одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении;
– психологом МОУ “СОШ № 42” были освещены результаты психолого-педагогического исследования готовности первоклассников к обучению в школе: у 55% первоклассников нормальный уровень адаптации; средняя степень дезадаптации у 22%, серьёзная степень дезадаптации у 11%, очень высокая степень дезадаптации у 12% первоклассников. По шкале “Неготовность к школе” был обнаружен высокий уровень у 39% воспитанников.
Выше указанные данные определяют высокую степень необходимости создания группы предшкольной подготовки на базе МДОУ.
Работа в нашем дошкольном учреждении, строится с учётом современных требований, направлена не только на обучение, но и на развитие личности, на диалоговую форму общения взрослого и ребёнка, развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей, к которым мы относим в первую очередь все аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
Возраст 5-7 лет – является периодом интенсивного присвоения ребёнком знаний и социального опыта. Организация групп предшкольной подготовки поможет проявить в той части истинной природы ребёнка, которая по тем или иным причинам остаётся не востребованной в обыденной жизни. У дошкольников появляется возможность для неформального проживания ситуации успеха, лидерства, интеллектуального и коммуникативного единства с другими.
Для осуществления такой работы необходимо обеспечить переподготовку воспитателей работающих с детьми предшкольного возраста. Такая переподготовка должна начинаться с переосмысления мировоззренческих позиций воспитателя в части отношения к ребенку как к свободной, саморазвивающейся системе, и переходить на уровень технологий, уровень путей и методов, отвечающий на вопрос “Как обучать?”, “Как воспитывать?”.
Цель и основные задачи проекта
Цель проекта:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по предшкольному образованию; совершенствование условий, способствующих воспитанию здоровой, гуманной, социально активной, творческой, ответственной, нравственной личности.
Задачи:
- Провести анализ научной литературы по проблеме организации и реализации проекта предшкольного образования в психолого-педагогической теории и практике.
- Подготовить нормативно-правовую основу, по организации предшкольной подготовки в ДОУ. Обеспечить педагогов и узких специалистов методической, диагностической и учебной литературой для подготовки к работе с детьми предшкольного возраста и их родителями.
- Создать оптимальные условия в ДОУ для эффективной реализации предшкольного образования.
- Разработать и внедрить модель взаимодействия ДОУ, школы и семьи в условиях
- Повышать уровень профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагогов для обеспечения дальнейшего роста качественных показателей воспитания и развития детей.
предшкольной подготовки.
Сроки реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на один год: с сентября 2007 по июнь 2008 года и включает в себя три этапа:
Этапы реализации проекта
1 этап – “Подготовительный”:
– выявление перспективных
направлений развития дошкольного учреждения и
моделирование нового качественного состояния в
условиях модернизации образования. Разработка
программы функционирования и развития
дошкольного учреждения до 2011 года. Подготовка
программы профессиональной переподготовки
педагогических кадров;
– определение целей и задач ДОУ и приоритетных
направлений его развития;
– изучение научно – публицистического
материала в литературных источниках;
– определение нормативно-правовой базы;
– изучение положения “О системе образования на
современном этапе”;
– формирование блока диагностических методик
для педагогов, детей, родителей;
– разработка программы сотрудничества ДОУ и
школы.
– разработка программы
психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с
семьей.
2 этап – “Основной”:
– создание действующей модели организации
педагогического процесса ориентированного на
разностороннее развитие личности в условиях
предшкольного образования;
– создание условий для реализации предшкольного
образования в ДОУ;
– формирование групп предшкольного возраста;
– выявление психолого – педагогических
потребностей родителей;
– осуществление диагностической
деятельности;
– повышение квалификации педагогов через
курсовую подготовку и дистанционное обучение;
– повышение профессиональной компетенции и
профессионального мастерства педагогов,
внедрение новых технологий в ДОУ;
– повышение психолого–педагогической
культуры у родителей, чьи дети готовятся к
поступлению в школу;
– реализация программы сотрудничества ДОУ и
школы.
3 этап – “Итоговый”:
– разработка модели взаимодействия
ДОУ семьи и школы;
– соотнесение поставленных задач и
прогнозируемых результатов с реально
полученными экспериментальными данными;
– оформление отчетной документации;
– обобщение опыта работы и анализ достигнутых
результатов;
– выявление перспектив дальнейшего развития
ДОУ.
Направления работы по проекту
– работа с педагогическими кадрами
ДОУ;
– взаимодействие с родителями;
– сотрудничество со школой;
– работа с детьми;
– взаимосвязь с наукой.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
– сформировать пакет нормативно –
правовых документов по предшкольному
образованию;
– осуществить переподготовку педагогических
кадров с учетом специфики предшкольного
образования;
– обеспечить гуманизацию педагогической среды,
содержания обучения и методов работы с детьми
старшего дошкольного возраста;
– расширить взаимодействие дошкольного
учреждения, семьи и школы.
Перспективы на будущее
– разработать и внедрить
исследовательский проект по осуществлению
предшкольной подготовки детей старшего
дошкольного возраста в дошкольном учреждении, с
целью выявления комплекса особенностей
предшкольного образования, влияющих на
совершенствование учебно-воспитательного
процесса и повышение качества интеллектуального
и личностного развития ребенка в контексте
преемственности предшкольной и начальной
школьной ступеней образовательной системы;
– наладить сотрудничество с научным
руководителем высшей ступени образования;
– продолжать тесное сотрудничество с педагогами
начального звена Муниципального
образовательного учреждения “Средняя
общеобразовательная школа № 42”;
– осуществлять специализированную подготовку и
переподготовку педагогических кадров.
ЛИТЕРАТУРА
- Доронова Т.Н, Рунова М.А, Якобсон С.Г, Гризик Т.И, Соловьева Е.В. Проект примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. / – М.: 2007.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы (утв. 3 сентября 2005 г)
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т.Н. Доронова, Л.Н Галигузова, Л.Г Голубева и др. М.: Просвещение, 2007.
- Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. / – М.: Глобус, 2007.
- Проблемы и перспективы развития предшкольного образования. – Детский сад от А до Я. / 2. 2008. с, 40.
- План – программа “Предшкольное образование детей”. / Управление ДОУ. / 1. 2008. с, 23.
- Образование детей старшего дошкольного возраста. / Управление ДОУ. / 7. 2008. с, 72.