Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Педагоги нашего МДОУ, включая меня, уверены, что ни одна, даже самая, лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети – родители – педагоги".
Совместная работа с семьей в нашем МДОУ, и в моей группе в частности, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство. Она достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Целесообразнее начинать работу с родителями с изучения семьи, посещения на дому, составления социальной характеристики и анкетирования.
Регулярно проводя посещения на дому, мы устанавливаем тесные контакты с родителями и детьми, наблюдаем за поведением ребенка в кругу семьи, условиями физического и психического развития ребенка в домашних условиях. Это позволяет нам составить более полное и верное представление о семье. Для успешного физического развития ребенка нужны согласованные действия между МДОУ и родителями. Выясняя грамотность родителей по вопросам оздоровления детей, мы узнали, что уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь.
Исходя из этих данных, мы пришли к выводу: необходимо знакомить семью с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, т.е. требуется просветительская работа.
В начале учебного года разрабатывается индивидуальный план работы на каждого ребенка на основе всесторонней диагностики состояния здоровья (в частности опорно-двигательного аппарата) и психомоторного развития. Он включает:
- осмотр ребенка специалистами;
- осмотр ребенка врачом-ортопедом;
- анализ двигательных навыков ребенка.
Индивидуальный план оздоровления детей заставил педагогов нашего МДОУ заняться поисками новых форм работы. В 2000 году были разработаны “Дневник здоровья” и “Паспорт здоровья” на каждого ребенка. Они постоянно совершенствуются. По “Паспорту здоровья” не только педагоги, но и родители могут судить о состоянии здоровья ребенка, с “Паспортом” они могут ознакомиться в любое время. В “Паспорт здоровья” старшая медсестра вносит данные о группе здоровья ребенка, осмотре его врачами-специалистами в т.ч. врачом-ортопедом, дается оценка физического развития ребенка по центильным шкалам. Воспитатель дает сведения об эмоциональном состоянии ребенка, его физических способностях. Инструктор ЛФК, массажист заполняют назначения родителям и воспитателям. Таким образом, “Паспорт здоровья” отражает физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, а также работу, которую проводят с детьми специалисты.
“Дневник здоровья” позволяет педагогам и медработникам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболеваемости и устранять ее, а также планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцируя степень нагрузок.
Исходя из всех этих данных, мы составляем план физкультурно-оздоровительной работы. В нем предусмотрены различные виды занятий по физкультуре, выделены упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, занятия по валеологии и ОБЖ.
В группе из 15 детей 14 имеют нарушение осанки или плоскостопие. Дети разбиты на 3 подгруппы по заболеваниям. С ними ежедневно занимается инструктор ЛФК, а также проводят индивидуальную работу воспитатели, рекомендации которым даются инструктором ЛФК.
Курс массажа каждый ребенок получает два раза в год.
Тесную связь наш МДОУ поддерживает с Дзержинским физкультурно-оздоровительным диспансером, врачи-ортопеды которого один раз в год осматривают наших детей и дают заключение о состоянии здоровья каждого ребенка.
Проблема укрепления связи между детским садом и семьей решается посредством разнообразных форм работы.
В нашей группе систематически проводятся родительские собрания на тему “Здоровье наших детей”. Чтобы заинтересовать родителей на этих собраниях мы совместно с ними не только обсуждаем конкретные задачи укрепления здоровья детей, но и сами родители делятся опытом закаливания. Инструктор ЛФК проводит открытые просмотры для родителей, показывает и объясняет, как правильно выполнить то или иное упражнение, дает практические советы по применению коррекционной гимнастики дома. Интерес у родителей к нашей деятельности в детском саду возрос после того, как мы стали практиковать нетрадиционные родительские собрания в форме диспутов, "деловой игры", "круглого стола". Родителей такие формы работы привлекают, заставляют задуматься об оздоровлении своего ребенка.
Также родители оказывают нам, воспитателям, посильную помощь в изготовлении атрибутов и оборудования для спортивного зала и спортивного уголка в группе.
Нам приходится довольно часто использовать такую форму работы, как педагогическая беседа. Очень многого можно добиться доверительной беседой с родителями. Для этого используется алгоритм педагогической беседы. В индивидуальных беседах наши родители получают ответы на вопросы организации режима, об одежде, утренней гимнастике, подвижных играх и т.д.
Без наглядной педагогической пропаганды никак нельзя обойтись. У нас оформлены содержательные родительские уголки и уголки "Здоровья", где родителям даются советы и рекомендации как воспитать ребенка здоровым. Постоянно обновляются папки-передвижки, ширмы на темы оздоровления детей.
Используя все эти эффективные формы работы с семьей, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в более четкой преемственности между "яслями" и "садом", необходима координация деятельности по оздоровлению детей между группами. Так возникла "школа для родителей". Школа позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и педагогов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний.
В работе используются разнообразные оздоровительные мероприятия в различных видах деятельности: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, массаж стоп, самомассаж тела, умывание прохладной водой, босохождение, травяной напиток и т.д.
Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят большую пользу. Небольшое количество участников (не более 6-8 семей) способствует совместному поиску наиболее эффективных решений для каждой семьи. В настоящее время родители имеют возможность знакомиться с работой детского сада на сайте МДОУ №74 <dou74.ru>
Вывод: связь с родителями, совместные мероприятия, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания в вопросах оздоровления детей, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе сотрудников МДОУ по данному вопросу, помогает осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивает взаимосвязь всех составляющих здоровья ребенка – физического, психического и социального. В перспективе моей работы – продолжение освоения методов и приемов оздоровления детей в детском саду и дома, совершенствование разнообразных форм работы с семьями, поиски новых форм работы.