Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


И скажут, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!

А. Твардовский

Не пушки, не оружие стальное
Нас делают отважней и сильней:
Любовь к Отчизне создает героев
С дней Марафоновых до наших дней.

В. Брюсов

I. Сообщается цель и план игры.

Воюющие стороны - (название команд)

Цель - победить!

Повод - День защитника Отечества.

Ход военных действий – игра.

Итог - мирный договор.

II. Напоминаются “ Правила честной игры”.

Правила честной игры

  1. Играй честно.
  2. Обидно когда проигрываешь, но не злись.
  3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
  5. Научи других тому, что умеешь сам.
  6. Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других.

III. Формируются команды: класс против пяти знатоков.

IV. Начинаются “боевые действия”.

1. Первое задание.

Глядя со стороны, можно сделать вывод: нечестно играем: 5 против 15. Ясно, чем все закончится. Позвольте не согласиться.

Приведите примеры войн или отдельных сражений, в которых малая по численности сторона одерживала победу. (Отечественная война, Бородинское сражение, Синопское сражение, оборона Севастополя, ….)

2. Второе задание.

На войне любовь к Родине делала чудеса.

“Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята”, говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” и войска отвечали: “Умрем, ваше превосходительство, ура!”. И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.” (Из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г.)

Какие художественные произведения Л.Н. Толстого посвящены Отечественной войне, Крымской войне? (“Война и мир”, “Севастопольские рассказы”…).

3. Третье задание.

Не только Л.Н. Толстой описывал военные события XIX века. Всем известно произведение М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Объясни значение.

- Бивак (стоянка войск в поле для ночлега).

- Лафет (станок, на котором укреплялась пушка).

- Кивер (высокий головной убор у военных).

После ответа демонстрируются рисунки детей с изображением кивера, лафета, бивака.

4.Четвертое задание.

Ребята, у нас игра-сражение, но участников - девочек много. И не мудрено, даже в XIX веке женщины принимали участие в сражениях. Приведите примеры женщин - участниц военных событий. (Василиса Кожина, Дарья Севастопольская…)

5.Пятое задание.

Переходим непосредственно к боевым действиям. Разминируй! (Что или кто является лишним в ряду)

  • Адмиралы:

В. Корнилов, М. Кутузов, П. Нахимов, В. Истомин. (М. Кутузов)

  • Руководители партизанских отрядов:

Г.Курин, Е. Четвертаков, П. Багратион, А. Фигнер. (П. Багратион)

  • Места Бородинского сражения:

Шевардинский редут, Дрисский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского. (Дрисский лагерь)

  • Командующие армиями:

П. Багратион, М. Барклай, А. Тормасов, Э. Тотлебен (Э. Тотлебен)

  • Государства - противники России в Крымской войне:

Турция, Англия, Испания, Франция. (Испания)

6. Военные действия на время прекращаем. Послушаем интересное сообщение о наших земляках - участниках Отечественной войны 1812 года, которое подготовила ваша одноклассница… (Сообщение из истории своего края)

7. Шестое задание.

На войне огромную роль играет правильно отлаженная связь. У нас проблемы со связью. Она прервана. Расставь в правильной последовательности:

(Мирные договоры)

(Отечественная война)

  1. Тильзитский мир
  • 1. Переправа через р. Березину
  • Парижский мир
  • 2. Пожар Москвы
  • Венский конгресс
  • 3. Совет в Филях
  • Адрианопольский мир
  • 4. Бородинское сражение
  • Туркманчайский мир
  • 5. Тарутинский маневр

(1, 3, 5, 4, 2)

(4, 3, 2, 5, 1)

8. Седьмое задание.

Неотосланные депеши.

Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих сообщений? (Команды по очереди достают из почтовой сумки телеграммы)

  • “Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно” (Наполеон, 1812)
  • “Срочно требуем объяснения по поводу вашего торгового судна, которое держало курс в Англию” (Наполеон, континентальная блокада)
  • “Немедленно укоротить дверь!” ( Султан для А. Меншикова)
  • “Корабли противника потоплены. Раненый вражеский командующий взят нами в плен” (Нахимов в Синопе)
  • “Объявите мое последнее распоряжение: сменить главнокомандующего” (Николай-I об А. Меншикове)
  • “Если не вернетесь за Дунай, объявим вам войну!” ( Австрия - России)

9. Дополнительное задание.

Почему Россия разгромила армию Наполеона, но проиграла в Крымской войне?

ИГРА ЗАКОНЧЕНА.

V. Прежде чем подвести итоги и подписать мирный договор, хочется сказать вот о чем:

Война обрывает много жизней, гибнут люди молодые, сильные, талантливые. Они могли бы дать своему народу замечательных инженеров, учителей, музыкантов, спортсменов …. Но они убиты. Разрушено хозяйство.

Войны были и идут сейчас. История учит не всех. Нити сегодняшних конфликтов тянутся и в изучаемый нами XIX век ( Чечня, Балканы). А можно ли жить без войн? Издавна этот вопрос волновал людей. Одни убеждены, что это не возможно - такова природа человека. Даже князь Болконский ответил Пьеру Безухову на этот вопрос так: “Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет…” Были и такие, кто верил, что все зависит от воли правителя. В шутку рассказывали, будто бы в некоем государстве во время войны государь и его советники обязаны были спать на бочке с порохом! С тех пор войны там прекратились.

Мне видится такая картина будущего.

В солнечный день на просторной площади, заполненной народом, выстроился ряд артиллерийских орудий. И возле каждого орудия - человек, но не в военной форме, а в праздничной одежде, как все. Мне бы хотелось, чтобы вы были среди них. Раздается залп, сотрясающий воздух и этот залп - похоронный салют войне.

VI. Подводится итог игры.

VII. Подписывается мирный договор.

Образец

МИРНЫЙ ДОГОВОР

МЫ, УЧАСТНИКИ ИГРЫ-СРАЖЕНИЯ

ПО ТЕМЕ:

“ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ ПЕР. ПОЛ. XIX ВЕКА ”
ПРЕКРАЩАЕМ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
И ЗАКЛЮЧАЕМ МИР НА ТАКИХ УСЛОВИЯХ:

  1. НАГРАДИТЬ ГРАМОТАМИ КОМАНДУ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦУ И КОМАНДУ, ЗАНЯВШУЮ 2-ОЕ МЕСТО.
  2. ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ “ 5” ПОБЕДИТЕЛЯМ.
  3. ПРОИГРАВШЕЙ ГРУППЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИКВИДИРОВАТЬ ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ ПО ТЕМЕ “ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ”.
  4. ВСЕМ УЧАСТНИКАМ И БОЛЕЛЬЩИКАМ ИГРЫ ПОМНИТЬ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ РОДИНЫ И ГОРДИТЬСЯ ЕЮ.

ПОДПИСИ КОМАНДЫ №1 ПОДПИСИ КОМАНДЫ №2

1. 1.
2. 2.
3. 3.

VIII. Нграждаются победители.