И скажут, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
А. Твардовский
Не пушки, не оружие стальное
Нас делают отважней и сильней:
Любовь к Отчизне создает героев
С дней Марафоновых до наших дней.
В. Брюсов
I.
Сообщается цель и план игры.Воюющие стороны - (название команд)
Цель - победить!
Повод - День защитника Отечества.
Ход военных действий – игра.
Итог - мирный договор.
II
. Напоминаются “ Правила честной игры”.Правила честной игры
- Играй честно.
- Обидно когда проигрываешь, но не злись.
- Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
- Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
- Научи других тому, что умеешь сам.
- Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других.
III
. Формируются команды: класс против пяти знатоков.IV.
Начинаются “боевые действия”.1. Первое задание.
Глядя со стороны, можно сделать вывод: нечестно играем: 5 против 15. Ясно, чем все закончится. Позвольте не согласиться.
Приведите примеры войн или отдельных сражений, в которых малая по численности сторона одерживала победу. (Отечественная война, Бородинское сражение, Синопское сражение, оборона Севастополя, ….)
2. Второе задание.
На войне любовь к Родине делала чудеса.
“Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята”, говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” и войска отвечали: “Умрем, ваше превосходительство, ура!”. И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.” (Из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г.)
Какие художественные произведения Л.Н. Толстого посвящены Отечественной войне, Крымской войне? (“Война и мир”, “Севастопольские рассказы”…).
3. Третье задание.
Не только Л.Н. Толстой описывал военные события XIX века. Всем известно произведение М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Объясни значение.
- Бивак (стоянка войск в поле для ночлега).
- Лафет (станок, на котором укреплялась пушка).
- Кивер (высокий головной убор у военных).
После ответа демонстрируются рисунки детей с изображением кивера, лафета, бивака.
4.Четвертое задание.
Ребята, у нас игра-сражение, но участников - девочек много. И не мудрено, даже в XIX веке женщины принимали участие в сражениях. Приведите примеры женщин - участниц военных событий. (Василиса Кожина, Дарья Севастопольская…)
5.Пятое задание.
Переходим непосредственно к боевым действиям. Разминируй! (Что или кто является лишним в ряду)
- Адмиралы:
В. Корнилов, М. Кутузов, П. Нахимов, В. Истомин. (М. Кутузов)
- Руководители партизанских отрядов:
Г.Курин, Е. Четвертаков, П. Багратион, А. Фигнер. (П. Багратион)
- Места Бородинского сражения:
Шевардинский редут, Дрисский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского. (Дрисский лагерь)
- Командующие армиями:
П. Багратион, М. Барклай, А. Тормасов, Э. Тотлебен (Э. Тотлебен)
- Государства - противники России в Крымской войне:
Турция, Англия, Испания, Франция. (Испания)
6. Военные действия на время прекращаем. Послушаем интересное сообщение о наших земляках - участниках Отечественной войны 1812 года, которое подготовила ваша одноклассница… (Сообщение из истории своего края)
7. Шестое задание.
На войне огромную роль играет правильно отлаженная связь. У нас проблемы со связью. Она прервана. Расставь в правильной последовательности:
(Мирные договоры) |
(Отечественная война) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1, 3, 5, 4, 2) |
(4, 3, 2, 5, 1) |
8. Седьмое задание.
Неотосланные депеши.
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих сообщений? (Команды по очереди достают из почтовой сумки телеграммы)
- “Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно” (Наполеон, 1812)
- “Срочно требуем объяснения по поводу вашего торгового судна, которое держало курс в Англию” (Наполеон, континентальная блокада)
- “Немедленно укоротить дверь!” ( Султан для А. Меншикова)
- “Корабли противника потоплены. Раненый вражеский командующий взят нами в плен” (Нахимов в Синопе)
- “Объявите мое последнее распоряжение: сменить главнокомандующего” (Николай-I об А. Меншикове)
- “Если не вернетесь за Дунай, объявим вам войну!” ( Австрия - России)
9. Дополнительное задание.
Почему Россия разгромила армию Наполеона, но проиграла в Крымской войне?
ИГРА ЗАКОНЧЕНА.
V.
Прежде чем подвести итоги и подписать мирный договор, хочется сказать вот о чем:Война обрывает много жизней, гибнут люди молодые, сильные, талантливые. Они могли бы дать своему народу замечательных инженеров, учителей, музыкантов, спортсменов …. Но они убиты. Разрушено хозяйство.
Войны были и идут сейчас. История учит не всех. Нити сегодняшних конфликтов тянутся и в изучаемый нами XIX век ( Чечня, Балканы). А можно ли жить без войн? Издавна этот вопрос волновал людей. Одни убеждены, что это не возможно - такова природа человека. Даже князь Болконский ответил Пьеру Безухову на этот вопрос так: “Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет…” Были и такие, кто верил, что все зависит от воли правителя. В шутку рассказывали, будто бы в некоем государстве во время войны государь и его советники обязаны были спать на бочке с порохом! С тех пор войны там прекратились.
Мне видится такая картина будущего.
В солнечный день на просторной площади, заполненной народом, выстроился ряд артиллерийских орудий. И возле каждого орудия - человек, но не в военной форме, а в праздничной одежде, как все. Мне бы хотелось, чтобы вы были среди них. Раздается залп, сотрясающий воздух и этот залп - похоронный салют войне.
VI.
Подводится итог игры.VII.
Подписывается мирный договор.Образец МИРНЫЙ ДОГОВОР
ПОДПИСИ КОМАНДЫ №1 ПОДПИСИ КОМАНДЫ №2 1. 1. |