Тема урока: Время экологической культуры.
Учебник: «Биология», 11 класс общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/под ред.проф. Пономарева. – 2-е изд., перераб., – М.: Вентана-Граф, 2008 г.
Цели:
- добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «эко-этическое сознание»;
- воспитывать гуманность, толерантность;
- развивать психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.
Методы: словесные; наглядные; практические; репродуктивные; эвристические; проблемно-поисковые.
Средства: дидактический материал; таблицы, компьютер, интернет.
Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Мы познали силу ветра,
Покорили вод лавины,
Света белого весь спектр
Достигает звезд вершины.
Шар земной – наш дом родной.
Он один от века к веку,
Сам в опасности большой
От деяний человека.
Выразите в синквейне (пятистишии) связь между словами «ХХI век. Природа. Человек. Я»
В первой строчке вам дано – имя
существительное, выражающее суть темы;
Во второй строчке – два прилагательных,
характеризующих существительное;
В третьей строчке – три глагола, три действия,
характерных для существительного;
В четвертой строчке – фраза, отражающая сущность
описываемого существительного;
В пятой строчке дано существительное, являющееся
антонимом к первому. (Приложение
1)
Земля ________ Крах;
Жизнь ________ Смерть;
Любовь ________ Ненависть;
Разум ________ Разрушитель;
Катастрофа ________– Процветание;
Проблема ________ Решение
Читаем ли мы газету, включаем радио или смотрим новости по телевизору -ежечасно, ежеминутно, ежесекундно на человека обрушивается информация об ужасающих фактах преступной травли и убийства природы. За последние 30 – 40 лет на планете исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса – легкие планеты – вырубаются со скоростью 20 га/мин, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней. Тревожные мысли о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколения. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими.
Благодаря СМИ об экологических кризисах антропогенного характера – разрушении озонового слоя Земли, кислотных осадках, усилении парникового эффекта, авариях на ядерных объектах, экспоненциальном росте промышленных отходов и бытового мусора и др. – сейчас знают все.
В истории взаимодействия общества с природой выделяют особые периоды.
Вспомните и запишите, как менялось мировоззрение общества по отношению к природе?
Биогенный период | Аграрный период | Индустриальный период | |
Мировоззрение | Обожествление природы. Растворение в природе. |
Начало изменения отдельных участков биосферы. «Мир для человека». |
Активное преобразование биосферы. Подчинение
природы потребностям человека «Человек – Царь природы». |
Предлагаю вам разделить тетрадь на две части и в левой половине записать выражение «Не царское это дело» и перечислите соответствующие дела. Затем в правой половине запишите «царские» дела.
Социализация.
«Не царское это дело» | «Царские» дела. |
Красить Мыть Убирать за собой Выполнять приказы Исполнять грязную работу |
Разные виды отдыха Всякие развлечения Командование другими Награждение и наказание подданных Др.приятные дела и забавы |
В один прекрасный день мамки-няньки принесли королеве-матери ее первенца и доложили: «Сегодня наследник пошел ножками». Мать отреагировала: «Пора воспитывать царя». Предлагаю вам разработать по одному пункту соответствующей программы.
Социализация.
– знакомство с народной жизнью, ремеслами;
– пусть наследник рано сядет на трон и увидит
трудности управления, чтобы сознательно изучать
«царское дело»;
– образование;
– военная подготовка;
– знание многих иностранных языков;
– искусствоведческий кругозор;
– эстетический вкус;– изучает здоровый образ
жизни.
О царе говорить легко: его уже нет, поэтому, в сущности, вы занимаетесь разработкой странных действий «планирование прошлого». А попробуйте разработать программу воспитания современного человека – Царя Природы.
У некоторых учащихся возникает вопрос «Почему Человек – Царь Природы»? В настоящее время человека надо воспитывать как ее часть, на равных с природой!
Земля – космический корабль. Связь человечества с планетарной природной средой запечатлена в сравнении нашей земли с космическим кораблем, в котором космонавтами является все человечество. Образ космического корабля очень емок. Это не просто представление о нашей планете как природном корабле, миллиарды лет летающем по своей орбите. Это и выражение заботы о сглаженном, безупречном, безаварийном полете этого корабля. Образ этот проник в сознание многих людей. Фотографии лунных пейзажей с серпом Земли на черном небосводе произвели переворот в сознании. Люди как бы увидели свой дом со стороны.
Космический корабль Земля сегодня не только художественный образ, но и обозначение реальности. Люди все больше понимают, что свой, уже весьма долгий путь среди звезд человечество совершает на корабле, достаточно хорошо оснащенном и отлаженном. В его грузовых отсеках (недрах планеты) имеются значительные запасы необходимых веществ – полезных ископаемых, которые необходимо использовать рационально, поскольку транспортные корабли нам их не доставляют. От враждебных внешних воздействий – низких температур, жестких излучений – он защищен прочной броней атмосферы. На строительство этого корабля ушло более 4 млрд. лет эволюции земной природы. Чрезвычайно важную роль сыграли в ней миллиарды живых организмов – предшественников современной биосферы.
Вот почему…
Сейчас обязан думать человек,
Придет ли к людям 21 век?
Иль в полыханьи атомной зари
Настольные сгорят календари
И клинопись в пещерной тишине
Сползет слезой горящей по стене.
Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям 21 век?
Где же выход?
В сохранении биосферы – сферы жизни
Человечества, в сбережении всего живого и мест
его обитания, в разумной демографической
политике, в заводах без дыма и ядовитых стоках, в
автомобилях без удушливых выхлопов. В
экологической культуре, которая стирает
преграды, отделяющие нас от природы
Образ космического корабля позволяет оценить и
понять единство человечества с окружающей его
природной средой.
Ученые считают, что важнейшим регулятором
отношений общества и природы является культура
человека.
Вопросы для обсуждения
- Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления
- Что ожидает человечество в XXI в.? Предложите ваши модели развития мира.
- Экология и новое воззрение на культуру.
- Экологическая культура – насущная задача человечества.
- Внешние и внутренние стороны культурности человека
(Использовать статью учебника «Биология», 11 класс общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/под ред.проф. Пономарева . – 2-е изд., перераб., – М.:Вентана-Граф, 2008. «Материал для размышления.)
В экологической этике разработаны специальные принципы и правила, регламентирующие наши отношения с природой. Они довольно просты, удобны и могут с успехом применяться в повседневной практике. Найдите их, выделяя ключевые слова.
А. Этот принцип обязывает человека не
причинять вред живым существам, видам живых
существ или экосистемам.
Б. Этот принцип требует воздерживаться
от ограничений свободы живых существ, видов
живых существ или экосистем. Ибо для любого
существа или экосистемы свобода — это
отсутствие человеческого вмешательства в их
дела.
В. Этот принцип требует от человека
не обманывать диких, так и не предавать домашних
животных. Согласно этому принципу любительская
охота, во время которой часто обманывают
животных с целью нанести им вред, является
аморальной.
Г. Этот принцип основан на признании
и уважении прав природы.
Д. Если человек нарушает какой-либо из
вышеперечисленных принципов, он причиняет
природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он
должен его компенсировать. Это может быть
создание охраняемых природных территорий,
защита редких видов, восстановление нарушенного
качества окружающей среды, помощь животным и
растениям и т.п.
Ответы: (А.) Не навреди. (Б.) Не вмешивайся. (В.) Будь порядочным. (Г.) Соблюдай права природы. (Д.) Компенсируй ущерб.
Если не соблюдаются принципы, то возникает
конфликт между интересами человека и природы.
Решить конфликт помогают правила.
Чтобы их обсудить, для начала давайте разделим
интересы человека на жизненноважные и
нежизненноважные (с природой — проще, у нее все
интересы жизненноважные).
Жизненно важные интересы | Нежизненно важные интересы |
Пищу Безопасность Здоровье Свободу Автономию Жизнь |
Роскошь Баловство Развлечения Азартные игры Убийство Образование |
Теперь можно перейти и к формулировке эко-этических правил разрешения конфликтных ситуаций.
А. Это правило разрешает применять
силу против любого другого живого существа и
экосистемы в целях защиты своего здоровья или
жизни (равно как и других людей), но только в том
случае, если мы не можем избежать нападения или
спастись от него.
Б. Это правило утверждает, что в случае
столкновения жизненно важных интересов людей и
жизненно важных интересов природы обоим
конфликтующим сторонам должна быть
предоставлена равная доля благ.
В. Это правило утверждает, что в
случае конфликтов жизненно важных интересов
природы и нежизненно важных, к тому же пустых,
интересов человека приоритет отдается природе. В
связи с этим убийство слонов ради бивней, отстрел
крокодилов ради кожи для сумочек и т.п. является
неправильным.
Г. Это правило утверждает, что в случае
конфликта жизненно важных интересов природы и
нежизненно важных, но существенных интересов
человека, приоритет может отдаваться человеку.
Однако если возникает необходимость нанесения
вреда природе, то этот вред должен быть
минимальным. Нужно выбрать такую альтернативу,
которая предполагала бы нанесение наименьшего
вреда природе (в первую очередь), а также либо
полностью устраняла прямое убийство, либо была
связана с наименьшим количеством убитых существ.
Д. Это правило утверждает, что если в
случае удовлетворения интересов людей нанесен
вред природе, то человеком должна быть
произведена компенсация вреда. Чем больший вред,
Тем требуется значительней компенсация.
Ответы: (А.) Правило самообороны. (Б.) Правило справедливого распределения. (В.) Правило пропорциональности. (Г.) Правило минимального вреда. (Д.) Правило справедливого возмещения.
Однако, не во всех ситуациях правила и принципы экологической этики могут показать выход из сложной ситуации конфликтов интересов природы и человека. В таком случае нужно ориентироваться на особый эко-этический идеал. Поняв его содержание, каждый будет знать общее направление, в котором он начнет двигаться при решении практических вопросов. Сам по себе идеал недосягаем, но его задача и состоит в том, чтобы являться своеобразной путеводной звездой для людей, попавших в трудную ситуацию.
Итак, под эко-этическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где благо живых существ и экосистем может быть достигнуто только одновременно с (частично контролируемым) удовлетворением человеческих потребностей. К этому нужно стремиться. Люди не могут жить без идеалов. Стремление к идеалам делает людей лучше, чище и справедливей.
Первым и важным шагом на пути к эко-этическому идеалу является внутренняя перемена наших моральных убеждений и взглядов. В этой связи мы не должны путать трудность задачи с ее невыполнимостью. Конечно, тяжело менять свои нравственные ценности и образ жизни. Абсолютное большинство из нас воспитывалось в антропоцентрической культуре. Поэтому людям необходимо иметь особую волю, чтобы избавиться от привычки эксплуатировать природу, точно также как когда-то человечество покончило с привычкой рабовладения.
Очень важным также становится не только дать человеку знания экологии и экологической этики, но и воспитать в нем такие качества как доброжелательность, сострадание, сочувствие и заботливость в отношении к природе.
Теперь, когда мы познакомились с теорией экологической этики, давайте попробуем применить наши знания на практике. Дадим этическую оценку жестоким развлечениям: корриде, собачьим боям, любительской охоте, петушиным и перепелиным боям, травле быков, крыс, барсуков и медведей собаками, боям жуков (Таиланд), боям сверчков (Китай, Таиланд), боям скорпионов (Эмираты), родео (США), боям быков (Китай, Эмираты), боям баранов (Тунис), свиной корриде (Никобарские острова), публичным закалыванием борова (Испания), кормлению удава кроликами, боям быков с кондорами, сбрасыванию козы с колокольни (Испания), боям козлов (Швейцария) и любительской рыбной ловле.
Из всего этого жуткого перечня издевательств над животными особой популярностью пользуется пресловутая коррида, собачьи бои, фиеста и, конечно, любительская охота.
У этих, в общем-то, разных «забав» одна задача: развлечение людей путем мучений или лишения жизни других живых существ.
На кровавых испанских фиестах ежегодно подвергаются мучениям более 27 тыс. быков, коров, телят. Их бьют, душат, пронзают копьем, бросают вниз с большой высоты, сбивают автомобилем или трактором. Прежде, чем животное умрет, его избивают палками, отрывают уши, хвосты, ослепляют, сжигают. Цыплят на фиесте подвешивают на веревке за ноги и отрезают головы тупым мечом. Кроликов сажают в ящик и закапывают в землю. Уток бросают в воду, отрезав им крылья, и десятки пловцов пытаются их поймать. Гусей подвешивают за ноги и отрывают им головы руками. Все это делается при огромном скоплении народа, под музыку и хохот.
Теперь подробнее рассмотрим другую жестокую забаву — любительскую охоту.
В Древнем Риме, где к рабам относились как к вещам (объектам, а не моральным партнерам), процветала очень похожая традиция — гладиаторские бои. Граждане Рима развлекались, глядя, как другие люди убивали друг друга. Затем, когда во многом благодаря философам, любой человек (независимо от расы, пола и вероисповедания) стал признаваться равным друг другу, обладающим ценностью для себя и правами, рабство было отменено, а гладиаторские бои признаны аморальными. Многие охотники-любители объясняют свою потребность убивать диких животных некой «страстью». Но эту потребность охотника-любителя убивать ради развлечения можно сравнить с аналогичной потребностью сексуального маньяка насиловать. В обоих случаях нормальные человеческие потребности в пище или в продолжении рода получили извращение в виде «потребности» убийства живого ради развлечения или «потребности» изнасилования. Однако абсолютное большинство людей обходится и без любительской охоты и без изнасилования.
Когда человек убивает — это всегда плохо. Но
иногда убийство бывает вынужденным и имеет
морально оправданные обоснования, например,
самооборона или добывание пищи с целью
пропитания. Но развлечение при помощи убийства,
чем, по сути, является любительская охота — не
являются веской моральной причиной, чтобы лишать
живое жизни.
Нельзя убивать животных просто так. Другими
словами, любое развлечение убийством не является
жизненно важной человеческой потребностью и
поэтому не может считаться морально оправданным
для того, чтобы нарушать права животных, отнимая
у них жизнь.
Следует заметить, что защитники этого развлечения часто говорят о его экономической, и даже якобы экологической выгоде. Однако это ничего не меняет по своей сути. Мы не можем оправдать нарушение прав живых существ, просто суммируя различную пользу, получаемую человеком от нарушения этих прав. Более того, многие действия, такие как воровство, продажа наркотиков, детский труд тоже могут давать большую экономическую и другую пользу (привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, поддержание инициативы и предприимчивости, стимул и овладение английским языком и т.п.), но имеют морально отталкивающие результаты. И поэтому запрещены как моралью, так и законом.
И коррида, и собачьи бои, и любительская охота, а также другие жестокие забавы с участием животных нарушают права животных на нормальную жизнь, не имея на то серьезного морального обоснования, и поэтому, с позиции экологической этики, должны быть запрещены.
Следует сказать, во всем мире растет общественное движение против этих негуманных примеров обращения с животными. Так, во Франции 83% жителей выступают против корриды, 80% британцев — против традиционной охоты на лис. Российским защитникам животных удалось добиться отмены корриды в Москве. Весной 2004 г. украинские защитники дикой природы добились принятия закона, полностью запрещающего в Украине весеннюю охоту. В мае 2004 г. в Австрии принят закон, запрещающий содержать диких животных в цирках. Причем, когда вопрос заходит о защите прав животных, жесткой критике подвергается даже английская королева. Подтверждение тому — в одном из январских (2004 г.) номеров российской газеты «Известия»:
«Организации по защите животных пребывают в шоке — королева Великобритании Елизавета II в очередной раз убила фазана. Свидетели в подробностях описывают мучения птицы, погибшей от королевских рук. Все сходятся в одном — ее Величество не боится крови. «Губить фазана ради удовольствия недопустимо для монарха» — не скрывает возмущения один из лидеров движения «Спасти животных» Эндрю Тайлер.
Самым заядлым охотником в королевской семье считают супруга Елизаветы принца Филиппа, на счету которого сотни убитых животных. Впрочем, судя по архивным записям, ему далеко до некоего английского лорда Грея, который с 1867 по 1923 год подстрелил на территории Великобритании 250 тысяч фазанов, 100 тысяч серых и 50 тысяч шотландских куропаток. Возможно, что погибших птиц на самом деле было гораздо больше — в зачет удачливому охотнику шла только принесенная домой добыча. Лейбористское правительство давно стремится запретить охоту на фазанов, называя ее «чрезмерно жестоким спортом». Но пока безуспешно.
Успехами на охоте Филиппа королева гордится. Она и сама не прочь выехать со стрелками на природу. По словам главного егеря: «Елизавета II не берет в руки оружия и только наблюдает за происходящим». Вот и на этот раз 77-летняя королева в окружении друзей, как обычно, находилась позади охотников, когда одна из собак принесла ей подстреленного кем-то фазана. Птица была вся в крови, но еще шевелила крыльями и подавала признаки жизни. «Королева вытащила фазана из собачьей пасти и несколько раз ударила его по голове прогулочной тростью. Ее Величество не смогла сразу убить птицу и ей понадобились для этого несколько попыток» — вспоминает один из очевидцев. В то время, как умирающий фазан бился в агонии, Елизавета II смеялась и что-то обсуждала с другими участниками охоты.
– Впрочем, не первый раз защитники природы обвиняют королеву в «неоправданной жестокости». Несколько лет назад во время охоты один из фотографов сделал снимок, на котором хорошо видно, как Елизавета II своими руками откручивает голову раненой птице. И делает это вполне профессионально. Тогда «Британская лига против жестокого спорта» обвинила монарха в «сладострастном убийстве».
Как мы видим, все перечисленные развлечения в своей сущности сходны в одном: они не только безосновательно нарушают права животных, но и являются жестокими. Есть несколько определений жестокости. Одно из них звучит так: жестокость — это причинение ненужной или необоснованной боли живому существу, когда эта боль наносится умышленно, злонамеренно и с намерением. Жестокость наносит животным не только физические, но и нравственные страдания. Причем это относится не только к высшим животным.
Несчастный жук, попавший нам под ноги,
В своих физических мученьях такую же боль терпит,
Как и гигант, когда он умирает.
У. Шекспир
Жестокость к животным непременно связана с жестокостью к людям. Известно, что такие жестокие люди как Калигула, Домициан, Нерон, Чингисхан, Иван Грозный, Филипп II, Генрих VIII, Людовик XI, по свидетельствам историков, уже в детстве начали упражняться в жестокости, истязая животных.
Современное антропоцентрическое сознание носит абсолютно прагматический характер. Для него характерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет человек. Все
остальное в природе ценно лишь постольку,
поскольку может быть полезно человеку. Целью
взаимодействия человека с природой является ее
использование.
2. Правильно и разрешено то, что полезно человеку.
3. Этические нормы и правила действуют только в
мире людей и не распространяются на
взаимодействие с миром природы.
4. Дальнейшее развитие природы мыслится как
процесс, подчиненный развитию человека.
5. Природа охраняется ради ее рационального
использования человеком.
На смену антропоцентрическому сознанию должно прийти экоэтическое сознание, которое характеризуется такими особенностями:
1. Одинаковую самоценность представляют все
живые существа (в том числе и человек) и
экосистемы.
2. Целью взаимодействия с природой является
удовлетворение как минимальных потребностей
человека, так и потребностей всего природного
сообщества.
3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе
и человеку и не нарушает экологическое
равновесие.4.Этические нормы и правила равным
образом распространяются как на взаимодействие
людей между собой, так и на их взаимодействие с
миром природы.5.Дальнейшее развитие природы и
человека видится как процесс коэволюции
(мирного, равноправного развития).6.Природа
охраняется человеком в первую очередь ради нее
самой.
По сути, как справедливо полагает С.Д.Дерябо,
смена антропоцентрического сознания на
экоэтическое равноценна кардинальной смене
образа мира, произведенной в свое время
Коперником, когда геоцентрическая модель
солнечной системы была заменена на
гелиоцентрическую. Как Земля тогда потеряла
статус центра вселенной, так и теперь человек
должен отказаться от представления о себе, как о
центре мира.
Закрепление знаний – Решить учебные задачи (Приложение 2); – Составьте каждый для себя свой кодекс достойного человека.
Я — дитя Природы ….
Я — ценю жизнь во всех ее проявлениях,
поэтому... (Приложение 3)
Вывод. «Только тонкая настройка
стратегии Природы и стратегии разума способна
обеспечить обществу будущее», отмечал наш
соотечественник, выдающийся ученый, математик,
философ, и эколог, акад. Н.Н.Моисеев в работе
«Современный рационализм»(1995г)В этой стратегии
совместного развития Природы и Общества, которую
необходимо разработать Коллективному
Интеллекту общепланетарного масштаба, важнейшую
роль должна играть. По мнению ученого,
нравственно – социальная компонента,
нравственный императив экологического мышления
и мера способности человечества следовать им.
Того же мнения придерживался акад. А.Д.Сахаров:
«Научно-технический прогресс не принесет
счастья, если не будет дополняться чрезвычайно
глубокими изменениями социальной, нравственной
и культурной жизни человечества». («Мир без
человека»/Вопросы философии,1989, №1)
Главное – мы должны любить и уважать Природу –
она фундамент человеческой жизни. Следует
помнить, что не Природе нужна наша защита, а нам
ее покровительство – ее чистый воздух, чтобы
дышать, ее кристальная вода, чтобы пить, ее.
…ласковый дождь, запах травы,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И цветение слив в белопенных садах. (С. Тисдейл)
Домашнее задание: параграф 34.
По желанию рассмотреть вопрос «Формирование экологической культуры как условие устойчивого развития жизни»