Цель: обобщить представления детей о временах года; упражнять в правильном произношении звука [ж].
Задачи:
- уточнить представление детей о смене времен года (помочь ёжику разобраться, где зима, где лето);
- учить отвечать детей на вопрос какой? подбирая прилагательные;
- продолжать учить детей согласовывать слова в предложениях (словесная игра «зима – лето»; пальчиковый тренинг «Утро настало, солнышко встало»); звуковой культуре речи: проговаривание чистоговорки со звуком [ж].
Материал: игрушка ёжик, картинки с изображением летних и зимних пейзажей, картинки с изображение предметов, в названии которых есть звук [ж].
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, я приготовила картинки, но кто-то их все перепутал. (Раздается плач, появляется ёжик)
Воспитатель: Это кто? Здравствуй ёжик. Как ты очутился в зиме? Дети, что ёжики делают зимой? (Ответы детей)
Ёжик: Я хотел зиму посмотреть, поэтому и не лег спать. Я так сильно замерз.
Воспитатель: А почему ёжик замерз? (Ответы детей). Мы тебе поможем про зиму узнать. У нас на ковре лежат картинки. Ты их перепутал? Ребята, их надо разобрать. Каждый возьмите по одной картинке, если это зима, положите картинку туда, где лежит снежинка, а если лето, где солнышко.
Волшебная палочка «Какой снег?»
Дети стоят в кругу и передают друг другу по кругу «волшебную палочку». Тот, у кого в руках «волшебная палочка», называет слово, признак снега. Повторять одинаковые слова нельзя. «Волшебная палочка» должна обойти по кругу 3-4 раза. Самые неожиданные и интересные слова, как правило, дети находят на последнем круге.
Воспитатель: Я буду говорить про лето, а вы про зиму.
– Летом светит и греет жарко солнышко, а зимой…
– Летом растут грибы и ягоды, а зимой…сосульки
– Летом деревья стоят в листве, а зимой…без
– Летом в лесу поют птицы, а зимой…ветер
– Летом дует теплый ветерок, а зимой…ледяной
– Летом дети купаются в реке, загорают, а зимой…
катаются на коньках, на лыжах
Физкультминутка «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой?
Белые полянки,
и на горке снеговой лыжи или санки
Что нам нравится зимой?
Вся в игрушках разных
Ёлка в комнате большой в новогодний праздник.
Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться
В шубке теплой, меховой на морозе греться
Что нам нравится зимой?
Поиграть снежками
Милый ёжик наш родной, поиграй-ка с нами!
Воспитатель: Дети, а наш Ёжик, любит, когда про него рассказывают чистоговорки. Давайте, расскажем Ёжику чистоговорку со звуком [ж].
Чистоговорка:
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу – молочка дадим ежу
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи
Игра: «Какой звук повторяется ([ж])?»
Хлопни в ладоши: жук, клубок, желудь, очки, ёж, носки, жаба, подснежник, медвежонок, журнал, живот, ножницы, крыжовник.
Воспитатель: Давайте подарим ёжику картинки со словами, в которых слышится звук [ж].
Дети из множества картинок выбирают нужные и
дарят ёжику.
Ёжик благодарит детей и прощается с ними.