В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности». Поэтому один из проектов гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка, в рамках которого я выстраиваю свою деятельность, направлен на формирование основных компетентностей учащихся и учителей в креативной информационно-образовательной среде общеобразовательного учреждения. Мы считаем, что реализация этого проекта позволит:
- развивать интерес учащихся к предмету за счет творческого характера обучения, включения знаний в состав конкретных действий;
- сделать учителя организатором дискуссий и самостоятельной познавательной деятельности учащегося;
- интегрировать НИТ с различными образовательными дисциплинами.
В понятии компетентности заложена новая идеология содержания образования, которая делает акцент на результат обучения, на способности человека действовать адекватно в различных ситуациях. Каждая ключевая компетентность – это комплекс умений и знаний, относящийся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек.
В педагогической литературе существуют различные варианты системы ключевых компетентностей и единого взгляда на эту проблему пока не сформировано. Однако по сути они сформулированы в качестве целей и задач общего образования в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Я считаю, что моя деятельность как учителя информатики в большей мере способствуют развитию информационной и коммуникативной компетентностей.
Информатика как учебная дисциплина развивает информационную компетентность. Это находит свое отражение и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического отношения к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам.
Говоря о коммуникативной компетентности, можно перечислить такие виды деятельности как понимание принципов построения интерфейса программ, так как именно интерфейс призван обеспечивать диалог пользователя и программы. А очень многие программы имеют одинаковые, стандартные диалоговые элементы. Овладение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками происходит, когда гимназисты участвуют в форумах, пишут электронные письма. Создание коллективных продуктов развивает умение работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников, искать и находить компромиссы.
Для развития компетентностей эффективны как уроки, так и внеурочная деятельность.
Я убеждена, что в образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
1. Ситуации включения как средство мотивации и активизации деятельности ученика. Для этого могут быть использованы проблема – как создать собственный мультфильм, собственный сайт, привлекательная цель – овладение возможностями компьютера, использование ресурсов сети Интернет, жизненная ситуация – восстановление старых фотографий, аналогия – формирование компьютерного изображения из точек – вышивка на канве, опрос «Верите ли вы, что…»
Верите ли вы, что в 1 Килобайте 1024 байта?
Верите ли вы, что может существовать сколь
угодно много позиционных систем счисления?
Чтобы научить гимназистов применять полученные знания в другой ситуации, я часто использую нестандартные задания:
- «Какая алгоритмическая структура спрятана в поговорке?»,
- придумайте нового исполнителя и систему его команд,
- придумайте алгоритм, на который распространяется закон: от перестановки команд местами результат не меняется,
- к каждой строчке стихотворения подберите рисунки, наиболее полно отражающие суть строки,
- сколько существует вариантов расположения музыкантов в басне Крылова «Квартет»,
- какая русская буква закодирована строкой 00011000 00011000 00100100 00100100 01111110 01000010 01000010 11000011 (тема «Растровая графика»).
2. Вторым условием я считаю организацию деятельностного обучения. Например, исследование – исследуйте информационные взаимодействия в живой природе (на примере кошки, собаки, цветов…), доказательство – докажите, что если в созданном вами алгоритме не будет выполняться хотя бы одно из свойств, то он перестанет быть алгоритмом. Учащиеся занимаются и проектной деятельностью. В интегрированном курсе «Художественно-эстетическое образование средствами новых информационных технологий» разрабатываем сайты, презентации, буклеты, которые в дальнейшем используются как учебные пособия.
3. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности – это третье условие повышения эффективности уроков информатики. В 10 и 11 классах темы «Компьютер и программное обеспечение», «Компьютерные коммуникации. Информатизация общества» раскрывают сами учащиеся. Это происходит по следующей схеме: каждый учащийся готовит доклад-презентацию и представляет результат своей работы, после выступления задает аудитории вопросы, остальные учащиеся слушают, конспектируют, отвечают на вопросы; на следующем уроке провожу проверочную работу, средний балл за которую идет в зачет выступавшему по данному вопросу.
При выполнении самостоятельной или практической работы заранее объявляются или оговариваются критерии оценки. В 5 классе при разработке в среде программирования проекта «Рисовалка», где по нажатию на кнопки должна рисоваться фигурка, критерии оценки выписываю на доске. В 9 классе совместно определяем: «Каким должен быть мой сайт?», из ответов формулируем критерии оценки сайта.
4. Активизирует деятельность учащихся на моих уроках также использование активных форм и методов обучения, например, метод проектов, частично-поисковый метод, групповая и индивидуальная формы работы. Мои ученики с удовольствием участвуют в групповой работе, так как она, как правило, направлена на создание единого продукта (коллективное создание многосерийного мультфильма, создание базы данных класса, разработка календаря на год, создание брошюры с кроссвордами). Правила поведения в группе обсуждаются, устанавливаются коллективно. При работе в группе моим ученикам ясны цели, характер и возможные результаты их деятельности. Формы работы предполагают смену коммуникативной роли ученика.
При организации индивидуальной работы с учащимися я стремлюсь к тому, чтобы она отвечала решению значимой для ученика задачи и была практико-ориентированной, мотивирующей ученика именно к такой форме работы. Например, создание визиток своего друга, шутливых поздравительных открыток к различным праздникам с использованием коллажа, при отработке умений набора текста в текстовом редакторе отвечаем на вопрос «чем наша гимназия отличается от других школ?», «что я хочу сделать для гимназии». Приветствую привлечение дополнительных источников, так как поиск и анализ информации способствует развитию информационной компетентности.
5. Не менее важным условием для реализации нашего проекта является и наличие материально-технический базы. В гимназии функционируют три стационарных компьютерных класса и два мобильных. В моем кабинете 12 современных компьютеров, проектор, сканеры, принтер; есть возможность выхода в Интернет, учащиеся обеспечены учебниками. По всем темам курса информатики подготовлены
- система компьютерных презентаций,
- система электронных заданий,
- перечень возможных тем для разработки их учащимися.
Внеурочная деятельность гимназистов в нашей гимназии организована в форме студий. Студии создают более полные условия для самопознания, самореализации, самовыражения в творчестве через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Учитывая пожелания учащихся, я провожу три студии. «Основы компьютерной грамотности» – студия для 4 класса, на которой внимание уделяется не только использованию информационных технологий для решения пользовательских задач, но и развитию логического мышления, умения анализировать, строить таблицы, схемы.
Шестиклассники занимаются на студии «Риторика + Информатика». В течение года они разрабатывают два проекта «Я и моя родословная» и «Литературный ЛогоМир – от маленького писателя к маленькому программисту».
На студии «IT-штурм» учащиеся 8 класса совершенствуют свои знания в области информационно-коммуникационных технологий.
1. На занятиях студий учащиеся создают
личностно-значимые продукты, например, генеалогическое
древо своей семьи с помощью специальной
программы, мультимедийные энциклопедии по
интересующим их темам.
2. Занятия направлены на раскрытие творческой
индивидуальности: учащиеся пишут басни,
рассказы и создают по ним анимационные фильмы,
слушая музыку, выражают свои чувства в виде
компьютерного рисунка.
3. Тематика творческой работы является
предметом обсуждения между учеником и учителем.
Предварительно определяются и выполняются
требования к оформлению работы, однако ученик
может корректировать тему в ходе работы,
например, программа «Раскраска», созданная в
среде программирования ЛогоМиры постепенно
приобрела элементы математической игры.
Помимо студий практикуется и такая форма работы как консультация.
1. Консультации в моей деятельности –
это стабильная форма организации учебных
занятий, она присутствует в расписании.
2. На консультациях оказываю помощь учащимся при
подготовке не только к своему предмету, но и к
другим предметам (создание презентаций по химии,
географии, литературе), при оформлении и
обработке результатов исследовательских работ.
3. Консультации провожу как для учащихся, так и
для учителей, тем самым реализуя принцип «от
компетентности учителя к компетентности
учащегося». Учителя обращаются за помощью при
подготовке к урокам и выступлениям, при
прохождении дистанционных курсов.
Говоря о результативности деятельности учителя, обычно вспоминают о таких показателях как успеваемость, победы и призовые места учащихся в олимпиадах и конкурсах. Однако, на мой взгляд, не только и не столько победы и достижения, оценки и процент поступивших в вузы говорят о результатах педагогического труда. Я наблюдаю, как с каждым годом растет количество участников эвристических олимпиад, творческих конкурсов. И если в 2005-2006 учебном году это только городской уровень, то в 2007-2008 учебном году российский и международный.
Мои ученики принимали участие в сетевых
проектах: Всероссийские Интернет мастер-классы,
организованные Ярославским центром
телекоммуникаций, посвященные цифровым
образовательным ресурсам и исследовательской
работе школьников, в дистанционном
всероссийском конкурсе «Мир искусства»,
международном фестивале «IT-Архангельск-2007».
Дети стремятся самостоятельно оценить свои
возможности, появляется уверенность в своих
силах. Невысокий результат не разочаровывает, а
стимулирует. Призовое место – объективное
признание достижений ученика.
Повышается и качество продуктов, создаваемых учащимися. В качестве примеров созданных учащимися продуктов приведу
- математическую игру-раскраску (призер областного конкурса, лауреат всероссийского фестиваля),
- проекты по иностранным языкам:
- сайты ««English Paradise» (ПО на городском конкурсе),
- «Welcome to English» (экзаменационный проект),
- сайт «Новая реформа правописания в немецком языке» (призер городского и областного конкурсов, победитель региональных конкурсов «Шаг в будущее» и им. Вернадского) оценен и специалистами в области информатики, и специалистами в области немецкого языка.
На мой взгляд, работа в рамках компетентностного подхода приводит к развитию качеств, необходимых человеку в современном мире, росту интереса к олимпиадам и конкурсам, не только по информатике, но и другим предметам, в которых требуется компетентное применение информационных технологий. В конечном итоге развитые у гимназистов ключевые компетентности в большей степени будут работать на овладение академическими знаниями.
В презентации (Приложение 1) проиллюстрированы некоторые примеры.