Внекласное мероприятие "Чаем угощаем"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:

  • Плакаты "Чай кипит, уходить не велит", "Каковы гости, таков и пир" и др.
  • Столы стоят так, чтобы участники образовали две команды; на столах самовары и угощение к чаю (готовят мамы).
  • На сцене журнальный столик, оформленный как уголок для чаепития.

Оборудование:

  • Товары коробейников;
  • самовары, костюмы для инсценировок;
  •  чай, травы, ведра, газеты, книги про чай;
  • посуда, угощение к чаю.

Ход праздника

I. Организационная часть

Родители проходят в класс друг за другом.

Ведущий.

Дорогие гости!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем, чем богаты.
Тем вам и рады.

Гости проходят в класс. Их встречают коробейники. За мелочь гости покупают у них различные предметы: шары, ленты, салфетки, леденцы и т.д. Главное, чтобы все покупки были двух цветов. Сделав покупки, гост по предложению ведущего (учителя) селятся за разные столы. Так образуются две команды.

1-й ученик.

Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.

2-й ученик.

От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.

3-й ученик.

Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.

4-й ученик.

Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.

Ведущий.

– Приятно выпить чашечку чая в дождливую погоду для хорошего настроения, в зимний вечер, чтобы помечтать о лете и просто так – для удовольствия, а встретив старого друга – для приятной беседы и светлых воспоминаний.

– А что такое чай? (Напиток, растение.)

– Сегодня мы поговорим о разновидностях чая, о правилах чаепития, истории возникновения чая...

– Чаепитие уже давно стало традицией русского гостеприимства, изменялись только формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменились заповеди гостеприимства, всегда по все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.

В народном творчестве по этому поводу составлено множество пословиц и поговорок.

– А какие знаете вы, ребята? (Гостю почет – хозяину честь. Хоть не богат, а гостям рад. Гость в дом – радость в дом...)

Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Об этом обычае рассказывают многие сказки.

Все вы хорошо знаете вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена было подчиниться правилам гостеприимства. (Отрывок из мультфильма или инсценировка.)

Баба -Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дело пытаешь?

Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты бы меня прежде накормила бы, да тогда и расспрашивай.

Баба-Яга Ивана Царевича накормила, напоила чаем, да и давай расспрашивать.

Ведущий. И Баба-Яга, испив ароматного чая, подобрела, даже песню согласилась нам спеть. (Выходит Баба-Яга и исполняет песню "Русский чай".)

А я чаю накачаю,
Сладкий сахар наколю.
Приходите, заходите,
Я вас чаем угощу.

Припев:
Ой, чай, чай, чай.
Русский чай.

Ой, чай, самовар
Золотого цвету.
За присест 12 чашек –
Усталости нету.

Всем полезно, скажем прямо,
Молочко и маслице,
Чай со сливками покрепче –
Будет и здоровьице.

Если холодно – согреет,
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь, иль устанешь.
Крепкий чай надо попить.

Ведущий

– Так что же это за напиток такой – чай?

– Почему он пользуется такой популярностью?

– А знаете ли вы, какая страна является родиной чая?

Профессор. Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово "ча" означает "молодой листочек".

Вот одна из истории о том, как появился чай.

Однажды, очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Чайная церемония родилась в Китае. Сейчас этот обряд соблюдается в Японии, где есть специальные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

Весть о чудесном напитке разнеслась по всему миру.

В России чай появился впервые в 1638 г. Монгольский хан вручил пакет с листьями чая русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. В начале его использовали как лекарство, потом как напиток. Беднякам он был не доступен, так как стоил очень дорого. Крестьяне даже не имели представление, как его заваривать, и вот что однажды произошло.

(Ученик инсценирует стихотворение)

Ученик.

Раз послал мне барин чаю и велел его сварить
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал.
Остудил его немножко, на господский стол подал,
Гости с барином плевались. Барин сильна озверел
И отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом я догадался, что забыл, я посолить.

Ведущий. Позже чай стал доступен всем, и каждая семья любила по вечерам чаевничать.

– А в чем кипятили чай? (Четыре ноги да ухо, один нос, да брюхо) (Самовар.)

Конкурс 1. "Родниковая водица"

Ведущий. Нам тоже пора ставить самовары. Для xopoшего чая и вода должна быть отличной. Сейчас ребятам надо наносить воды из родника (из ведра) в чайник. Кто до окончания прослушивания музыки больше наберет воды (ученики носят воду ложками), тот и победил. Команды выполняют задание.

– Ну вот, самовары полны. Теперь осталось их вскипятить. Это сейчас включил в розетку – готово. А как кипятили воду раньше?

(Собирали шишки, закладывали в трубу, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.)

– За шишками нужно отправиться в лес.

Конкурс 2. “Собери урожай”

(Участники закрывают глаза, в это время но пол высыпают шишки, ставят деревья, дети открывают глаза).

Ну, считайте вы в лесу.
Вот вам шишки, вот вам елки,
Ну-ка кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу.
Само б сторонке посижу.

(По одному участнику из команды выходят собирать шишки)

Ведущий.

Вот теперь раздуем жар
И запышет самовар.
А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.

Конкурс 3 "Загадки"

Загадки обо всем, что хоть как-то относится к чаю (сахар, гармонь, блины, чайник, душица, крыжовник, малина, молоко, пирог, колодец, самовар, смородина, чай и т.д.) загадывают поочередно каждой команде.

Жил в лесу и зеленел
Под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл и почернел.
А теперь им для красы можно рисовать усы. (Уголь.)

Наша толстая Федора
Наедаемся не скоро.
Но зато, когда сыта
От Федоры – теплота. (Печь.)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье
Ну и объедение. (Бублик, баранка.)

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)

Конкурс 4 “Эрудитов”

Ведущий. Из слова "самоварчик" составьте как можно больше новых слов. (Сам, варка, сом, час, комар, чарка, рама, ком, ром, рис, кров, самовар, сварка, вор, коса, корм.)

Конкурс 5 “Пословицы”

У каждого народа, знающего этот напиток, накопилось немало пословиц и поговорок о чае. Сейчас мы проверим, как вы их знаете. (Напечатанных и разрезанных слов участники составляют пословицы и читают.)

Ведущий.

– Пока вы соревновались вода в самоварах закипела.

– Что же делать дальше? (Заваривать чай.)

– Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способно убить аромат самого лучшего чая! Следует воду снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, то есть закипит белым ключом.

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, его споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком...

Если при заварке выделяется пена – значит чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. (Дети заваривают чай.)

Конкурс 6 “Сорта чая”

Ведущий. А какие сорта чая вы знаете? (Участники по очереди называют сорта чая, демонстрируют ранее собранные пачки чая.)

– А какой чай называют зеленым?

– Из чего готовят зеленый чай?

– А какие лекарственные растения используют для чая?

Выходит девочка.

Кум-куманек, где ты живешь?
Что, куманек, ко мне в гости не идешь?

Мальчик с самоваром.

Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!

(Самовар ставит на приготовленный столик с выпечкой.)

Девочка.

Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!

Все.

Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара!
– С сухарями,
– С кренделям.
– С бубликами вкусными,
– С сушками, ватрушками
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара
Чаю сладкого попьем,
И частушки пропоем.

Мальчики поют частушку.

Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте; поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Девочки поочередно встают и поют.

1. Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселись
Публику печальную

2. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской пока.

3. На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки.

4. В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
5. Самовар кипит блестя.
Чай в нем так и пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженице.

Ведущий.

– Наш праздник подходит к концу. Что интересного вы узнали сегодня?

1-й ученик.

Мы отдохнули все на славу,
И победители по праву
Похвал достойны и награды.
Мы напоить вас чаем рады!

2-й ученик

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья.
Обеспечивший успех.

3-й ученик.

Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один –
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.

Праздник заканчивается чаепитием.