Методический анализ 8 главы «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» (по учебнику В.А. Касьянова «Физика 10» 4-е издание исправленное М.: Дрофа, 2002 год.
1. Формулируем дидактическую цель курса 10 класса: знакомство с основными фундаментальными физическими теориями (электродинамикой, СТО, оптикой, квантовой физикой)
2. Делим весь материал курса физики 101 класса на блоки
Блок | Содержание блока |
Механика | Кинематика материальной точки динамика материальной точки статика механических колебаний релятивистская механика. |
Молекулярная физика | Молекулярная структура вещества. «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа». Термодинамика. Звуковые волны. |
Электродинамика | Электростатика |
3. Определяем обязательный минимум знаний/умений/навыков для учащихся и конкретизируем необходимые ЗУНы для выделенного блокаэ закона
Определяем обязательный минимум знаний/умений/навыков | Конкретизируем необходимые знания/умения/навыки в блоке «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» |
Учащимся необходимо знать план,
руководствуясь которым школьники должны
характеризовать физическую теорию, а именно: 1) теоретическое и экспериментальное обоснование теории; 2) формулировки основных положений; 3) следствия теории и факты их экспериментальной проверки; 4) границы применимости теории; 5) примеры практического значения теории и ее применений |
1) Молекулярно-кинетическую теорию
идеального газа. Учащиеся знакомятся с
элементами статистического подхода к
исследованию свойств системы, состоящей из
огромного числа частиц. Модель идеального газа и
вывод основного уравнения кинетической теории
газов. Опыт Штерна. 2) а) все тела состоят из
частиц... 3) газовые законы, полученные исторически задолго до вывода основного уравнения опытная проверка закона Гей-Люссака закона Бойля-Мариотта закона Шарля 4) – реальный газ, низкие температуры, p>106 Па |
Учащимся необходимо уметь: 6) приводить
примеры, показывающие, что: 7) раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения; приводить примеры физических явлений и процессов, изучаемых в теории; 8) воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической): излагать суть содержания текста учебной книги по физике; выделять в тексте учебника важные категории научной информации (описание явления или опыта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы или теоретического предсказания); выдвижение гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой. |
а) наблюдение молекул с помощью
ионного проектора, электронного микроскопа,
диффузия, Броуновское движение, опыт Штерна. 7) дискретное строение вещества, непрерывное и хаотичное движение частиц вещества, диффузия, модели газа, жидкости и твердого тела, изопроцессы газов, необратимость процессов теплопередачи. 8) составлять опорный конспект по теме с
использованием символов, схем, таблиц, диаграмм;
делать выводы после наблюдения явлений диффузии,
деформации, Броуновского движения. |
Учащимся необходимо владеть: 9) основными понятиями и законами физики: соотносить изучаемые понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику; описывать опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики; раскрывать смысл изучаемых физических законов и принципов; описывать преобразования энергии в процессах; 10) понятиями и представлениями физики, связанными и жизнедеятельностью человека. |
9) основные положения МКТ, равновесная замкнутая система, идеальный газ, молекула, ее характеристики – масса, скорость, размеры, постоянная Больцмана, параметры системы (p, T, V, m, M), среднее значение величин, уравнение МКТ идеального газа, распределение Максвелла. |
4. Выделяем в блоке Молекулярно-кинетическая теория идеального газа модули и составляем модульную программу (см. Приложение).
5. Формулируем дидактическую цель для каждого модуля.
6. Выделяем в модулях учебные элементы и формулируем для каждого элемента частную дидактическую цель.
7. Анализируем число часов, отводимых для изучения указанного раздела примерными программами.
При изучении на уровне А (базовый уровень Стандарта, 2 ч/нед) на тему «Молекулярно-кинетической теории идеального газа» выделяется 6 часов. Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и раскрывает содержание на понятийном уровне.
На уровнях В и С (профильный уровень: физико-математический, физико-химический, индустриально-технологический, 5 ч/нед) на изучение темы «Молекулярно-кинетической теории идеального газа» отводится 15 часов. Профильный курс построен методом уточнения и расширения содержания базового курса. Физические законы, теории, гипотезы в большей части включены в содержание профильного курса.
В учебнике В. А. Касьянова «Физика 10» для базового уровня (2 ч/нед) Молекулярно-кинетической теории идеального газа посвящается пять параграфов: § 49 Распределение молекул идеального газа по скоростям, § 50 Температура, § 51 Основное уравнение Молекулярно-кинетической теории идеального газа, § 52 Уравнение Клапейрона-Менделеева, § 53 Изопроцессы.
8. Определяем дидактическую цель блока: ознакомить учащихся с элементами статистического подхода к исследованию свойств системы рассматривать изопроцессы и продолжить изучение основных положений МКТ.
9. В блоке выделяем шесть модулей: М1 («Распределение молекул идеального газа по скоростям»), М2(«Температура»), М3 («Основное уравнение МКТ»), М4 («Уравнение Клапейрона-Менделеева»), М5 («Изопроцессы»), М6 («Обобщенный контроль знаний по теме»).
10. Формулируем дидактическую цель для каждого модуля.
11. Выделяем в модулях учебные элементы и формулируем для каждого элемента частную дидактическую цель.