Тема урока: Кислоты.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях);
- рассмотреть химические свойства кислот и принципиальные возможности образования кислот.
Реактивы и оборудование: НСl и H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, кусочки цинка, магния, железа, меди, гидроксид натрия, гидроксид меди (II), карбонат натрия, оксид кальция; инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания
II. Вопросы повторения
- Что называют оксидами? Как их классифицируют?
- Какие вещества называют основаниями? Их классификация.
- Какие оксиды образуются при взаимодействии основных оксидов с водой?
- Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?
III. Изучение нового материала
Кислоты в природе. Кислоты широко распространены в природе. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус придают им кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота, щавелю – щавелевая кислота и т.д. Исключения: салициловая кислота – сладкая, никотиновая – горькая. Самая первая кислота, которую научился получать и использовать человек, – уксусная кислота.
Состав кислот. При изучении способов получения водорода вы уже познакомились с реакциями цинка с соляной и серной кислотами. Их формулы, соответственно НСl и H2SO4. Сходно реагируют с кислотами и другие металлы:
Перечислим ещё некоторые кислоты.
Азотная кислота – HNO3
Азотистая кислота – HNO2
Сернистая кислота – H2SO3
Сероводородная кислота – H2S
Угольная кислота – H2СO3
Кремниевая кислота – H2SiO3
Ортофосфорная кислота – H3РO4
Бромоводородная кислота – HBr
Фтороводородная кислота – HF
Обратите внимание, что все кислоты обязательно содержат водород, который на формуле записывается на первом месте. Вся остальная часть формулы называется кислотным остатком. Рассматривая формулы этих кислот, можно сделать следующий вывод о составе кислот:
Кислотами называют сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. |
Из рассмотренных выше уравнений видно, что:
- кислотные остатки в химических реакциях обычно сохраняются и переходят из одних соединений в другие;
- валентность кислотных остатков определяется числом атомов водорода, способных замещаться атомами металлов.
Название кислоты |
Формула кислоты |
Кислотный остаток |
Соляная кислота Серная кислота Азотная кислота Угольная кислота Ортофосфорная кислота |
НСl H2SO4 HNO3 H2СO3 H3РO4 |
– Cl = SO4 – NO3 = СO3 = РO4 |
Классификация кислот. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода. способных замещаться на атомы металлов, – одноосновные, двухосновные. трехосновные.
Физические свойства кислот. Многие кислоты, например, серная, азотная, соляная, – это бесцветные жидкости. Известны также твердые кислоты: ортофосфорная, метафосфорная, борная. Почти все кислоты растворимы в воде. Пример нерастворимой кислоты – кремниевая кислота. Растворы кислот имеют кислый вкус.
Химические свойства. Рассмотрим наиболее характерные общие свойства водных растворов кислот.
1. Действие кислот на растворы индикаторов
Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называются индикаторами. |
Немного из истории
Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая
свойства соляной кислоты, закупленной в Германии
у И. Глаубера, случайно пролил её. Кислота попала
на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя
некоторое время лепестки стали ярко-красными.
Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел
серию опытов с разными кислотами и цветами
разных растений. Оказалось, что и васильки, и
роза, и цветки некоторых других растений
изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой
лакмусового лишайника. В растворах кислот он
становился красным, а в растворах щелочей –
синим.
После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль
назвал индикаторами, что в переводе с
латинского означало «указатели». Эти вещества
затем стали использовать многие химики в своих
опытах для распознавания кислот и оснований.
Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую
кислоту. Сжигая фосфор и растворяя
образовавшийся белый продукт в воде, он получил
неизвестную химикам кислоту. По исходному
веществу он назвал её фосфорной.
К индикаторам относятся, например, лакмус,
метиловый оранжевый, фенолфталеин и некоторые
другие.
Растворы кислот окрашивают
- лакмус в красный цвет,
- метилоранж – в розовый,
- фенолфталеин – бесцветный.
2. Характерным свойством кислот является их взаимодействие с металлами
В четыре пробирки нальем немного раствора соляной кислоты. В первую поместим кусочек магния Mg, во вторую – кусочек цинка Zn, в третью – кусочек железа, в четвертую – кусочек меди Cu.
Медь не реагирует с кислотами, особенно быстро
реагирует с кислотами магний, несколько
медленнее – цинк, еще медленнее – железо. Общим
во всех этих реакциях является выделение
водорода и образование соли.
При составлении уравнений реакций следует
руководствоваться рядом активности металлов Н.Н.
Бекетова. В этом ряду все металлы, стоящие до
водорода, способны вытеснять его из кислот.
исключением является азотная кислота HNO3.
3. Кислоты реагируют с основными оксидами
Общим в этих уравнениях является растворение оксида в кислоте и образование соли и воды.
4. Кислоты реагируют с основаниями
Реакции между кислотой и основанием, в результате которой образуются соль и вода. называется реакцией нейтрализации. |
5. Кислоты реагируют с солями
6. При нагревании некоторые кислоты разлагаются. Как правило, образуются кислотный оксид и вода.
H2SiO3 ––> H2O + SiO2
Отметим принципиальные возможности
образования кислот.
Бескислородные кислоты – это соединения двух
элементов, один из которых водород, а другой –
неметалл. Они могут быть получены
непосредственно при взаимодействии простых
веществ в определенных условиях, например:
H2 + Cl2 ––> 2HCl
H2 + S ––> H2S
Кислородсодержащие кислоты получаются при взаимодействии с водой оксидов неметаллов или оксидов металлов с высокой валентностью. Например:
H2O + SO3 ––> H2SO4
3H2O + P2O5 ––> 2H3PO4
Mn2O7 + H2O ––> 2HMnO4
Приложение 1.
Правила ТБ при работе с кислотами:
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать её отверстие пальцем.
4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу и глаза.
Запомни:
Сначала – вода,
Затем – кислота –
Иначе случится беда!
5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.