Тема урока "Кислоты"

Разделы: Химия


Тема урока: Кислоты.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях);
  • рассмотреть химические свойства кислот и принципиальные возможности образования кислот.

Реактивы и оборудование: НСl и H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, кусочки цинка, магния, железа, меди, гидроксид натрия, гидроксид меди (II), карбонат натрия, оксид кальция; инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

II. Вопросы повторения

  • Что называют оксидами? Как их классифицируют?
  • Какие вещества называют основаниями? Их классификация.
  • Какие оксиды образуются при взаимодействии основных оксидов с водой?
  • Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?

III. Изучение нового материала

Кислоты в природе. Кислоты широко распространены в природе. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус придают им кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота, щавелю – щавелевая кислота и т.д. Исключения: салициловая кислота – сладкая, никотиновая – горькая. Самая первая кислота, которую научился получать и использовать человек, – уксусная кислота.

Состав кислот. При изучении способов получения водорода вы уже познакомились с реакциями цинка с соляной и серной кислотами. Их формулы, соответственно НСl и H2SO4. Сходно реагируют с кислотами и другие металлы:

Перечислим ещё некоторые кислоты.

Азотная кислота – HNO3
Азотистая кислота – HNO2
Сернистая кислота – H2SO3
Сероводородная кислота – H2S
Угольная кислота –  H2СO3
Кремниевая кислота – H2SiO3
Ортофосфорная кислота – H3РO4
Бромоводородная кислота – HBr
Фтороводородная кислота – HF

Обратите внимание, что все кислоты обязательно содержат водород, который на формуле записывается на первом месте. Вся остальная часть формулы называется кислотным остатком. Рассматривая формулы этих кислот, можно сделать следующий вывод о составе кислот:

Кислотами называют сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков.

Из рассмотренных выше уравнений видно, что:

  • кислотные остатки в химических реакциях обычно сохраняются и переходят из одних соединений в другие;
  • валентность кислотных остатков определяется числом атомов водорода, способных замещаться атомами металлов.

Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток
и его валентность

Соляная кислота
Серная кислота
Азотная кислота
Угольная кислота
Ортофосфорная кислота
НСl
H2SO4
HNO3
H2СO3

H3РO4
– Cl
= SO4
– NO3
= СO3
= РO4

Классификация кислот. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода. способных замещаться на атомы металлов, – одноосновные, двухосновные. трехосновные.

Физические свойства кислот. Многие кислоты, например, серная, азотная, соляная, – это бесцветные жидкости. Известны также твердые кислоты: ортофосфорная, метафосфорная, борная. Почти все кислоты растворимы в воде. Пример нерастворимой кислоты – кремниевая кислота. Растворы кислот имеют кислый вкус.

Химические свойства. Рассмотрим наиболее характерные общие свойства водных растворов кислот.

1. Действие кислот на растворы индикаторов

Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называются индикаторами.

Немного из истории

Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил её. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим.
После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химикам кислоту. По исходному веществу он назвал её фосфорной.
К индикаторам относятся, например, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин и некоторые другие.
Растворы кислот окрашивают

  • лакмус в красный цвет,
  • метилоранж – в розовый,
  • фенолфталеин – бесцветный.

2. Характерным свойством кислот является их взаимодействие с металлами

В четыре пробирки нальем немного раствора соляной кислоты. В первую поместим кусочек магния Mg, во вторую – кусочек цинка Zn, в третью – кусочек железа, в четвертую – кусочек меди Cu.

Медь не реагирует с кислотами, особенно быстро реагирует с кислотами магний, несколько медленнее – цинк, еще медленнее – железо. Общим во всех этих реакциях является выделение водорода и образование соли.
При составлении уравнений реакций следует руководствоваться рядом активности металлов Н.Н. Бекетова. В этом ряду все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот. исключением является азотная кислота HNO3.

3. Кислоты реагируют с основными оксидами

Общим в этих уравнениях является растворение оксида в кислоте и образование соли и воды.

4.  Кислоты реагируют с основаниями

Реакции между кислотой и основанием, в результате которой образуются соль и вода. называется реакцией нейтрализации.

5. Кислоты реагируют с солями

6. При нагревании некоторые кислоты разлагаются. Как правило, образуются кислотный оксид и вода.

H2SiO3 ––> H2O + SiO2

Отметим принципиальные возможности образования кислот.
Бескислородные кислоты – это соединения двух элементов, один из которых водород, а другой – неметалл. Они могут быть получены непосредственно при взаимодействии простых веществ в определенных условиях, например:

H2 + Cl2 ––> 2HCl
H2 + S ––> H2S

Кислородсодержащие кислоты получаются при взаимодействии с водой оксидов неметаллов или оксидов металлов с высокой валентностью. Например:

H2O + SO3 ––> H2SO4
3H2O + P2O5 ––> 2H3PO4
Mn2O7 + H2O ––> 2HMnO4

Приложение 1.

Правила ТБ при работе с кислотами:

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать её отверстие пальцем.

4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу и глаза.

Запомни:
Сначала – вода,
Затем – кислота –
Иначе случится беда!

5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.