Тема: Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения;
- обобщить знания об органах чувств;
- развивать умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблицы: «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Органы вкуса, обоняния», рисунки, книга, лимон, нож, шарф.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания (Презентация).
III. Изучение нового материала
Учитель: Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы. Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации её в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения – зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.
Учитель: Что такое ощущение?
Ученик: Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Учитель: Ребята, послушаем отрывок «Могущество мечты» стр.52 кн. «Большой дом человечества». (Можно любой отрывок).
Учитель: Закройте глаза и попытайтесь
представить себе то, о чём вы услышите. (Чтение
отрывка)
– Кто из вас смог представить себе этот
древнегреческий миф?
– С помощью чего вы получили эту информацию? Ваши
ощущения?
– Ребята, приходилось ли вам рассматривать
играющего щенка? Поделитесь впечатлениями?
– Конечно, щенок имеет определённую форму,
размеры, окраску. В каждый момент времени он
занимает в пространстве определённое место,
находящееся от нас на определённом расстоянии и
в определённом направлении. Если он сталкивается
с небольшим предметом, у нас создаётся
впечатление, что щенок является причиной его
движения. Всё это воспринимается нами при помощи
зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук
имеет определённую высоту, громкость и тембр и
исходит из определённой части пространства,
фактически из того места, в котором мы видим
щенка. Мы воспринимаем его в совокупности
свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что
перед нами – щенок.
Эксперимент
Для эксперимента приглашаю двух ребят. Завязываю шарфом глаза.
Учитель: Ребята, наблюдая за участниками эксперимента, сделайте вывод о чувствительности анализаторов и их взаимозаменяемости.
Показываю исследуемый предмет первому участнику эксперимента – книгу.
Учитель: Что я показала?
Ученик не знает. Затем листаю книгу.
– А теперь что можете сказать об исследуемом предмете? (Учащийся отвечает).
– При помощи какого анализатора вы это определили? (Учащийся отвечает).
– А теперь возьмите предмет в руки и убедитесь в правильности определения исследуемого предмета.
– Сними повязку с глаз.
– Какиеанализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте?
Дети делают вывод. 2-му участнику эксперимента показываю лимон.
– Что я показала?
Ученик не знает. Далее разрезаю лимон.
– А теперь как ты считаешь, что у меня в руках? Как определил? Положим кусочек в рот. Твои ощущения?
– Какиеанализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте?
Дети делают вывод.
Учитель: Скажите ребята, так существует ли чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость? (Суждения учащихся)
Учитель: Взаимодействие анализаторов
было отмечено ещё Ломоносовым. Позже о нём писал
И.М.Сеченов. Это явление есть одно из проявлений
единства сенсорной сферы. Оно проявляется в том,
что изменяется состояние одного анализатора при
одновременной работе другого. В
настоящее время физиологической основой
взаимодействия анализаторов считают близость
нервных путей и межцентральные связи. Известно,
что слух лучше принимает непрерывные сигналы, а
зрение – дискретные. Сигналы же опасности имеет
смысл вывести на болевой анализатор, который
непосредственно связан с оборонительным
рефлексом и который слабо адаптируется. Системность
сенсорной организации ведет к тому, что
возникает компенсация, когда какой-то анализатор
перестает работать, и другие берут на себя, хотя
бы частично, его функции. Все знают, что функции
зрения у слепых частично берут на себя слух и
осязание, которые становятся гораздо более
чувствительны, чем в норме. Благодаря этому
некоторые слепые занимаются скульптурой. У
некоторых глухих сильно развито чувство
вибрации. Оно дает им возможность "слушать"
музыку (они кладут руку на музыкальный
инструмент или поворачиваются спиной к
оркестру). Остановимся на случаях
слепо-глухо-немоты. В нашей стране жила
замечательная женщина–О.М. Скороходова. В
детстве она потеряла зрение, а потом и слух.
Однако ей повезло. Когда ей было 10 лет, психолог
Соколянский организовал специальную
школу-клинику. Благодаря методике, опирающейся
на тактильный анализатор, педагоги
устанавливали контакт с учениками, обучали их
специальному языку, давали им возможность
мыслить. Ольга научилась читать, стала писать
стихи, получила высшее психологическое
образование, написала книгу "Как я
воспринимаю, представляю и понимаю окружающий
мир". Надо отметить еще один вид
взаимодействия анализаторов – их связь с
эмоциональной сферой.
Еще об одном интересном феномене о "кожном
зрении". Вот выписка из протокола
опытов, проведенных в 1963 г. (Роза Кулешова –
жительница Нижнего Тагила. Возраст – 22 года.
Зрение нормальное. Цветоощущение – нормальное.
Работая лаборантом в школе слепых начала
обучаться в чтении шрифта по Брайлю. Примерно
через год научилась свободно читать при помощи
пальцев правой руки обычный шрифт и различать
цвета хроматических и ахроматических объектов.)
Возможны два объяснения этого феномена.
1. Проявляется взаимодействие,
взаимозаменяемость анализаторов,
2. Своеобразное явление, имевшее место на ранних
стадиях филогенеза, своеобразный атавизм. Ведь у
некоторых видов живых существ
световосприятие осуществляется за счет
специальных клеток на поверхности кожи.
– Перед тем, как послушаем сообщения
о гигиене органов слуха и зрения – проведём физминутку.
Гигиена органов слуха
Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытья ушей. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется желтое липкое вещество – ушная сера.
Большое количество ушной серы, накопившейся в слуховом проходе, мешает хорошо слышать. |
Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохранения слуха имеет нормальное носовое дыхание. Воспаление слизистой оболочки носа и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью и давление воздуха в среднем ухе не может сравняться с наружным давлением. При этом человек испытывает своеобразное ощущение – заложенность в ушах. Нельзя сморкаться сразу обеими половинами носа, а нужно делать это попеременно, прижимая каждое крыло носа к перегородке.
Не сморкайтесь слишком сильно, когда у тебя насморк. Иначе воспаление из носа может распространиться на уши. |
Гигиена зрения
У некоторых школьников, особенно в старших
классах, развивается близорукость. Если же
выполнять несложные правила, то в большинстве
случаев можно предотвратить это нарушение
зрения.
Очень вредно держать книги и тетради на
расстоянии ближе 30см от глаз. Когда мы
рассматриваем предметы на близком расстоянии,
мышечный аппарат глаза напрягается, меняется
кривизна хрусталика, возникает быстрое
утомление и ухудшение зрительного восприятия.
При постоянном плохом освещении и неправильной
посадке вырабатывается привычка рассматривать
все вблизи. В результате развивается
близорукость.
Упражнения для тренировки глаз
Для тренировки зрения нужно выполнять специальные упражнения. Наиболее простое из них следующее: попеременно смотрите то вдаль, мимо какой-нибудь точки рамы окна, то на эту точку. Такое упражнение выполняется 3-5мин через каждый час.
Эксперимент
Кожная чувствительность
– До тыльной стороны кисти дотроньтесь двумя
ножками циркуля, раздвинутыми не более чем на 20-25
мм.
– Что вы ощущаете?
– Проделайте вдвоем опыт. Возьмите циркуль и
линейку с миллиметровыми делениями.
Прикасайтесь раздвинутыми ножками циркуля к
разным участкам кожи тела и определяйте, на какое
расстояние нужно раздвинуть ножки циркуля, чтобы
получить ощущения не одного прикосновения, а
двух. Расстояние между ножками измеряйте по
линейке. Испытуемый должен закрыть глаза.
Результат оформляется в таблице. (См. Приложение 1)
Учитель: Ребята, какие участки тела оказались более чувствительными?
Вывод.
Учитель: Одно из качеств восприятия –
его избирательность. Воспринимая, мы обычно
выделяем один или несколько объектов, а все
остальное остаётся безразличным фоном. Это
особенно отчётливо наблюдается в так называемых
двойственных изображениях, которые, по-разному
осмыслив, можно и увидеть по-разному.
– Внимательно рассмотрите рисунки. Что
изображено на этих рисунках? (Приложение
2)
– Ребята, как объяснить мысль Аристотеля: «В уме
нет ничего, что сначала не прошло через органы
чувств»?
IV. Подведение итогов
Выставление оценок.
V. Домашнее задание: повторить тему анализаторы.