Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.
Обострение экологической проблемы в стране
диктует необходимость интенсивной
просветительской работы по формированию у
населения экологического сознания, культуры
природопользования. Эта работа начинается в
детском саду – первом звене системы
непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап
формирования личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к
«рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического
воспитания является формирование у ребенка
осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают его, и с
которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В целом положительные тенденции в настоящее
время являются недостаточными для реализации
общей стратегии непрерывного экологического
образования, для закладывания основ
экологической культуры, экологического
сознания.
Осознанно-правильное отношение детей к природе
строится на чувственном ее восприятии,
эмоциональном отношении к ней и знании
особенностей жизни, роста и развития отдельных
живых существ, некоторых биоценозов, знании
приспособительных зависимостей существования
живых организмов от факторов внешней среды,
взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие
знания в процессе общения ребенка с природой
обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций
в поведении животных, состоянии растений,
правильную их оценку и адекватное реагирование.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по
экологическому воспитанию дошкольников с учетом
психофизиологических особенностей детей от 5 до 7
лет.
В проекте представлены такие виды направления в
экологической деятельности ребенка, как:
- познавательный (формирование представлений о мире природы),
- перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)
- практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный
подход к развитию ребенка на эмоциональном,
психофизиологическом и интеллектуальном
уровнях через знакомство с природой в различных
видах работы с детьми (например, наблюдения, труд
в природе, занятия и праздники интегрированного
характера, развлечения, участие детей в
экологических акциях, ведение календарей
природы).
Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет
какой-либо формы работы с детьми. Ее выбор
зависит от сезонности, интереса детей к
предлагаемой деятельности, их возрастных
особенностей, условий,
Воспитательно-образовательная работа
предполагает в течение всего времени пребывания
ребенка в дошкольном учреждении ее
осуществление в:
- наблюдениях,
- фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- организации дежурств и трудовых поручений,
- экспериментах выполняемых в природе.
Актуальность проекта
Экологическая проблема – одна из острейших
проблем современности. Будущее человечества
зависит от уровня экологической культуры
каждого человека, его компетентного участия в их
решении. В этих условиях экологическое
образование во всех его звеньях приобретает
приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен для изучения
живой и неживой природы, прежде всего,
используется материал своего края, местного
материала, объектами которых являются животные,
растения тундры.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Задачи проекта:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Этапы реализации проекта
I. Организационный
Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.
II. Внедренческий
Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Я и природа».
III. Результативный
Период осмысления собственных результатов,
сравнение с другими группами ДОУ и района.
Участниками проекта являются дети МДОУ №81
«Центр развития ребёнка – «Конёк-Горбунок»,
воспитатели, родители, сотрудники музея,
библиотеки, картинной галереи, научные работники
государственного природного заповедника
«Большой Арктический».
Структура проекта
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, кружковую работу, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды групп, ДОУ, взаимодействие с социальными институтами города, района, издание информационно-методического материала (см. Приложение. Таблица 1).
Цикл познавательных занятий с детьми
Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста (см. Приложение. Таблица 2).
В проекте представлены тематические блоки:
- элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
- многообразие растений и их связь со средой обитания.
- многообразие животных и их связь со средой обитания.
- рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.
- жизнь растений и животных в сообществе.
- взаимодействие человека с природой
Кружковая работа
В рамках проекта предполагается организация кружковой работы «Юный натуралист».
Цель работы кружка: формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи кружка:
- Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, воспроизведение ее красоты и многообразия;
- Формирование знаний о природе;
- Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни.
Взаимодействие с родителями
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе детского сада с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
Экологизация развивающей среды групп, ДОУ
Создание познавательно-экологического центра в МДОУ «Лукоморье»
Познавательный центр МДОУ № 81 «Лукоморье» является игровым помещением для закрепления знаний детей о природе, проведения мероприятий, экскурсий, развлечений детей и родителей по формированию осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Взаимодействие с социальными институтами города.
У нас налажены тесные взаимосвязи с городской
детской библиотекой, талнахским филиалом музея
истории и развития НПР, государственным
природным заповедником «Большой Арктический»,
норильской художественной галереей. Работники
регулярно проводят познавательные экскурсии,
беседы, игровые программы для детей, что
способствует обогащению и закреплению
имеющих знаний и представлений.
Сотрудничество с Талнахской городской
библиотекой детям приносит огромную радость. Она
одна из лучших в нашей стране. Тесно сотрудничая
с ней, дети участвуют в позновательно-игровых
мероприятиях по экологическому воспитанию.
Дети успешнее познают окружающий мир, опираясь
на краеведческий материал, а Талнахский музей им
очень богат. Экскурсии в музей по темам «Природа
Таймыра», игровые программы «Русский быт», «Быт
народов Севера», «Выставка камней», вызвают
интерес к истории родного города, своей страны,
значительно обогащают и расширяют кругозор
детей о своей малой и большой Родине.
Сотрудничество с государственным природным
заповедником «Большой Арктический» позволяет
сохранение и развитие историко – культурного
наследия Таймыра, создание и обеспечение для
полноценной духовной жизни жителей Талнаха.
Специалисты заповедника проводят интерактивные
занятия «Умка приглашает», «Арктюша в стране
Семитравья» и др, которые позволяют окунуться в
загадочный и неповторимый мир природы Арктики,
учат их замечать и любить красоту животного и
растительного мира Крайнего Севера.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
- Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.
- Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование. М.:Педагогическое общество России,2005.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
- Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
- Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном возрасте: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
- Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
- Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.