План предлагаемого урока включает в себя четыре части:
I часть – цель урока; основные понятия и термины; указывается оборудование урока:
- карты;
- иллюстрации;
- репродукции (все они есть в приложении)
II часть – подробное методическое описание хода
урока (урок проводиться в ходе игровой ситуации).
III часть – заключительная часть урока.
IV часть – домашнее задание.
Цели урока:
- Закрепление знаний важнейших фактов данного периода.
- Обобщение, систематизация изученного.
- Проследить причинно-следственные связи ключевых событий данного периода.
Основные понятия: Сибирь, острог, колонизация, кормление, тягло, промысловый налог, десятина, оброк, ясак, ясачные книги.
Оборудование: карты «Россия в XVII веке» (Приложение 1), «Сибирь в конце XVII века» (Приложение 2), раздаточный материал (Приложение 3).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Закрепление изученного ранее материала
- Учащиеся делятся на группы или команды, по 4-5 человек в каждой.
- Группы придумывают названия команд, но название должно быть связано с темой, например: «Сибиряки», «Землепроходцы», «Якуты» и т.д.
- Учитель командам задает вопрос или задание (см. ниже описание по этапам).
- Команды минуту-две обсуждают или выполняют, по истечении времени выдают свой ответ.
- Побеждает команда, набравшая большее количество баллов
- Ответ команд оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
1-й этап – команды получают первое задание (одинаковое для всех).
Каждой команде дается лист, на котором представлены 4 портрета исторических деятелей (Приложение 3), чьи имена связаны с освоением и присоединением Сибири к России.
Задача группы: за 1-2 минуты подписать портреты исторических деятелей.
- Иван Грозный
- Ермак
- С.Дежнев
- Алексей Михайлович Романов
2-й этап – проверка знаний тематических понятий и терминов
Учитель зачитывает полное обозначение понятия, задача учащихся – внимательно выслушав, дать правильный ответ.
- Кормление – система содержания должностных лиц за счет местного населения;
- Ясак – дань мехами, которую платили сибирские народы;
- Явчая головщина – сбор с каждого человека приехавшего в Сибирь
- Тягло – все денежные платежи и натуральные повинности в пользу государства до реформ Петра I;
- Острог – особый вид укреплений, первые постройки в Сибири
- Зимовье – временное жилище охотника в тайге
- Промысловый налог – налог, который взимался со всякого промысла (соль, шкуры животных) в размере 1/ 10 от промысла.
3-й этап – проверка знания основных дат и событий
Учитель заранее готовит карточки с датами. Задача учащихся: по датам определить событие:
1581 г. – начало похода Ермака в Сибирь
1584 г. – окончание похода Ермака
1716 г. – основание Бердского острога
XV в. – первое упоминание в русских летописях
термина «Сибирь»
1587 г. – основание Тобольского острога
Задача учащихся: по именам исторических деятелей определить событие или открытие, которое они сделали:
- Строгановы
- Дежнев
- Кучум
- Ермак
- Иван IV
4-й этап – работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков, т.е. карты из Приложения 2 и Приложения 3 необходимо размножить и разрезать заранее на фрагменты)
Группа учащихся получает раздаточный материал: набор фрагментов одной из карт.
Задача учащихся: правильно собрать карту, перечислить территории, вошедшие в состав России по окончанию XVII в.
III. В заключение урока учитель подсчитывает общую сумму баллов групп, подводит итоги, делает анализ достижений и допущенных ошибок.
IV. Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме.