Развитие каналов восприятия в период обучения грамоте (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Главной задачей в период обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, так как фонематические знания и умения являются предпосылкой формирования всех четырех видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы воспринимать речь, у ребенка должен быть развит фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их значению.

Хорошая фонематическая подготовка - основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами. Известно, что самыми стойкими и труднопреодолимыми являются фонематические ошибки. Так, ученики затрудняются различать твердые и мягкие согласные, не слышат звук [й], ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произносить его изолированно.

Чтобы не допускать ошибок, ученик должен всего лишь услышать звук, но звук невидим, мгновенен и летуч. Народ издавна заметил "слово не воробей, вылетит - не поймаешь".

На первом этапе обучения грамоте провожу с детьми игру. Из чего сделаны слова? Заданы вопросы:

- из чего сделан стол? Дом? Тетрадь? Слово? (Дети отвечают из букв, это неправильный ответ).

Стучу по столу карандашом.

- Что слышите? (звук).

Включаю шум моря или щебетание птиц.

Звуков много вокруг нас: грохот машин, щебечут птицы, раздаются шаги, из этих звуков слова не построишь. Слова делаются только из звуков человеческой речи, звуки возникают тогда, когда "работают" органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Включаю упражнения, которые помогают детям пронаблюдать, как по-разному прикасается язык к различным участкам рта.

Произношу "ыыыыы", что-нибудь понятно? [мммм], [м], [и], [р]. Узнали слово?

Слова состоят из звуков, звуки человеческой речи - строительный материал языка.

Такое занятие - отправная точка для занятий по формированию фонематических знаний и умений.

Начальный момент в обучении фонетике - формирование способов звукового анализа, поэтому я стараюсь подключать не только слуховые анализаторы, но и зрительный канал, ощутить звук через разные чувства. Многие дети, пришедшие в первый класс - "тактильники" (не открыт ни зрительный, ни слуховой канал восприятия). Такие дети не слышат учителя на уроке, они играют пальчиками, ручкой, карандашом, резинкой, нередко рисуют на руках, поэтому для них нужна мультисенсорная учебная среда.

Включение слухового анализатора может быть через игру "не пропусти шайбу". Дети ставят на парту согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду говорить слова, все они начинаются звуком [д], эти слова вы пропускаете, а я постараюсь забить в ваши ворота "шайбу". Шайба у нас - слово, которое начинается на другой звук, но не [д]. Как только я попробую забросить шайбу, захлопывайте ворота. Звук [д] является забитой шайбой.

На включение зрительного анализатора провожу игру "Внимание покупатели". Нужно разложить на столе различные предметы. Среди них те, название которых начинается на один и тот звук. Задание:

- вы пришли в магазин. Вам нужно купить игрушки, название которых начинается на звук [м], за эти игрушки вы заплатили, но вы не должны брать игрушки, за которые вы не заплатили. Затем нужно усложнить задание с набором игрушек: (Машина, матрешка, мышь, мяч, мишка). Дети должны брать игрушку на звук [м].

Включение тактильного анализатора. Дети работают руками, кубиками, звоночками. Они слушают звук, если он гласный разводят широко руки, звук бежит свободно, если согласный, сжимают кулачок. Если звук твердый, берут в руки деревянный кубик, если мягкий - поролоновый, если звук звонкий - звонят звоночком, если глухой, подушечкой пальчика ударяют по кубику. На первом этапе обучения грамоте даю прослушать цветовую гамму картины. Спрашиваю у ребят:

- Если картина могла бы звучать, какой звук она издавала бы?

- А если бы это была мелодия?

- А какой цвет? А какая она: гладкая или шершавая, жесткая или мягкая?

- А если это танец? Какие это движения: мягкие, плавные или резкие?

Большую роль играют скороговорки и чистоговорки, их использую на каждом уроке, они способствуют развитию техники чтения, развитию артикуляционного аппарата. Обязательно проговаривание с простукиванием и хлопками, включая ритмические движения.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Мы (хлопок) посуду (кулачком ударяем в грудь правой рукой) мыли (хлопок) сами (кулачком ударяем в грудь левой рукой).

Помогали (хлопок) нашей (ударяем кулачком в грудь правой рукой) маме (хлопок).

Это своеобразная гимнастика для лёгких, небольшие колебания грудной клетки способствуют лучшему кровообращению, газообмену в лёгких. Делить слова на слоги можно хлопками или простукиванием. У большинства первоклассников развито тактильное восприятие, поэтому дети, все без исключения, читают пальчиком, наиболее слабые ребята читают с помощью небольшой рамки. Важно, чтобы дети запоминали образ буквы. При знакомстве с новой буквой и звуком читаю сказку о букве при свечах, таким образом, перекрывается зрительный и тактильный каналы, а ребята слушают и слышат, такое занятие способствует раскрытию слухового канала. Использую книгу А. .Лапатиной и М. Скребцовой "Сказка о буквах и словах". В этой же книге есть специальные задания по прочитанной сказке: нарисовать образ буквы. Зрительный образ буквы дается с помощью наглядного материала: буква З изображена в виде птицы, к ней дети читают стихи:

- Заманите эту птицу
К нам на книжную страницу.

 

Буква Г изображена в виде косы,

- Г - где коса гуляла,
Поле голым стало.

 

 С удовольствием дети работают с буквами из наждачной бумаги, буквы ощупывают, через сенсорное восприятие запоминают образ буквы, есть у ребят конструкторы, с помощью которых дети составляют нужные буквы. Конструкторы сделаны с помощью родителей из наждачной бумаги, вырезаны разные элементы букв, элементы букв даны в книге Нечаевой "Я читаю".

Наглядно образ буквы дети наблюдают, когда пишут карандашом или ручкой по кальке, такие упражнения способствуют развитию навыков письма.

Чтобы дети могли выполнить на уроке большой объем работы, провожу динамические паузы. Даю упражнения, чтобы отдохнули глаза, упражнения на оздоровление внутренних органов "белочка прыгает с ветки на ветку", "наездники" и другое. На цветовые круги (зеленые, голубые, желтые) наклеены зайчики, елочки, точки, палочки, кружочки. Поднимается цветовой круг, дети выполняют упражнения:

  • Сколько точек в круге, столько раз поднимаем руки.
  • Сколько ёлочек зелёных, столько сделайте наклонов.
  • Сколько зайчиков у нас, столько прыгните вы раз.
  • Сколько палочек и точек, столько встаньте на мысочек.
  • Сколько здесь кружков, столько сделаем прыжков.
  • А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
  • На носки поднимись, а потом руки вниз,
  • Раз, два, три четыре - завертелись, закружились.

Используемая литература.

  1. П.С. Жедек "Развитие фонематического слуха"
  2. А. Лапатина и М. Скребцова "Сказка о буквах и словах"*