Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
- Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
- Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
- Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
- Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
Открытые уроки обычно организуются
с целью ознакомления родителей с новыми
программами по предмету, методикой преподавания,
требованиями учителя. Наиболее часто открытые
уроки практикуются в начальной школе. Необходимо
хотя бы один-два раза в полугодие давать
возможность родителям присутствовать на
открытом уроке. Это позволит избежать многих
конфликтов, вызванных незнанием и непониманием
родителями всей сложности и специфики учебной
деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для
родителей время, чаще всего в субботу. В этот день
педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме,
стремясь показать свое мастерство, раскрыть
способности детей. День завершается
коллективным анализом: отмечаются достижения,
наиболее интересные формы урока, результаты
познавательной деятельности, ставятся проблемы,
намечаются перспективы.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Встреча с администрацией, учителями
класса должна проводиться ежегодно. Педагоги
знакомят родителей со своими требованиями,
выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие
педагогов с родительским коллективом. Вместе
они пытаются сформировать советы дел для
организации работы с учётом возможностей и
интересов родителей. Групповые занятия могут
носить исследовательский характер. Также
групповые занятия могут быть связанны с
обучением родителей занятиям и умениям
организации деятельности кружков для детей,
клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия
пронизывают индивидуальные формы. К ним относят
беседы, задушевные разговоры,
консультацию-размышление, выполнение
индивидуальных поручений, совместный поиск
решения проблемы, переписку. Индивидуальная
работа с родителями требует от педагога гораздо
больше усилий и изобретательности, но и
эффективность её значительно выше. Именно в
индивидуальном общении родители усваивают
требования, предъявляемые школой к учащимся, и
становятся союзниками классного руководителя.
Система работы педагога с родителями
предусматривает и вовлечение их в школьное
самоуправление. Родители учащихся
юридически не входят в школьный коллектив и
вообще коллектива не образуют, но не менее
педагогов или своих детей заинтересованы в
успешной работе школы. Они своего рода
социальные заказчики школы, поэтому должны иметь
возможность влиять на ее деятельность и
участвовать в школьной жизни. Образуя
ассоциацию, родители вправе создавать свои
органы самоуправления и решать некоторые
вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям
могут служить школьные родительские собрания,
конференции, родительский комитет и его
комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме
того, родители могут входить как равноправные
члены в школьный совет, если школьное
самоуправление предусматривает создание этого
органа. Одной из форм сотрудничества классного
руководителя с группой наиболее опытных,
инициативных родителей является классный
родительский комитет. Родительский комитет
работает на основе положения о родительском
комитете школы. Он совместно с классным
руководителем и под его руководством планирует,
готовит и проводит всю совместную работу по
педагогическому образованию, установлению
контактов с родителями, оказанию помощи в
воспитании детей класса, анализирует, оценивает
и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Организация совместных досуговых мероприятий
или вовлечение родителей в совместную с детьми
деятельность – это также одна из функций
работы.
Во многих школах родители — частые гости и на
внеклассных мероприятиях. Это и спортивные
соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”,
“На площадку в выходной мы выходим всей семьей”
и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному
женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с
профессией”, и концерты художественной
самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать
своих детей родителям, открыть для себя еще не
известные стороны их интересов, увлечений,
таланта. Формы досуга: совместные праздники,
подготовка концертов, спектаклей: просмотр,
обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования,
конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня;
кружки и мероприятия, организованные родителями.
Кроме того, даже не систематические, а единичные
коллективные дела класса, проводимые совместно с
родителями, имеют огромный воспитательный
эффект. Возможно, например, проведение
вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на
котором демонстрируются поделки, сувениры — все
то, чем семья увлекается в свободное время.
Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:
- Родительские вечера
- Родительские чтения
- День открытых дверей
- Индивидуальные консультации
- Родительский лекторий
- Групповые консультации
- Тематические консультации
- Ведение тетрадей общения
- Внеклассные мероприятия с участием родителей
- Тренинги
- Родительские собрания с участием детей
- Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей
семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории
родного края, его героического прошлого, истории
своей семьи.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.