Тема: «Формы существования элементов в природе. Химические элементы в природе Архангельской области».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Обобщение и развитие знаний учащихся об атомах, молекулах и химических элементах на основе систематизации и расширения знаний учащихся об элементарном составе полезных ископаемых, минералов и горных пород Архангельской области.
- Формирование умений учащихся извлекать из периодической таблицы Д.И. Менделеева информацию об элементах [4].
Материалы и оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Коллекции полезных ископаемых, минералов и горных пород Архангельской области
- Карта Архангельской области <Приложение 1>
Подготовительный этап
На первых уроках изучения предмета химии учитель объявляет о предстоящей работе класса в геологической экспедиции на территории Архангельской области. Класс делится на 4 команды: «Бокситы», «Бриллианты», «Водники», «Металлисты». Каждая команда заранее получала домашнее задание по сбору информации о богатствах недр Архангельской области.
ХОД УРОКА
«Дохожу я умом своим до теории, что планета наша есть существо разумное, живущее своим размером времени. Сколько в ней всего восхитительно прекрасного, навсегда скрытого от глаз людских. И каменья драгоценные, и металлы, и газы человек приручил для своей пользы, роя кротовьи норы в земной бездонности. А чему служит красота минералов, сокрытых в глубях, неизвестно нам и до сей поры. Мы лишь дети малые, забавляющиеся подземными богатствами под лучами светила. Тундра дикая в мой век и в ваш еще остается по населенности и по лютости зимней стужи космической землей».
М.В. Ломоносов
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала.
Основные вопросы:
- Формы существования элемента в природе.
- Химические соединения. Простые и сложные вещества.
- Деление простых веществ на металлы и неметаллы.
- Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области [1].
На столах учащихся:
- Карта Архангельской области;
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых Архангельской области.
- Образцы металлов: Al, Zn, Cu, Mg, Fe.
Учитель: Уважаемые участники
геологической экспедиции! Сегодня мы с вами
совершим марш-бросок по уникальной территории
Архангельской области. Русский Север – это
удивительная страна. Архангельская область,
включая Ненецкий Автономный округ, располагает
разнообразными и значительными запасами
природно-сырьевых ресурсов. За 75 лет
существования геологической отрасли в
Архангельской области открыто и разведано более
400 месторождений полезных ископаемых (бокситы,
алмазы, нефть и газ, подземные пресные и
минеральные воды и др.). В области разведано более
700 месторождений песка строительного,
песчано-гравийного материала, глин кирпичных [3].
Внимание!
Сегодня на уроке присутствуют 4 команды (идет
представление команд). Все участники экспедиции
заранее изучили теоретические вопросы по теме
«Химические элементы в природе Архангельской
области» и готовы к заполнению полевых карт:
расстановке химических знаков элементов на
карте Архангельской области.
Учитель предлагает геологам внимательно рассмотреть Периодическую систему, разглядеть символы химических элементов, вспомнить о применении элементов и их соединений, рассмотреть выданные коллекции минералов и горных пород.
Каждая команда получила свой маршрутный лист, задание и готова принимать активное участие в работе экспедиции.
1. Команды «Бокситы» и «Бриллианты» работают по Маршруту 1 «Минерально-сырьевые базы федерального значения», выступают с сообщениями, находят местонахождения, записывают знаки химических элементов на карте Архангельской области, показывают слайды по данной теме, работают с коллекциями полезных ископаемых.
Маршрут 1. Минерально-сырьевые базы федерального значения
Сырье для глиноземного производства (Северо-Онежский
бокситоносный район в Плесецком районе;
|
Сырье для развития
алмазно-бриллиантного комплекса (месторождения
алмазов в Юго-Восточном Беломорье) |
Углеводородное сырье Месторождения
НАО и континентального шельфа Баренцева и
Карского морей
|
[2]
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
2. Команда «Водники» работает по Маршруту 2 «Подземные воды». Все данные отмечаются на полевых картах. Идет активная работа с Периодической системой химических элементов.
Маршрут 2. Подземные воды
Пресныеподземные воды (25
месторождений) |
Два месторождения подземных вод: Северодвинское – йодных вод J Котласское – хлоридно-натриевых рассолов |
Минеральные подземные воды (8 месторождений) C, H, O, Na, Cl, Ca |
[2]
3. Команда «Металлисты» докладывает о своей разведке недр Архипелага Новая Земля и западной части Архангельской области по Маршруту 3 «Металлические полезные ископаемые» и знакомит участников экспедиции с простыми веществами – металлами. Участники этой команды делают записи в своих полевых картах, пользуясь Периодической системой химических элементов. Находят металлы: золото, медь, цинк, марганец и обозначают их на карте. Геологи рассматривают выданные образцы металлов и заполняют таблицу в тетради «Физические свойства металлов», делают вывод о применении данных элементов в промышленности.
Маршрут 3. Металлические полезные ископаемые
- Архипелаг Новая Земля: Павловское месторождение свинцово-цинковых руд Pb, Zn
- Марганцевые руды
- Проявление меди
- Западная часть Архангельской области, граничит с Карелией: проявлении золота и платины
[2]
III. Подведение итогов
Учитель благодарит участников геологической экспедиции за активную работу, интересные сообщения о минералах, горных породах, полезных ископаемых и подземных водах Архангельской области. Все участники получают оценки и в подарок карту Архангельской области, с отметкой знаков изученных химических элементов.
IV. Сообщение домашнего задания
§6. Выучить знаки химических элементов. Выполнить упражнения 1-23, 1-24, 1-25.
Использованная литература:
- Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.
- Программа регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области, Архангельск: АО ИППК, 2006.
- Сметанин А.В. Архангельская область: истоки, свершения, перспективы. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007. – 672 с.
- Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.