Геологическая экспедиция по территории Архангельской области. 8-й класс. Тема: "Формы существования элементов в природе. Химические элементы в природе Архангельской области"

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема: «Формы существования элементов в природе. Химические элементы в природе Архангельской области».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Обобщение и развитие знаний учащихся об атомах, молекулах и химических элементах на основе систематизации и расширения знаний учащихся об элементарном составе полезных ископаемых, минералов и горных пород Архангельской области.
  • Формирование умений учащихся извлекать из периодической таблицы Д.И. Менделеева информацию об элементах [4].

Материалы и оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
  • Коллекции полезных ископаемых, минералов и горных пород Архангельской области
  • Карта Архангельской области <Приложение 1>

Подготовительный этап

На первых уроках изучения предмета химии учитель объявляет о предстоящей работе класса в геологической экспедиции на территории Архангельской области. Класс делится на 4 команды: «Бокситы», «Бриллианты», «Водники», «Металлисты». Каждая команда заранее получала домашнее задание по сбору информации о богатствах недр Архангельской области.

ХОД УРОКА

«Дохожу я умом своим до теории, что планета наша есть существо разумное, живущее своим размером времени. Сколько в ней всего восхитительно прекрасного, навсегда скрытого от глаз людских. И каменья драгоценные, и металлы, и газы человек приручил для своей пользы, роя кротовьи норы в земной бездонности. А чему служит красота минералов, сокрытых в глубях, неизвестно нам и до сей поры. Мы лишь дети малые, забавляющиеся подземными богатствами под лучами светила. Тундра дикая в мой век и в ваш еще остается по населенности и по лютости зимней стужи космической землей».

М.В. Ломоносов

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Основные вопросы:

  • Формы существования элемента в природе.
  • Химические соединения. Простые и сложные вещества.
  • Деление простых веществ на металлы и неметаллы.
  • Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области [1].

На столах учащихся:

  • Карта Архангельской области;
  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
  • Коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых Архангельской области.
  • Образцы металлов: Al, Zn, Cu, Mg, Fe.

Учитель: Уважаемые участники геологической экспедиции! Сегодня мы с вами совершим марш-бросок по уникальной территории Архангельской области. Русский Север – это удивительная страна. Архангельская область, включая Ненецкий Автономный округ, располагает разнообразными и значительными запасами природно-сырьевых ресурсов. За 75 лет существования геологической отрасли в Архангельской области открыто и разведано более 400 месторождений полезных ископаемых (бокситы, алмазы, нефть и газ, подземные пресные и минеральные воды и др.). В области разведано более 700 месторождений песка строительного, песчано-гравийного материала, глин кирпичных [3].
Внимание!
Сегодня на уроке присутствуют 4 команды (идет представление команд). Все участники экспедиции заранее изучили теоретические вопросы по теме «Химические элементы в природе Архангельской области» и готовы к заполнению полевых карт: расстановке химических знаков элементов на карте Архангельской области.

Учитель предлагает геологам внимательно рассмотреть Периодическую систему, разглядеть символы химических элементов, вспомнить о применении элементов и их соединений, рассмотреть выданные коллекции минералов и горных пород.

Каждая команда получила свой маршрутный лист, задание и готова принимать активное участие в работе экспедиции.

1. Команды «Бокситы» и «Бриллианты» работают по Маршруту 1 «Минерально-сырьевые базы федерального значения», выступают с сообщениями, находят местонахождения, записывают знаки химических элементов на карте Архангельской области, показывают слайды по данной теме, работают с коллекциями полезных ископаемых. 

Маршрут 1. Минерально-сырьевые базы федерального значения

Сырье для глиноземного производства

(Северо-Онежский бокситоносный район в Плесецком районе;
Иксинское месторождение бокситов) Al, Si

  • Бокситы пригодны для производства глинозема
    и последующего производства Al
  • Бокситы отличаются высоким содержанием кремнезема,
    что позволяет на их основе организовать абразивное э
    лектокорундовое производство
  • Ценность бокситов повышает содержание
    дополнительных компонентов: оксидов хрома, ванадия, галлия, лития Cr, V, Ga, Li
Сырье для развития алмазно-бриллиантного комплекса

(месторождения алмазов в Юго-Восточном Беломорье)
Химический знак С – углерод

Углеводородное сырье

Месторождения НАО и континентального шельфа Баренцева и Карского морей
Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция

  • Нефть, газ
  • Каменный уголь

[2]

<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>

2. Команда «Водники» работает по Маршруту 2 «Подземные воды». Все данные отмечаются на полевых картах. Идет активная работа с Периодической системой химических элементов.

Маршрут 2. Подземные воды

Пресныеподземные воды

(25 месторождений)
Эксплуатируются 7: Няндомское, Урдомское, Савинское,
Лесное, Онежское, Приводнинское, Березниковское
H2O, H; O

Два месторождения подземных вод:
Северодвинское – йодных вод J
Котласское – хлоридно-натриевых рассолов
Минеральные подземные воды
(8 месторождений)
C, H, O, Na, Cl, Ca

[2]

3. Команда «Металлисты» докладывает о своей разведке недр Архипелага Новая Земля и западной части Архангельской области по Маршруту 3 «Металлические полезные ископаемые» и знакомит участников экспедиции с простыми веществами – металлами. Участники этой команды делают записи в своих полевых картах, пользуясь Периодической системой химических элементов. Находят металлы: золото, медь, цинк, марганец и обозначают их на карте. Геологи рассматривают выданные образцы металлов и заполняют таблицу в тетради «Физические свойства металлов», делают вывод о применении данных элементов в промышленности.

Маршрут 3. Металлические полезные ископаемые

  • Архипелаг Новая Земля: Павловское месторождение свинцово-цинковых руд Pb, Zn
  • Марганцевые руды
  • Проявление меди
  • Западная часть Архангельской области, граничит с Карелией: проявлении золота и платины

[2]

III. Подведение итогов

Учитель благодарит участников геологической экспедиции за активную работу, интересные сообщения о минералах, горных породах, полезных ископаемых и подземных водах Архангельской области. Все участники получают оценки и в подарок карту Архангельской области, с отметкой знаков изученных химических элементов.

IV. Сообщение домашнего задания

§6. Выучить знаки химических элементов. Выполнить упражнения 1-23, 1-24, 1-25.

Использованная литература:

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 224 с.
  2. Программа регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области, Архангельск: АО ИППК, 2006.
  3. Сметанин А.В. Архангельская область: истоки, свершения, перспективы. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007. – 672 с.
  4. Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.