Сценарий открытия Дня науки и искусства, посвященного М.В. Ломоносову (в эпохе Просвещения)

Разделы: Внеклассная работа


Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. На фоне музыки:

– …дитятко, поморский сын!
Ты был как кораблик белопарусный!
Как чаечка был белокрылая,
…дитятко, поморский сын!
Белопарусный кораблик ушёл за море,
Улетела чаица за синее…

Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.

Мальчик и отец:

– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?

– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша – повзрослевший мальчик.

– Татко, а латинскому языку где учат?

– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

– Ну…Сей день не без завтра…

– Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

– Татенька! А все господа многограмотны.

– Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”

– Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

– Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

– Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

– Ну, сын…Воля твоя…Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”

– Татенька, не плачь!..Воля твоя…

Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.

На сцене ведущие-студенты (на каждом академическая шапочка).

– Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.

– Больше двух столетий прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В.Ломоносов.

– Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

– По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.

– Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия.

– Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

– Пушкин сказал о Ломоносове: “Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

– Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

Звучит торжественная музыка. Выходит юноша – Михаил Ломоносов.

– О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Фанфары. Выходит ведущая-учитель.

– Традиционно День Науки и Искусства мы приближаем к дате основания первого Российского университета – Московского университета имени М.В.Ломоносова – 25 января. В этом году наш праздник проходит в атмосфере Эпохи Просвещения. Имя Ломоносова, Московский университет – это символы эпохи Просвещения в России. Да здравствует Просвещение! Да здравствует Россия! Да здравствуют Наука и Искусство!

Разрешите VI День Науки и Искусства считать открытым!

Хор учащихся и учителей поёт “Гаудеамус”.

Ведущая представляет гостей гимназии.

Слово директор гимназииу.

Ведущая:

В год открытия Московского университета в нём было всего 3 факультета юридический, философский и медицинский). Сегодня их 41!. Мы – живём не в Москве, Московский университет от нас очень далеко, но День Науки и Искусства возможно всё, даже превратить один день гимназии в один день в университете. Все учащиеся сегодня становятся студентами, а занятия будут проходить, согласно университетскому принципу, по факультетам. Их у нас всего – 17:экономический, географический, механико-математический, физический, химический, геологический, исторический, филологический, философский и другие. На каждом из факультетов вас ждёт встреча с интересными людьми – преподавателями, мастерами, специалистами. Они покажут вам те грани наук и искусств, которые находятся за пределами учебных курсов гимназии.

Юноша – Михайло Ломоносов:

– Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут,
В домашних трудностях утеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

– Всех учителей и студентов приглашаю в университет!

Песня “Во французской стороне…”(исполняет солист хора “Настроение” гимназии № 41)