Цели:
1. Образовательные:
- обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
- формировать у учащихся умения и навыки видеть слова, которые необходимо писать с большой буквы, понимать их значимость в речи, орфографически правильно их писать;
- формировать представление о государственных символах.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- умение работать сообща и дружно с одноклассниками;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции.
3. Воспитательные:
- воспитание активности, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу страну.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, магнитофон, физическая карта России, государственные символы: флаг, герб, гимн, портрет президента РФ.
Ход урока
I. Мобилизующее начало.
Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг друга понимать.
Дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:
Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ! Слайд 1
Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам.
Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
НЕ ВЫКРИКИВАЕМ. Слайд 2
НЕ ПЕРЕБИВАЕМ ДРУГ ДРУГА.
МЫ СЛЫШИМ ДРУГ ДРУГА.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ СООБЩА.
II. Целевая установка. Объявление темы урока.
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”
Ж.Ж.Руссо Слайд 3
Сегодня мы ставим перед собой такие цели: будем учиться делать выводы, доказывать своё мнение, применять знания на практике. И только от вас зависит: зажжется ли на вашем “небе знаний” новая звёздочка-открытие.
А сейчас я прошу вас, друзья, отгадать тему нашего сегодняшнего урока русского языка.
Названья стран, морей, озёр,
И сёл, и городов,
Названья улиц, рек, планет,
Далёких островов.
С какой же буквы нам писать?
(C заглавной буквы, с прописной,)
Будем мы писать.
И это правило всегда
Нам надо знать на… “5”!
Тема урока: Упражнения в правописании имён собственных. Слайд 4
А теперь, послушайте, стихотворение Ковалевского и подумайте, о чём ещё мы сегодня будем говорить?
Как хороша моя Россия, Слайд 5
Где солнце светит высоко.
Слова сказать бы золотые,
Да подобрать их нелегко.
Передо мной речные плёсы, Слайд 6
Озёр дыханье и морей,
А надо мной дорога в космос Слайд 7
Открыта Родиной моей.
В лугах душистой медуницы, Слайд 8
Когда на ней ещё роса,
Сияют радужно ресницы
И смотрят ясные глаза.
К земле травинкой полевою, Слайд 9
Припав, когда ни прикоснусь,
Я слышу сердце молодое,
Твоё я слышу сердце, Русь!
III. Пальчиковая гимнастика (подготовка руки к письму).
IV. Словарная работа.
На листах у каждого учащегося задание “Кресс-кросс”.
Задание: прочитайте лексическое значение слова и найдите его в данной таблице.
Словарь: народ, Россия, язык, русский, Отечество, граждане.
– Запишите эти слова в тетради. Самопроверка. Слайд 10
– Какое слово-омоним вы можете назвать? Докажите. Слайд 11
– На какие группы можно разделить эти слова? Докажите свой выбор.
– Подберите синонимы к слову Россия.
Прослушивание текста К.Д.Ушинского “Наше Отечество”.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. Слайды12 – 21
V. Упражнения в написании собственных имён существительных.
– Прочитайте текст. Слайд 22
Велика наша страна. Её пересекают широкие реки. На юге высятся горы. Глубоки наши озёра. У нас есть моря.
– А теперь послушайте текст, который прочитаю вам я.
Велика наша страна Россия. Её пересекают широкие реки: Волга, Обь, Енисей.
На юге высятся горы: Памир, Алтай. Глубоки наши озёра: Байкал, Рица. У нас есть моря:
Чёрное, Белое, Балтийское.
(Чтение текста сопровождается показом слайдов 23-42).
– Скажите, чем различаются тексты, прочитанный вами и услышанный?
– А как надо писать имена собственные?
– Дополните предложения и запишите их в тетради.
Наша страна – _____________________________.
Столица её – ______________________________.
Президент – _______________________________. Слайд43
Реки: _____________, ___________________.
Озёра: ____________, ___________________.
(Показать на карте).
Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?
VI. Это интересно!
Если открыть атлас, трудно будет сосчитать все географические названия. Одних лишь озёр, больших и малых, на территории нашей страны около двухсот тысяч, одних только рек у нас около ста тысяч. И почти у каждого озера, каждой реки или речушки – своё название. Попробуйте представить себе, сколько у нас городов, сёл, деревень и других населённых пунктов. И каждый из них как-то назван.
Никакая географическая карта не может вместить все географические названия, существующие на земле.
А как они произошли? Существует специальная наука, изучающая происхождение названий рек, городов, сёл, улиц, морей, озёр. Называется она ТОПОНИМИКОЙ.
Слайд 44
Наука эта чрезвычайно увлекательная. Каждому любознательному человеку весьма интересно узнать, почему так назван город, в котором он живёт. Почему названа так, а не иначе река, на которой стоит город. И, наконец, как возникло название улицы, по которой он каждый день ходит.
Не менее увлекательна наука, изучающая имена людей. Называется она АНТРОПОНИМИКА. Слайд45
Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаём в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Какие красивые у вас имена, друзья! А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не “жевать” имя, а произнести его так, чтобы все видели: вы им гордитесь! Давайте попробуем. Пусть сейчас те, кто желает это сделать, встанет и красиво, громко, звучно произнесёт своё полное имя.
VII. Творческая работа.
Каждый ряд получает задание на листке для своей команды. Необходимо вставить в предложения имена собственные так, чтобы получился текст. Доказать, что это текст и подумать, как его можно озаглавить.
Как огромна наша ______________________ ! Столица нашей Родины – город-герой
__________________. Глава нашего государства – ________________________________
__________________. Мы живём в городе ____________________. Это наша малая родина.
Мэр нашего города – ______________________________________.
VIII. Итог урока.
– Как пишутся имена собственные? Слайд 46