Где зимуют птицы? (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: углубление знаний о птицах, зимующих в наших краях и формирование новых понятий, научных фактах о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать и расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях;
  • познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
  • формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, логическое мышление;
  • продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;

Воспитательные:

  • осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
  • конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
  • объективно определять свой вклад в общий результат;

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран

Для учителя: рисунок - плакат зимнего дерева с кормушкой, карточки с новыми понятиями

Для учеников: раздаточный материал: птицы

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие детей.

2. Введение в тему

Ребята, Муравьишка Вопросик получил звуковое письмо, в котором говорится о чем пойдет речь сегодня на уроке. Но, прослушав его, совсем запутался. Поможем, ребята, Муравьишке?

Презентация. Слайд 1 звуковое письмо

Их на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много.

Есть очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и, совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

Есть и такие, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей, а есть "вегетарианцы", которые едят только растительную пищу, в основном ягоды, семена.

Одни селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустарников.

- О ком же пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие признаки помогли вам понять, что речь пойдет о птицах?

- О птицах мы с вами уже говорили.

- Вспомните, в каких разделах и что узнали о птицах?

- Какие вопросы задает новый раздел?

- Как вы думаете, какой вопрос хотел задать нам Муравьишка?

Презентация. Слайд 2

3. Тема

- Сформулируйте вопрос урока.

(Где зимуют птицы?)

Презентация. Слайд 3

4. Работа над темой

- Чтобы ответить на вопрос, проведем с вами исследование.

- Как вы предлагаете работать: каждый самостоятельно или группой?

- Почему?

- Сядьте, пожалуйста, группами.

5. Работа в группах

- Вспомните правила работы в группе.

(Учащиеся называют.)

Учитель дополняет:

1. Работать дружно.

2. Выслушать мнение каждого члена группы.

3. Если есть вопросы - показать красный сигнал. Готовы - зеленый.

- Не забудьте выбрать, кто будет отвечать от группу.

Группы получают конверты с заданием и картинками птиц.

Задание 1, 3, 5 группам

1. Рассмотрите птиц. Вспомните, как называются эти птицы.

2. Выберите тех птиц, которых вы встречали у кормушек и в городе.

1 группа: синица, свиристель, скворец, стриж

3 группа: снегирь, голубь, журавль, кукушка

5 группа: воробей, сорока, ласточка, утка

Задание 2, 4, 6 группам

1. Рассмотрите птиц. Вспомните, как называются эти птицы.

2. Выберите тех птиц, которых можно встретить зимой в лесу.

2 группа: синица, сова, трясогузка, гусь

4 группа: дятел, снегирь, соловей, дрозд

6 группа: клест, сова, утка, кукушка

6. Отчет групп

(На доске плакаты дерево с кормушкой и зима в лесу)

- Каких птиц можно встретить зимой у кормушки или в городе?

Дети рассаживают птиц на кормушке.

- Каких птиц можно встретить зимой в лесу?

Дети рассаживают птиц на деревья в лесу.

- Ребята, как вы думаете, что объединяет всех этих птиц?

- Как назовем эту группу птиц?

Крепим таблицу с надписью "Зимующие птицы"

-Ребята, кто желает выступить в роли Мудрой Черепахи и сделать вывод, каких птиц мы называем зимующими?

- А вот что говорит о зимующих птицах сама Мудрая Черепаха.

Презентация. Слайд 4

-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти, может, одна - две доживают до весны.

- Ребята, как вы думаете, почему так происходит?

- А как мы можем помочь птицам?

Презентация. Слайд 5

- Какие птицы у вас остались?

- Что объединяет эту группу птиц?

- Как назовем этих птиц?

- Почему их называют перелетными?

- Почему птицы улетают?

- Прочитайте, пожалуйста, что о перелетных птицах говорит Мудрая Черепаха.

Презентация. Слайд 6

7. Работа с учебником

- Раньше люди не знали, что птицы улетают в теплые края. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются.

Лишь со временем ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.

- Как им это удалось узнать?

(ответы детей)

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 77. Прочитайте. Кто затрудняется с чтением, вам может помочь рисунок.

- Как же кольца могли помочь ученым?

Презентация. Слайд 7

Обобщение учителем.

- Ученым помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

8. Первичное закрепление

Презентация. Слайд 8

- Ребята, что это за звуки? (звучит голос птиц)

- Хотели бы вы узнать, о чем они говорят?

Откройте тетрадь страница 32.

Прочитайте задание 1.

- Какое слово в этом предложении "ключевое"? Подчеркните его.

- Каким птицам вы нарисовали кольцо на лапке?

- Кто, ребята, затруднялся?

9. Итог урока

- Какова тема урока?

- Так, где же зимуют птицы?

- Какие птицы зимуют у нас?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

- Ребята, я для вас приготовила интересный сюжет. Этот сюжет снимали зимой на нашем пруду.

Презентация. Слайд 9, видеоролик

Какой вопрос у вас возникает?

Обсудите дома с родителями, подумайте, как такое может быть?

Физминутки, используемые на уроке

            "Синица"
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень.

             "Птички"
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Приложение.