Сегодня много говорят об угрозе экологического кризиса, экологической катастрофе глобального масштаба. Каждый по-своему представляет надвигающуюся опасность, но все понимают, что это угроза жизни на всей планете, в том числе и угроза человечеству.
Главная причина происходящего заключается в том, что человек выделился из живой природы настолько, что живет, порой нарушая ее законы. А ведь еще древние греки утверждали, что человек может и должен жить в согласии с окружающей средой, и для этого необходимо учиться гармоничным отношениям у самой природы. В настоящее время этот древний опыт забыт. Гармония и красота природы не определяют образ жизни человека, что отражается на состоянии окружающей среды. Как следствие, возник экологический кризис глобального масштаба.
Оптимистически настроенная часть населения Земли утверждает, что катастрофу можно предотвратить, нужно лишь изменить отношение каждого человека к окружающей его природе, т.е. сформировать экологический стиль мышления, для которого характерно:
- осознание того, что все созданное природой имеет право на существование;
- понимание "экологического императива" - правильно и разрешено только то, что не нарушает экологическое равновесие в природе;
- отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система;
- направленность деятельности человека на сохранение природы ради нее самой.
Но сформировать такое мышление можно лишь, опираясь на базовые знания биологии и других естественных наук. Повышению эффективности этого процесса способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств экологического воспитания. В последнее время все чаще стали использоваться игры экологического содержания.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Игры знакомы каждому человеку с детства. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях, активизируется внимание, память, мышлении.
Именно для расширения и обобщения знаний в области биологии и экологии, развития интереса к естественным наукам, формирования и активизации экологического мышления у подростков на базе Центра дополнительного образования детей им. В.Волошиной г. Кемерово в 1999 году был создан городской интеллектуальный экологический клуб "Звезды естественных наук".
Программа клуба разработана как дополнительный курс к урокам биологии в образовательной школе, ориентирована на обучающихся 6 - 8 классов и рассчитана на три года обучения (36 часов в год).
Отличительной особенностью программы является то, что курс обучения состоит из двух блоков: теоретического и практического (игрового), разработанных с учетом современных биологических и экологических знаний. Такое построение программы позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности подростков и активизировать образовательный процесс в интересной, занимательной форме.
Теоретический блок углубляет знания обучающихся в области ботаники, зоологии и экологии. Формы, методы и средства обучения подобраны с учетом возрастных особенностей подросткового возраста. На занятиях ребята слушают лекции, беседуют, дискутируют, просматривают видеозаписи, анализируют. Завершает программу каждого года обучения блок интеллектуальных экологических игр.
За девятилетний период существования клуба была разработана и отработана система организации и проведения интеллектуальных экологических игр.
Игры в каждой параллели классов состоят из трех туров, которые позволяют командам накапливать баллы на протяжении всего учебного года. Победитель определяется по сумме набранных баллов во всех трех турах.
Команды от образовательного учреждения формируются в начале учебного года (по 6 человек от каждой параллели классов). Одновременно играют две команды. На вопрос отвечают только после звукового сигнала (звук гонга). На обдумывание, как правило, отводится одна минута. Когда одна команда отвечает, у второй есть шанс дополнить ответ и тоже заработать баллы.
Темы игр и список соответствующей литературы сообщаются заранее (в сентябре).
Для учащихся 6 классов цикл экологических игр называется "Зеленая волна". Включает три игры: "Ботанический калейдоскоп" о высших растениях, их строении, многообразии, культурных растениях; "Жизнь растений" посвящена физиологическим процессам, протекающих в растениях и о приспособлении растений к окружающей среде; "Растительные сообщества" - о закономерностях жизни растений в растительных сообществах.
Для учащихся 7-х классов цикл игр называется "Экологический светофор". Включает игры: "Внимание! Лес", главный объект игры - лесное сообщество, закономерности жизни в лесу. Игра "Внимание! Луг. Степь. Агроценоз" посвящена закономерностям жизни на лугу, в степи и в агроценозах. Игра "Внимание! Водоем" - о закономерностях жизни в водоеме и рядом с водой.
Для учащихся 8-х классов предлагается цикл игр "Звезды естественных наук". Включает игры: "Растительный рай", главные объекты игры - низшие и высшие растения, их строение и жизнедеятельность. Игра "Загадочный мир беспозвоночных" посвящена беспозвоночным животным, таким как простейшие, кишечнополостные, моллюски, членистоногие. "Такие разные позвоночные" - игра о хордовых животных.
В течение учебного года школьные команды борются за право носить звание "Звезда естественных наук". По сумме баллов трех игр составляется рейтинг команд и на основе этого распределяются места. Подведение итогов осуществляется на финальной встрече в конце учебного года (май) в актовом зале Центра дополнительного образования им. В.Волошиной г. Кемерово.
Кроме команд в играх принимают участие и болельщики. Для них разработаны специальные вопросы в каждой игре. Каждый болельщик имеет право заработать индивидуальные баллы. Победители среди болельщиков получают звание "Самый эрудированный".
Педагогические методы и приемы, используемые при разработке интеллектуальных экологических игр
Методы и приемы, которые я использую при разработке интеллектуальных экологических игр, направлены не только на репродуктивное воспроизведение знаний. Они формируют у обучающихся приемы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, научное прогнозирование, т.е. включают в себя логические операции, необходимые для выбора экологически целесообразного решения.
В каждой игре используется, прежде всего, проблемный метод обучения. Сущность этого метода хорошо раскрывает высказывание педагога А. Дистерверга: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить".
Основа метода - создание проблемной ситуации, т.е. ситуации интеллектуального затруднения, при котором обучающиеся не располагают нужными знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей обучающихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их и проиллюстрируем примерами.
Выдвижение проблемного вопроса.
Почему пресноводная гидра не встречается в водоемах с быстрым течением?
Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
У известного биолога Джона Апдайка есть такое выражение: "Амебы никогда не умирают:". Что имел в виду автор этой фразы?
Сообщение парадоксального факта.
Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объясните причины данного явления.
Демонстрация опыта или сообщение о нем.
При сравнении раковин морских и пресноводных моллюсков одного возраста и размера, можно заметить, что вес раковин морских моллюсков значительно больше, чем пресноводных. Как можно объяснить данный факт?
Помимо создания проблемных ситуаций я используются следующие методические приемы:
Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова (семантика - наука, изучающая смысловое значение слов и выражений).
Всем хорошо знакомо растение из семейства сложноцветных - мать-и-мачеха. Почему растение получило такое название?
Прием новизны, который предполагает включение в игру интересных сведений, фактов, исторических данных.
Плод этого растения прославил себя как военное средство. Однажды испанские завоеватели вступили в сражение с индейцами. Испанцы превосходили индейцев в численности войска, вооружении, боевой выучке. Но победили в бою индейцы, прибегнув к помощи этого плода. Какое растение помогло индейцам одержать победу?
Прием натурализации. Предполагает планирование заданий с использованием натуральных объектов: гербарных образцов, коллекций, влажных препаратов, живых объектов.
Развитию экологического мышления способствует и решение обучающимися в процессе игры биологических задач познавательного характера. Приведу примеры.
Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а у деревьев цветки мелкие и невзрачные. Чем можно объяснить такую разницу?
Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в ближайшей сельской местности.
В конце двадцатого века в Англии Совет по охране природных ресурсов рекомендовал рыболовам отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. Каким образом связаны между собой свинцовые грузила и гибель птиц?
Известно, что бумагу делают из древесины. Чтобы получить тонну бумажной массы, рубят лес на делянке площадью с футбольное поле. Потом остается множество пней, мусора. Все это необходимо убрать, участок удобрить и посадить саженцы деревьев. Это неэффективно. Как вырастить новые деревья с наименьшими затратами?
Такие разнообразные задания позволяют подросткам овладевать экологическими знаниями и умениями, обосновывать причинно-следственные связи, разрабатывать способы решения познавательных задач, оперировать понятиями экологии, обнаруживать закономерности в природных явлениях, ориентироваться в многообразии связей и зависимостей между организмами и элементами их среды обитания, прогнозировать последствия своего поведения в природе и в конечном итоге, формируют экологический стиль мышления у подростков.
За десять лет существования интеллектуального экологического клуба разработаны и изготовлены атрибуты клубных игр, содержание, наглядный и дидактический материал, налажена работа с учителями биологии образовательных учреждений города.
О клубе писали юные журналисты областной газеты для детей и подростков "Свежий ветер".
Методические материалы по работе интеллектуального экологического клуба вошли в сборник Центра дополнительного образования им. В.Волошиной "Формирование экологического мировоззрения учащихся средствами дополнительного образования", который в 2003 году получил диплом III степени на международной выставке-ярмарке "Экотек".
О востребованности и популярности интеллектуального экологического клуба среди школьников и учителей города говорит тот факт, что клуб постоянно пополняется новыми командами.
По статистическим данным:
- 2000-2001 гг. - 10 команд (60 человек);
- 2001-2002 гг. - 12 команд (72человека);
- 2002-2003 гг. - 18 команд (108 человек);
- 2003-2004 гг. - 24 команды (144 человека);
- 2004-2005 гг. - 28 команд (168 человек);
- 2005-2006 гг. - 36 команд (216 человек);
- 2006-2007 гг. - 44 команды (264 человека);
- 2007-2008 гг. - 60 команд (360 человек).
Учителя биологии отмечают высокий уровень организации и проведения игр. Ими также отмечено, что участие подростков в работе интеллектуального экологического клуба может рассматриваться, как один из возможных способов профессиональной ориентации на стадии предпрофильной подготовки обучающихся.
Практически все обучающиеся клуба являются активными участниками экологических акций, олимпиад, конкурсов и выставок. Прежде всего, это акции "Птичьи сборы" и "Сохраним красоту первоцветов", которые проводятся в рамках Всероссийских Дней защиты от экологической опасности. Ребята участвуют в конкурсе рисунков и листовок "Птичий вернисаж", конкурсе на лучшее искусственное гнездовье "Птицеград", конкурсе знатоков птиц "Птичий турнир", конкурсе листовок в защиту первоцветов.
Проживая роль участника экологической акции, подросток учится решать экологические проблемы глобального масштаба, путем решения локальных проблем; учится привлекать к решению проблем союзников, единомышленников, а значит - учится жить в согласии с социумом и природой.
Таким образом, благодаря занятиям в интеллектуальном экологическом клубе подростки не только получают экологические знания, у них развивается и формируется особый склад мышления - экологический. Это значит, что ребенок не только мыслит категориями экологии, но и чувствует гармонию природы, поступает в соответствии с её законами.
Литература
- Герасимова, С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии [Текст] / С.И. Герасимова // Дополнительное образование.-2004.- №1. - С.43-44.
- Дистерверг, А. О высшем принципе воспитания [Текст] / А. Дистерверг // Народное образование.- 1998.- №4. - С.157.
- Зверкова, О.А. Полезная игра "Брейн - ринг" [Текст] / О.А. Зверкова // Внешкольник.- 2001.- №8. - С.20-21
- Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке [Текст] / Е.Ю. Колбовский.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.- 256 с.
- Кравченко, Н.Г. Формирование активной жизненной позиции современного подростка в экологической деятельности [Текст]/ Н.Г. Кравченко // Дополнительное образование.- 2002.- №9. - С.45-47.
- Павлова, Л.Ю. Основы игры в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л.Ю. Павлова // Дополнительное образование.-2002.- №3. - С.41-42.
- Ситова, Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе [Текст] / Н.Г. Ситова // Классный руководитель.- 1999.- №6. - С.29-34.