Цели:
формировать умение обосновывать
написание безударных окончаний имён
прилагательных; совершенствование знаний об
имени прилагательном
Оборудование: плакат со стихотворением А. С. Пушкина, таблица "Признаки имени прилагательного", учебник "К тайнам нашего языка" /под ред. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко/,С. И. Ожегов "Словарь руского языка",карточки - задания для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки?
Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
II. Целевая установка
-Ребята! Сегодня наш урок будет необычным.
-Давайте улыбнёмся, друг другу и настроимся на работу./ головки положили на парты, глаза закрыли/
Сядьте удобно, итак
Я в школе на уроке
Я радуюсь этому
Внимание моё растёт
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я готов к работе
Я Работаю!
III. Введение в тему урока
-Откройте глазки, посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина
На доске:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
/Нам предстоит сделать открытия.
Мы узнаем что - то новое./
-Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Исследуйте данное предложение. Значение, каких слов вам непонятно.
-Обратимся к толковому словарю стр.245
-Тогда на помощь нам приходит "Словарь русского языка" С. И. Ожегова
выясним значения этих слов.
Просвещенье - распространение знаний, образования
Парадокс - мнение, которое противоречит общепринятому.
Гений - человек, обладающий талантом, высокой творческой способностью.
Итак, на уроке нам предстоит узнать много нового, сделать открытия.
Откроем тетради.
Тетрадь наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишем дату сегодняшнего урока.
IV. Повторение знаний об имени прилагательном
а) - А теперь, друзья внимание у меня к вам первое задание.
О чём идёт речь в этом стихотворении?
Со мною ваша речь красива и точна
Когда же нет меня - она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
-Что же это за дивное слово?
/Это имя прилагательное/
б) Повторение признаков имени прилагательного.
-Откроем признаки этого дивного соцветия.
-В какой морфеме слова находиться грамматическое значение?
/в окончании/
V. Чистописание с грамматическим заданием
-Для вас новое испытание - минутка чистописания с грамматическим заданием.
Помним о том, что писать нужно каллиграфически, правильно соединяя буквы.
Я продиктую слововосочетания, а вы назовите окончания имён прилагательных.
Золотое сердце
Стальной характер
Живая беседа
Родные края
-Какую особенность данных окончаний вы заметили?
/окончания ударные, т. е. находятся в сильной позиции/
- Мы знаем о том, что у имён прилагательных в одном и том же роде в окончаниях бывают различия, от чего это зависит?
/На твёрдый или мягкий звук оканчивается основа/
-Запишем остальные родовые окончания имён прилагательных
VI. Грамматическая разминка
-Прочитай слова:
аллея алая алела Алла
-лексическое значение слов одинаковое?
-запишите данные слова
найдите в словах орфограммы
звукобуквенный анализ слов
/звуков больше, чем букв в слове " алая"
звуков меньше, чем букв - Алла
по количеству слогов, слово Алла лишнее,т. к. имеет 2 слога
по ударению делятся на две группы/
разбор слов по составу
- что вы можете сказать о составе слов
/Окончание есть во всех словах, это слова ж. р., ед. ч./
Основа слова состоит из :
/корня, в слове алела, есть 2 суффикса/
анализируем как части речи
VII. Словарная работа
-Что такое "аллея", а какие виды дороги вы ещё знаете?
Дорога
Тротуар - пешеходная дорожка, не забывайте об этом, не нарушайте правила дорожного движения!
Шоссе - дорога с твёрдым покрытием
-Поставьте данные слова в форму Д. п., П.п., Т. п.
-Какое слово "особое"?
-Как доказывали безударные окончания имён существительных?
VIII. Раскрытие темы урока
1) -А теперь внимание для вас новое испытание.
Наш третьеклассник Антон на доске написал такое:
Плывёт лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут весёлые друзья,
И везут они с собой забавная игра
-Наш Антон отошёл, ещё раз он всё прочёл, но ошибок не нашёл
-Чего же не знал Антон?
-Что такое связь "согласование"?
/Это связь между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже/
-А ещё чего не знал Антон?
/Окончаний имён прилагательных/
2) Главный вопрос урока.
На доске: Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?
-Мы уже не раз обсуждали этот вопрос. Ответьте на него.
/Надо поставить вопрос/
-Совершенно верно не хочешь остаться с носом проверяй окончанье вопросом!
3) Составление алгоритма действия.
-Давайте, исправим ошибки Антона. Как будем действовать?
-Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное
-Поставить от существительного вопрос, в той форме, которой она требует
-По ударному окончанию в вопросе узнаем букву в окончании прилагательного.
Лодка (какая?) серая, большая ( ж. р., ед. ч., И. п.)
Друзья (какие?) весёлые ( мн. ч, И.п.)
Игру ( какую?) забавную ( ж. р., ед. ч., И. п.)
4) Проверим себя по учебнику стр. 265 - памятка
IX. Физкультминутка
X. Работа по учебнику
-Ребята, есть ли в природе праздники? Вот и сегодня праздник- первый день зимы
1) стр. 100 № 241, познакомьтесь с отрывком из размышления В. Пескова, о каких праздниках идёт речь?
-Спиши отрывок и реши орфографические задачи.
- Укажи признаки имён прилагательных.
-Какие орфограммы встретились?
- В чём особенность слова "ледоход"?
-Ответьте на вопрос Антона.
/В речи имя прилагательное связано с именем существительным, т. е. согласуется с ним в роде, числе, падеже./
тетрадь - задачник стр. 59 № 242- устно
- прочитайте строки
-относится ли к именам прилагательным подчёркнутое слово, докажите
№243,стр. 60
-Выпиши словосочетания с именем прилагательным.
-Доказывай правильность окончаний
XI. Закрепление Групповая работа
Для вас друзья у меня сюрприз. Откройте последнюю страницу тетради, там находиться задания. Выполните его
1 группа. Продолжи ряд синонимов
Смелый-группа. Придумай словосочетания сущ. + прил.
Рояль
Шампунь
Фамилия
Тюль
группа Составь словосочетания сущ + прил.
Варенье запах
Заяц вкус
Малина цвет
Огурец величина
- Проверка работ учащихся
XII. Подведение итогов. Рефлексия
-Какие открытия вы для себя сделали?
-Что нового узнали?
Блиц - опрос
Ответим на главный вопрос урока
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Как изменяется?
От чего завит род, число, падеж?
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Какова роль имени прилагательного в речи?
- ВОТ И ЗВУЧИТ ДОЛГОЖДАННЫЙ ЗВОНОК И ЗАКОНЧЕН НАШ УРОК!
БОЛЬШОЕ ВСЕМ СПАСИБО!