Цель:
- Дать понятие о местоимении, расширить понятийный аппарат детей.
- Развитие речи, фонематического слуха, наблюдательности, памяти, внимания.
- Воспитание активности, усидчивости, коллективизма.
Оборудование: табличка написания букв М, м, картинки для ребуса (мост, роза), толковый словарь, записать двустишие Пушкина.
I. Графическая минутка.
1) Игра “Магическая буква”.
– Какое слово написано по вертикали? (Лапа.)
– Объясните значение этого слова. У кого может быть лапа?
– Какое слово написано по горизонтали? (Ария.)
– Когда употребляется это слово? Что оно обозначает?
Зачитать из толкового словаря:
Л
А
А Р ? И Я
П
А
Ария – партия для одного голоса или для одного инструмента.
Какая буква является магической? (М)
Буква М вставляется.
Л
А
А Р М И Я
П
А
– Прочитайте новые слова. Объясните их значения.
2) Вывешивается табличка: М, М
3) Показы в тетрадях (сделаны накануне учителем при проверке).
М м
мор
4) Показы прописываются (учитель следит за правильной посадкой).
II. Словарная работа.
1) Отгадывание ребуса.
На доске:
– Объясните, как догадались.
2) Работа со словарем в учебнике
– Найдите и прочитайте новое словарное слово по слогам.
– Запишите слово по слогам.
– Есть ли в этом слове случай расхождения написания и произношения? (В первом слоге произносится [а], а пишется буква о, во втором слоге слышится звук [с], а пишется буква з.)
– Какой из двух случаев проверяется? (Мороз – морозы.)
– Какой случай проверить нельзя? (Мороз.)
– Слово прочитывается несколько раз хором по слогам.
3) Фонетический разбор (1 ученик – у доски)
Мо/роз – 2 сл. 5 б., 5 зв.
4) Работа в парах.
– Придумайте предложение с новым словарным словом.
– Назовите самые удачные с вашей точки зрения предложения.
III. Новый материал.
1) На доске:
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
– Прочитайте двустишие Пушкина. Сколько в нем предложений? Прочитайте первое. Второе.
– Кому из вас понравилось предложение, которое составил Пушкин со словом мороз? Что вы можете о нем сказать? В чем его необычность?
– Какой частью речи является слово мороз? Докажите. (Обозначает явление природы, отвечает на вопрос что?)
– Что знаете о существительном? (Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопрос кто? или что?; бывают одушевленными и неодушевленными; изменяются по числам.)
– Расскажите о существительном мороз.
Запись (1 ученик – у доски).
Мороз – сущ., неодуш., ед. ч.
2) Ф/м.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
(Надо показать руку, нос).
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения)
3) Новые знания (расширение понятийного аппарата).
– Еще раз прочитайте двустишие Пушкина. Понятно ли, кого автор называет словом мы?
– Какое слово можно употребить вместо слова мы? (Дети, ребята, люди.)
– Дайте общее название этим словам. (Имена существительные.)
Учебник с. 108, сведения о языке, зачитать.
– Что нового узнали? (Мы – это местоимение.)
– Расскажите об образовании понятия местоимение. (Местоимение означает вместо имен.)
4) Упр. 282 (текст читает ученик) – закрепление.
– Что интересного узнали из текста? Все ли слова понятны? (Возможно затруднение в понимании вызовет слово опушка.)
Работа с толковым словарем:
Опушка – край леса.
– Перечитайте текст упражнения про себя. Есть ли в нем местоимения? (Они.)
– Докажите, что слово они – местоимение. (Употреблено вместо существительного муравейники.)
Учебник, стр. 109, сведения о языке – теоретические знания, (подтверждение того, что они местоимение).
Выборочное списывание (самостоятельная работа).
– Спишите предложение, в котором есть местоимение. Запись:
Они тоже располагаются на сухих местах.
– Подчеркните местоимение. (Взаимопроверка в парах.)
– Упр. 285 (устно).
– Прочитайте текст. Есть ли в нем местоимения? Докажите.
IV. Д/з: с. 108, 109. П. Упр. 285, найти в домашнем тексте по чтению другие местоимения.
V. Итог урока:
– Чем пополнили свои знания на сегодняшнем уроке?
– Что узнали о местоимении? Награды за урок.