Урок русского языка "Понятие о местоимении"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Дать понятие о местоимении, расширить понятийный аппарат детей.
  2. Развитие речи, фонематического слуха, наблюдательности, памяти, внимания.
  3. Воспитание активности, усидчивости, коллективизма.

Оборудование: табличка написания букв М, м, картинки для ребуса (мост, роза), толковый словарь, записать двустишие Пушкина.

I. Графическая минутка.

1) Игра “Магическая буква”.

– Какое слово написано по вертикали? (Лапа.)

– Объясните значение этого слова. У кого может быть лапа?

– Какое слово написано по горизонтали? (Ария.)

– Когда употребляется это слово? Что оно обозначает?

Зачитать из толкового словаря:

      Л
      А
А Р ? И Я
      П
      А

Ария – партия для одного голоса или для одного инструмента.

Какая буква является магической? (М)

Буква М вставляется.

      Л
      А
А Р М И Я
      П
      А

– Прочитайте новые слова. Объясните их значения.

2) Вывешивается табличка: М, М

3) Показы в тетрадях (сделаны накануне учителем при проверке).

М    м

мор

4) Показы прописываются (учитель следит за правильной посадкой).

II. Словарная работа.

1) Отгадывание ребуса.

На доске:

– Объясните, как догадались.

2) Работа со словарем в учебнике

– Найдите и прочитайте новое словарное слово по слогам.

– Запишите слово по слогам.

– Есть ли в этом слове случай расхождения написания и произношения? (В первом слоге произносится [а], а пишется буква о, во втором слоге слышится звук [с], а пишется буква з.)

– Какой из двух случаев проверяется? (Мороз – морозы.)

– Какой случай проверить нельзя? (Мороз.)

– Слово прочитывается несколько раз хором по слогам.

3) Фонетический разбор (1 ученик – у доски)

Мо/роз – 2 сл. 5 б., 5 зв.

4) Работа в парах.

– Придумайте предложение с новым словарным словом.

– Назовите самые удачные с вашей точки зрения предложения.

III. Новый материал.

1) На доске:

Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

– Прочитайте двустишие Пушкина. Сколько в нем предложений? Прочитайте первое. Второе.

– Кому из вас понравилось предложение, которое составил Пушкин со словом мороз? Что вы можете о нем сказать? В чем его необычность?

– Какой частью речи является слово мороз? Докажите. (Обозначает явление природы, отвечает на вопрос что?)

– Что знаете о существительном? (Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопрос кто? или что?; бывают одушевленными и неодушевленными; изменяются по числам.)

– Расскажите о существительном мороз.

Запись (1 ученик – у доски).

Мороз – сущ., неодуш., ед. ч.

2) Ф/м.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
(Надо показать руку, нос).
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения)

3) Новые знания (расширение понятийного аппарата).

– Еще раз прочитайте двустишие Пушкина. Понятно ли, кого автор называет словом мы?

– Какое слово можно употребить вместо слова мы? (Дети, ребята, люди.)

– Дайте общее название этим словам. (Имена существительные.)

Учебник с. 108, сведения о языке, зачитать.

– Что нового узнали? (Мы – это местоимение.)

– Расскажите об образовании понятия местоимение. (Местоимение означает вместо имен.)

4) Упр. 282 (текст читает ученик) – закрепление.

– Что интересного узнали из текста? Все ли слова понятны? (Возможно затруднение в понимании вызовет слово опушка.)

Работа с толковым словарем:

Опушка – край леса.

– Перечитайте текст упражнения про себя. Есть ли в нем местоимения? (Они.)

– Докажите, что слово они – местоимение. (Употреблено вместо существительного муравейники.)

Учебник, стр. 109, сведения о языке – теоретические знания, (подтверждение того, что они местоимение).

Выборочное списывание (самостоятельная работа).

– Спишите предложение, в котором есть местоимение. Запись:

Они тоже располагаются на сухих местах.

– Подчеркните местоимение. (Взаимопроверка в парах.)

– Упр. 285 (устно).

– Прочитайте текст. Есть ли в нем местоимения? Докажите.

IV. Д/з: с. 108, 109. П. Упр. 285, найти в домашнем тексте по чтению другие местоимения.

V. Итог урока:

– Чем пополнили свои знания на сегодняшнем уроке?

– Что узнали о местоимении? Награды за урок.