Цели и задачи:
- Систематизировать знания о жанрах ИЗО, повторить особенности каждого жанра.
- Познакомить с художниками каждого жанра.
- Повторить и закрепить понятия "пейзаж", "портрет", "натюрморт", "тематическая картина" и видами тематической картины
- Воспитывать познавательный интерес к живописи.
Этапы урока
№ | Этапы | Время |
1. | Орг. момент. Сообщение темы и цели урока. | 1 мин |
2. | Презентация "Жанры в ИЗО". Темы: "Портрет", "Пейзаж" , "Натюрморт" |
15 мин |
3. | Физкультминутка | 2 мин |
4. | Презентация "Жанры в ИЗО". Тема: "Тематическая картина" |
12 мин |
5. | Обобщение. | 3 мин |
6. | Практическая работа | 10 мин |
7. | Домашнее задание. | 2 мин |
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
Презентация. Cлайд №1
Сегодня на уроке мы повторим
- жанры ИЗО, их особенности,
- способы выражения картинами чувств и настроения образов.
Смотрите внимательно, запоминайте, отвечайте на вопросы в конце каждого блока, подготовьтесь к выполнению практической работы по теме.
Ваши записи могут вам помочь, можете их дополнить.
Презентация "Жанры в ИЗО" (Приложение 1), (Приложение 3)
Темы: "Натюрморт", "Пейзаж", "Портрет".
Слово "жанр" произошло от французского слова "ganre"
Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений. В изобразительном искусстве - это картины с общим предметом изображения.
Слайд №2
В изобразительном искусстве выделяют четыре жанра живописи.
А именно:
Натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина.
Начнем повторение
Слайд №3
Об этом жанре изобразительного искусства Эдуард Успенский сказал так:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это - : (натюрморт)
Что же такое натюрморт?
От французских слов: "nature" - "природа"
"morte" - "мёртвая", что буквально переводится, как "мёртвая природа", мы говорим "неживая природа".
На картине Поля Сезана "Натюрморт с суповой миской" мы видим предметы быта - суповую миску, бутыль и корзину с фруктами.
Героями таких картин могут быть предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов (на картине Эдуара Мане "Цветы" - букет цветов в прозрачной вазе), атрибуты какого-нибудь искусства (на картине Петра Кончаловского "Сухие краски" мы видим атрибуты, т.е. предметы необходимые художнику - краски, кисти, бутыли с пигментами и растворителями.
Как и почему возник этот жанр "натюрморт"?
Из истории:
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость.
После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.
Слайд № 4
На примере картин Мартироса Сарьяна и Михаила Врубеля показать выразительные возможности натюрморта:
На примере натюрмортов с цветами рассмотрим выразительные возможности картины-натюрморта.
М. Сарьян "Цветы Еревана" - многоцветье тёплых и горячих тонов, яркость цвета не дают глазам сосредоточиться на композиции. Яркостью натюрморт напоминает восточный ковёр, нет чёткой прорисовки элементов, не надо вдумчивого рассматривания натюрморта: всё просто: даже не вазы, а просто банки, цветы и в цвет несколько яблок. В красочности, в цвете, выражение чувств художника, и его настроение праздника и радости.
М. Врубель "Роза в стакане" - бледность цвета, жемчужно-розовая, жемчужно-зелёная акварели, стакан с прозрачной водой и пышная, в расцвете, свежесрезанная роза. Художник показал нежность и воздушность образа, и печаль, что цветок порадует красотой несколько дней и завянет. Опять же цветом и ещё композицией показал автор свои чувства и настроение.
Слайд № 5
На картине Якоба Богданя "Натюрморт с цветами" цветом показана праздничность букета, а тщательная прорисовка листиков и лепестков придают букету важность и торжественность. Даже выпавший из букета цветок лежит свежий и упругий. И цветом и композицией автор показал парадность букета.
Повторение по теме "Натюрморт"
- Что такое "натюрморт"?
- Что является главным героем картины в жанре "натюрморт"?
- Родина жанра "натюрморт"?
- Чем можно выразить чувства и настроение в картине-натюрморте?
Слайд № 6
А об этом жанре Эдуард Успенский сказал так:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется : (пейзаж)
Как можно сказать о жанре с точки зрения происхождения названия жанра и предмета изображения?
Пейзаж - (от франц. "paycage", от "payc" - местность, вид) изображение какой-либо местности. Жанр живописи, в котором основной предмет изображения - природа.
Слайд № 7
Виды пейзажей в зависимости от предмета изображения
В пейзажах часто изображаются архитектурные сооружения - архитектурный пейзаж или море - морской пейзаж (марина)
Слайд № 8
Художники Игорь Грабарь и Иван Шишкин писали пейзажи и прославляли красоту и мощь родной природы. В картине "Февральская лазурь" цветом и композицией И.Грабарь показывал красоту белоствольных сильных берёз на фоне ярко-голубого неба и радость скорого прихода весны. А Иван Иванович Шишкин в картине "Рожь" дорогой уходящей в поле спелой ржи показал просторы страны, а редкими тёмно-зелёными соснами, чёткими на фоне бледного неба, показывает прозрачность и прогретость воздуха позднего лета. Даже мрачный сосновый бор, с громадной и мрачной сломанной сосной на картине Шишкина "Утро в сосновом лесу", из-за яркого солнечного пятна размером в половину картины и озорных медвежат вызывает радостные чувства. А медвежат ему в картине нарисовал Константин Савицкий.
В пейзажах художник может выразить чувства и настроение цветом и композицией.
Слайд № 9
В архитектурных пейзажах можно увидеть мосты, храмы, здания, улицы и площади.
Слайд №10
А в морских пейзажах (маринах) художники показывали спокойствие ласковой воды в штиль и буйство шторма, мужество людей борющихся со стихией.
Самый известный русский художник-маринист Иван Айвазовский. Его картины "Девятый вал", "Радуга" удивляют и восхищают грозными волнами, смелостью людей попавших в шторм и сочными красками, у него волны то жёлтые, то фиолетовые, то грязновато-мутные, то хрустально-прозрачные.
Повторение по теме "Пейзаж"
- Что можно увидеть на картине художника-пейзажиста?
- Как художник-пейзажист может выразить чувства и настроение в картине?
Слайд № 11
Про этот жанр Эдуард Успенский сказал так:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется: (портрет)
А откуда взялось слово портрет и что оно означает?
О чём нам рассказывает картина-портрет?
Портрет - (от франц. "portrait") - изображение человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.
Слайд № 12
Кроме портрета есть и автопортрет. Помните, как на уроке вы пытались угадать, что это такое? Вас удивляла часть слова "авто". Теперь вы этот вид портрета уже знаете.
- Что такое "автопортрет"?
- Кто из художников показал всю свою жизнь в портретах?
Слайд № 13, 14, 15
Картины-портреты показывают нам внешность и черты характера человека.
А портреты бывают нескольких видов:
- Погрудный (Дмитрий Левицкий "Портрет Дьяковой")
- Поясной (Иван Крамской "Портрет Л.Н. Толстого")
- Поколенный (Валентин Серов "Девушка, освещённая солнцем")
- Однофигурный (Жан-Этьен Лиотар "Шоколадница")
- Многофигурный, а именно парный (Ханс Хольбейн-младший "Портрет французских послов") и групповой (Ханс Тома "Детский хоровод")
Слайд № 26
Повторение по теме "Портрет"
- Что такое "портрет"?
- Что такое "автопортрет"?
- Назвать виды портретов.
- Как художник-портретист выразит чувства и настроение в портрете?
Физкультминутка
Слайд № 16
Презентация "Жанры в ИЗО". (продолжение)
Тема "Тематическая картина"
Про тематическую картину стихов не написали, но чаще всего на уроках ИЗО мы обсуждаем определённую тему и рисуем тематические картины "Летние каникулы", "Настроение осеннего дня", "Игры на свежем воздухе", "В гостях у Деда Мороза" и др.
Что же такое тематическая картина?
Тема - от греческого "thema" - буквально: то, что положено (в основу).
В живописи - это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).
Тематические картины бывают нескольких видов:
- Батальная
- Историческая
- Сказочно-мифологическая
- Анималистическая
- Маринистическая
- Бытовая
Слайды №№ 17 - 22
Батальный жанр - от слова "баталия" (франц. "bataille" - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни.
Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого.
Для картин сказочно-мифологического жанра используются сюжеты сказок, былин, мифов.
Анималистический жанр - рисование животных.
Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря.
В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь.
Повторение по теме "Тематическая картина"
- Что такое "тематическая картина"?
- Перечисли виды тематической картины.
- Что можно увидеть на картине художника-баталиста (анималиста, мариниста)?
Обобщение по теме "Жанры в ИЗО"
- Назовите жанры живописи.
- Назовите виды тематических картин.
- Что интересного запомнили из темы "Портрет"?
: "Пейзаж"?
: "Натюрморт"?
Практическая работа. (Приложение 2 и Приложение 3)
Слайд № 23
Возьмите лист с практической работой и рядом с номером варианта напишите свою фамилию. Вам надо внимательно рассмотреть иллюстрации картин, прочитать автора и название каждой картины - определить и написать вид и жанр картины.
Слайд № 24
Проверьте вашу работу. Оцениваем свои работы.
- Если нет ошибок - 5,
- одна ошибка - 4,
- две ошибки - 3
- Если три ошибки - работу не оцениваем, для тех, кто не справился с работой, повторим тему на следующих уроках и будет повторная практическая работа.
Кто справился с работой на "3"? На "4"? На "5"?
(Подвести итог практической работы)
Домашнее задание
- Написать (напечатать) доклад по теме "Художник-пейзажист".
Работа должна быть правильно оформлена (титульный лист, содержание доклада, иллюстрации).
Есть вопросы по домашнему заданию?
Урок окончен. Спасибо за работу.