Пояснительная записка
Аналитическое обоснование программы:
В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль отводится образовательному учреждению, вооружающему ребенка не только суммой знаний учебных предметов, а еще и целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее качественное образование. В этой связи вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость. Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг.
В работе нашего учреждения были использованы элементы мониторинга - сбор информации по кадровому составу и анализу деятельности коллективов. Но системы в работе не было. Поэтому возникла необходимость систематизировать данную деятельность. Для этого была создана схема мониторинга Дома детского творчества и разработана программа мониторинга. Программа реализуется в рамках методической темы учреждения "мониторинг, как один из эффективных путей повышения качества дополнительного образования".
Цель мониторинга: обеспечение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития учреждения.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за состоянием объекта и получение оперативной информации;
- своевременное выявление изменений, происходящих в системе, и факторов их вызывающих, предупреждение негативных тенденций;
- осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения.
Организация мониторинга:
I этап - определение объектов мониторинга и направлений, по которым будет вестись сбор информации. Отбор критериев, по которым определяется состояние объекта на начальном этапе, на промежуточном и итоговом.
II этап сбор информации - основной элемент в организации мониторинга.
Методы: экспертный опрос, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений, навыков учащихся, анкетирование, интервью, самооценка, тестирование.
Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.
Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.
III этап - аналитический. Обработка и систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными оказываются наши управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
Программа мониторинга является долгосрочной, так как содержание программы может оставаться практически неизменным на протяжении нескольких лет. На основе сравнения полученных результатов анализируется деятельность учреждения, но в содержание программы могут быть внесены коррективы в связи с социокультурными изменениями в обществе.
Статистическая обработка данных дает возможность:
- определять относительное место обучающихся в группе;
- выделять группы обучающихся с высокими и низкими показателями;
- отследить динамику изменений результатов от года к году;
- проводить сравнение групп по заданным параметрам;
- получить сравнительную оценку качества работы педагога;
- определить состояние материально-технической базы учреждения;
- определить уровень кадрового потенциала;
Определить качество управленческой деятельности.
В течение всего учебного года создается определенная база данных, классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа результатов деятельности. В основу программы мониторинга включены аспекты деятельности (блоки или объекты), позволяющие выделить наиболее успешные стороны функционирования учреждения, способствующие созданию необходимого информационного банка. Среди них: "Образовательный процесс, "Воспитательная система", "Педагогический коллектив", "Ресурсное обеспечение" (материальная база), "Обучающиеся образовательного учреждения", "Уровень качества управления".
Статистические материалы информационного банка ежегодно анализируются, систематизируются и оцениваются. Это дает возможность внести соответствующие коррективы в организацию и весь ход учебно-воспитательного процесса.
Главным и исходным моментом является сама учебная деятельность как сложный развивающийся процесс, который подвергается постоянному отслеживанию и корректировке. В каждом объединении учреждения разработана своя система педагогического мониторинга, которая позволяет педагогам анализировать образовательный процесс и делать его совершенней.
Принципы работы с диагностической информацией заключаются в следующем:
- информация должна быть достоверной, убедительной для педагога, учащегося, представлена в виде, доступном для осмысления;
- одна и та же информация исследуется с различных позиций;
- распоряжаться информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей.
Содержание программы
I Этап реализации программы (подготовительный, организационно-методическая деятельность)
| № п/п | Мероприятие | Ответственные |
| Анализ состояния учебно-воспитательного процесса в ДДТ | Администрация, педагоги. | |
| Пропаганда и обзор материалов по теме методической работы. | Заместитель директора | |
| Разработка программы Мониторинга на год | Заместитель директора | |
| Определение методических мероприятий, индивидуальных тем самообразования на основе единой методической темы " Мониторинг, как один из путей повышения качества дополнительного образования" | Администрация, педагоги |
II Этап реализации программы (организация и проведение мониторинговых мероприятий)
| № п/п | Тема исследования | Время проведения |
| Педагогический коллектив | ||
| Состав педагогического коллектива, педагогический стаж, возрастные характеристики, образование | Октябрь, май | |
| Уровень квалификации педагогов по категориям | Октябрь | |
| Повышение квалификации педагогических кадров | Октябрь | |
| Мониторинг профессиональных затруднений педагогов | Октябрь | |
| Используемые в образовательном учреждении формы методической работы. Динамика роста уровня профессиональной компетентности педагога. | Ноябрь | |
| Креативность педагогов образовательного учреждения | В течение года | |
| Мониторинг современных педагогических технологий, (какие современные технологии используются педагогами) | Январь | |
| Обучающиеся образовательного учреждения | ||
| Дети группы риска (банк данных) | Ноябрь | |
| Обучающиеся ДДТ "Ровесник" по школам, возрасту. | Ноябрь | |
| Изучение потребностей детей в направлениях деятельности ДДТ. | Апрель, май | |
| Составление банка данных одаренных детей | В течение года | |
| Составление списков обучающихся, отсев обучающихся | Январь | |
| Наличие правонарушений, детский травматизм | Март | |
| Корректировка списков обучающихся, отсев обучающихся | Апрель-май | |
| Воспитательная система | ||
| Уровень воспитанности | Декабрь | |
| Изучение потребностей семьи в образовательных услугах ДДТ | Апрель | |
| Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг | Февраль | |
| Социальный статус семей | Март | |
| Анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности результатами образовательного процесса в объединении и учреждении в целом. | Апрель | |
| Самоопределение выпускников. | Май | |
| Образовательный процесс | ||
| Составление реестра программного обеспечения учреждения на 2007-2008г. | Ноябрь | |
| Мониторинг результатов обучения ребенка по программе дополнительного образования. Динамика изменений в развитии, воспитании, готовности к продолжению образования (учет динамики личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы; учет результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе) | Январь, май | |
| Мониторинг результативности творческих объединений (по итогам полугодия) | Январь | |
| Мониторинг достижений обучающихся | Май | |
| Мониторинг результативности творческих объединений (по итогам года) | Май | |
| Мониторинг качества занятий (на основе данных контроля) | В течение года | |
| Ресурсное обеспечение | ||
| Мониторинг материально-технического оснащения учреждения | Февраль | |
| Уровень качества управления | ||
| Качество методической работы, как ресурс управления качеством результатов | Апрель, май | |
| Качество управленческой деятельности. | Апрель, май | |
III Этап реализации программы (аналитический)
| Сбор и накопление материалов из опыта работы по методической теме. | Педагоги, администрация |
| Соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачами. Анализ деятельности. | Администрация |
| На основе анализа деятельности корректировка своей работы | Администрация, педагоги |
| Создание банка диагностических методик и измерителей. | |
| Создание банка статистических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований. | Заместитель директора, педагоги, методист, педагог-организатор |
Ожидаемые результаты
- Получить оперативную информацию по деятельности учреждения в динамике;
- Отразить состояние образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, на основе которого спланировать прогноз развития учреждения;
- Выявить изменения, происходящие в системе, и факторы их вызывающие, предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного прогнозирования.