Программа мониторинга учреждения дополнительного образования детей ДДТ "Ровесник" г. Зея

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Аналитическое обоснование программы:

В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль отводится образовательному учреждению, вооружающему ребенка не только суммой знаний учебных предметов, а еще и целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее качественное образование. В этой связи вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость. Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг.

В работе нашего учреждения были использованы элементы мониторинга - сбор информации по кадровому составу и анализу деятельности коллективов. Но системы в работе не было. Поэтому возникла необходимость систематизировать данную деятельность. Для этого была создана схема мониторинга Дома детского творчества и разработана программа мониторинга. Программа реализуется в рамках методической темы учреждения "мониторинг, как один из эффективных путей повышения качества дополнительного образования".

Цель мониторинга: обеспечение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития учреждения.

Задачи мониторинга:

  • непрерывное наблюдение за состоянием объекта и получение оперативной информации;
  • своевременное выявление изменений, происходящих в системе, и факторов их вызывающих, предупреждение негативных тенденций;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения.

Организация мониторинга:

I этап - определение объектов мониторинга и направлений, по которым будет вестись сбор информации. Отбор критериев, по которым определяется состояние объекта на начальном этапе, на промежуточном и итоговом.

II этап сбор информации - основной элемент в организации мониторинга.

Методы: экспертный опрос, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений, навыков учащихся, анкетирование, интервью, самооценка, тестирование.

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.

Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

III этап - аналитический. Обработка и систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными оказываются наши управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

Программа мониторинга является долгосрочной, так как содержание программы может оставаться практически неизменным на протяжении нескольких лет. На основе сравнения полученных результатов анализируется деятельность учреждения, но в содержание программы могут быть внесены коррективы в связи с социокультурными изменениями в обществе.

Статистическая обработка данных дает возможность:

  • определять относительное место обучающихся в группе;
  • выделять группы обучающихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • проводить сравнение групп по заданным параметрам;
  • получить сравнительную оценку качества работы педагога;
  • определить состояние материально-технической базы учреждения;
  • определить уровень кадрового потенциала;

Определить качество управленческой деятельности.

  В течение всего учебного года создается определенная база данных, классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа результатов деятельности. В основу программы мониторинга включены аспекты деятельности (блоки или объекты), позволяющие выделить наиболее успешные стороны функционирования учреждения, способствующие созданию необходимого информационного банка. Среди них: "Образовательный процесс, "Воспитательная система", "Педагогический коллектив", "Ресурсное обеспечение" (материальная база), "Обучающиеся образовательного учреждения", "Уровень качества управления".

Статистические материалы информационного банка ежегодно анализируются, систематизируются и оцениваются. Это дает возможность внести соответствующие коррективы в организацию и весь ход учебно-воспитательного процесса.

Главным и исходным моментом является сама учебная деятельность как сложный развивающийся процесс, который подвергается постоянному отслеживанию и корректировке. В каждом объединении учреждения разработана своя система педагогического мониторинга, которая позволяет педагогам анализировать образовательный процесс и делать его совершенней.

Принципы работы с диагностической информацией заключаются в следующем:

  • информация должна быть достоверной, убедительной для педагога, учащегося, представлена в виде, доступном для осмысления;
  • одна и та же информация исследуется с различных позиций;
  • распоряжаться информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей.

Содержание программы

I Этап реализации программы (подготовительный, организационно-методическая деятельность)

№ п/п Мероприятие Ответственные
  Анализ состояния учебно-воспитательного процесса в ДДТ Администрация, педагоги.
  Пропаганда и обзор материалов по теме методической работы. Заместитель директора
  Разработка программы Мониторинга на год Заместитель директора
  Определение методических мероприятий, индивидуальных тем самообразования на основе единой методической темы " Мониторинг, как один из путей повышения качества дополнительного образования" Администрация, педагоги

II Этап реализации программы (организация и проведение мониторинговых мероприятий)

№ п/п Тема исследования Время проведения
Педагогический коллектив
  Состав педагогического коллектива, педагогический стаж, возрастные характеристики, образование Октябрь, май
  Уровень квалификации педагогов по категориям Октябрь
  Повышение квалификации педагогических кадров Октябрь
  Мониторинг профессиональных затруднений педагогов Октябрь
  Используемые в образовательном учреждении формы методической работы. Динамика роста уровня профессиональной компетентности педагога. Ноябрь
  Креативность педагогов образовательного учреждения В течение года
  Мониторинг современных педагогических технологий, (какие современные технологии используются педагогами) Январь
Обучающиеся образовательного учреждения
  Дети группы риска (банк данных) Ноябрь
  Обучающиеся ДДТ "Ровесник" по школам, возрасту. Ноябрь
  Изучение потребностей детей в направлениях деятельности ДДТ. Апрель, май
  Составление банка данных одаренных детей В течение года
  Составление списков обучающихся, отсев обучающихся Январь
  Наличие правонарушений, детский травматизм Март
  Корректировка списков обучающихся, отсев обучающихся Апрель-май
Воспитательная система
  Уровень воспитанности Декабрь
  Изучение потребностей семьи в образовательных услугах ДДТ Апрель
  Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг Февраль
  Социальный статус семей Март
  Анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности результатами образовательного процесса в объединении и учреждении в целом. Апрель
  Самоопределение выпускников. Май
Образовательный процесс
  Составление реестра программного обеспечения учреждения на 2007-2008г. Ноябрь
  Мониторинг результатов обучения ребенка по программе дополнительного образования. Динамика изменений в развитии, воспитании, готовности к продолжению образования (учет динамики личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы; учет результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе) Январь, май
  Мониторинг результативности творческих объединений (по итогам полугодия) Январь
  Мониторинг достижений обучающихся Май
  Мониторинг результативности творческих объединений (по итогам года) Май
  Мониторинг качества занятий (на основе данных контроля) В течение года
Ресурсное обеспечение
  Мониторинг материально-технического оснащения учреждения Февраль
Уровень качества управления
  Качество методической работы, как ресурс управления качеством результатов Апрель, май
  Качество управленческой деятельности. Апрель, май

III Этап реализации программы (аналитический)

Сбор и накопление материалов из опыта работы по методической теме. Педагоги, администрация
Соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачами. Анализ деятельности. Администрация
На основе анализа деятельности корректировка своей работы Администрация, педагоги
Создание банка диагностических методик и измерителей.  
Создание банка статистических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований. Заместитель директора, педагоги, методист, педагог-организатор

Ожидаемые результаты

  • Получить оперативную информацию по деятельности учреждения в динамике;
  • Отразить состояние образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, на основе которого спланировать прогноз развития учреждения;
  • Выявить изменения, происходящие в системе, и факторы их вызывающие, предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного прогнозирования.

Презентация.