Материалы: эпиграф к уроку; раздаточные материалы: карточки с юридическими задачами для каждой группы (по 3 - по конституционному и административному праву, по 2 - по гражданскому, уголовному, трудовому праву); карточки с заданиями группам на закрепление изученного материала; схема "Семейное право" (для каждого студента); большие листы бумаги для работы в группах.
Опережающее домашнее задание: два студента готовят сообщения по административному и конституционному праву, остальные по этим же отраслям готовят вопросы.
Цели:
- дать представление учащимся о том, что система российского права подразделяется на крупные составные части - отрасли; рассмотреть основные отрасли права;
- развитие умений учебного труда;
- развитие умения участвовать в дискуссии;
- отработка навыка работы в малой группе;
- воспитание гражданственности, уважения к праву;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание уважительного отношения к собеседникам.
Понятия: отрасль права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право.
Ход занятия
План занятия:
- Конституционное право.
- Административное право.
- Уголовное право.
- Гражданское право.
- Трудовое право.
Право состоит из норм, постоянно и
регулярно осуществляется в жизни, и потому
осуществление есть основной признак права.
Б. А. Кистяковский
Организационный момент.
Учащиеся с начала урока рассаживаются по группам (3 группы). На доске записана тема, цель и задачи занятия:
Цель: изучение основных отраслей российского права.
Задачи:
- Прослушать выступления учащихся и их обсудить;
- Учиться вести дискуссию;
- Используя материал учебника, составить опорные схемы по трудовому, уголовному и гражданскому праву;
- Учиться работать в малой группе;
- Решить практические задачи (жизненные ситуации) по разным отраслям права
Вступительное слово преподавателя: сообщение темы занятия, постановка целей и задач.
- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему занятию, как вы его понимаете? В конце урока мы вернёмся к нему снова.
II. Изучение нового материала.
Вступление преподавателя: Вам известно, что система российского права подразделяется на крупные составные части - отрасли.
Отрасль права - совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.
К ведущим отраслям российского права относятся:
- государственное (конституционное),
- административное,
- уголовное,
- гражданское,
- семейное,
- трудовое право.
Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из этих отраслей.
Домашним заданием было подготовить сообщения на темы: "Конституционное право", "Административное право" для двух учащихся, остальные по этим темам должны были составить вопросы.
Далее учащиеся выступают с сообщениями, отвечают на вопросы согруппников.
Обсуждение, вопросы, оценивание выступающих.
Далее каждая группа решает 2 юридические задачи по представленным отраслям права (карточки с заданиями выдаёт преподаватель)
Задачи по конституционному праву:
1. Поздним вечером на станции метро сотрудник милиции потребовал, чтобы гражданин X. предъявил свой паспорт. X ответил что он проживает в гостинице, а паспорт находится на прописке. X доставили в отделение милиции, обыскали. В специальном журнале подробно записали вес данные и при этом оскорбили.
а) Правомерны ли действия работников милиции?
б) Как должен вести себя гражданин в случае задержания?
2. Евгений учится на втором курсе колледжа на дневном отделении.
а) Могут ли Евгения призвать в армию во время учёбы?
б) Если Евгений закончит ВУЗ, призовут ли его на военную службу?
3. Студент Николай Снегирёв связался с дурной компанией и почти всю стипендию стал тратить на спиртные напитки. На замечания и критику администрации и своих товарищей Снегирёв отвечал, что хотя ему 17 лет, но по закону он вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком и стипендией. Усыновитель Снегирёва обратился в суд с просьбой лишить его права самостоятельно распоряжаться стипендией, - т. е. ограничить его дееспособность.
а) Соответствует ли закону заявление Снигирёва об имущественной самостоятельности?
б) Вправе ли суд ограничить дееспособность подростка?
Задачи по административному праву:
Трое подростков 14 - 15 лет в пьяном виде бродили но улице города, зашли "отдохнуть" в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязно. На замечания окружающих реагировали негативно.
а) Есть ли в действиях подростков правонарушение?
б) Какое наказание предусмотрено за подобные действия?
2. Во дворе колледжа группа учащихся посадила 15 саженцев. Битов, известный в колледже хулиган, был изгнан с урока за нарушение дисциплины, вышел во двор и выдернул все саженцы.
а) Оцените поведение Битова с позиции закона;
б) Правомерно ли наложен штраф на Битова? Его возраст - 16 лет.
3. В колледже рядом с кабинетом информатики висел огнетушитель, там же находился и противопожарный кран. Петренко и Федоров из хулиганских побуждений постоянно приводили их в непригодное состояние, за что неоднократно наказывались. Вызовы их родителей также не давали положительного результата.
Однажды в колледже возник пожар, который из-за очередной неисправности противопожарных средств (по вине Петренко и Федорова) причинил зданию ущерб на сумму 50 тыс. рублей.
Администрация и инспектор Госпожиадзора составили акт о привлечении виновников к административной ответственности. Петренко и Федоров виновными себя не признали.
а) Можно ли привлечь Петренко и Федорова к административной ответственности?
б) Как будет возмещаться материальный ущерб, причиненный пожаром?
Затем каждая группа изучает одну из отраслей права, составляет конспект, схему, представляет другим группам, отвечает на вопросы других групп и преподавателя.
I группа - уголовное право;
II группа - гражданское право;
III группа - трудовое право.
На работу в группах даётся 20-25 минут, затем - обсуждение, вопросы, далее каждая группа решает две юридические задачи по материалу, подготовленному другими группами (карточки с заданиями выдаёт преподаватель)
Задачи по уголовному праву:
1. Студенты техникума Пашин и Ревов поздно вечером подверглись нападению трех лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Во время драки Ревов причинил одному из нападавших - Бурскому тяжкие телесные повреждения. Задержанные хулиганы предстали перед судом. Однако Бурский предъявил к потерпевшему Ревову иск о взыскании ущерба за вред, причиненный во время драки, включая стоимость порванных пальто и костюма.
Хулиганы были осуждены к лишению свободы, а в иске суд отказал.
а) Что понимается под необходимой обороной?
б) В чем состоит правомерность действий лиц в состоянии необходимой обороны?
2. Днем в квартиру позвонили грабители. Услышав детский голос, они спросили: "Мальчик, ты один"? - "Нет, с Мусиком". Поняв, что в квартире один ребенок с кошкой, грабители взломали дверь. Мусиком оказался волкодав, который одного грабителя загрыз насмерть, а второго спасли прибежавшие на крики соседи.
а) Как можно квалифицировать действия грабителей?
б) Правомерно ли привлекать хозяев квартиры за убийство и за причиненные телесные повреждения грабителям?
Задачи по гражданскому праву:
1. Металлургический завод заключил договор на поставку Машзаводу своей продукции. В качестве гарантий обеспечения договора была установлена неустойка за просрочку исполнения в размере 10000 рублей за каждые сутки. Однако администрация металлургического завода, задержав поставку продукции на пять дней, отказалась от уплаты неустойки, назвав в качестве виновников своих смежников, которые сорвали поставку комплектующих. Машзавод обратился в арбитражный суд.
а) Какие способы обеспечения обязательств предусмотрены в законе?
б) Правомерен ли отказ металлургического завода от уплаты неустойки?
2. СМУ вело строительные работы, в зоне которых оказался дом Колосова, принадлежащий ему на праве частной собственности. Рабочие - строители второй год блокируют подъезд к дому, разрушают забор, заняли часть земельного участка. Были вытоптаны грядки: овощи, кусты смородины и малины и др. Все это происходило при отсутствии решения местной администрации об изъятии земельного участка.
а) Предусматривает ли закон меры по защите прав Колосова?
б) Какие способы защиты права собственности предусматривает закон, если принимается решение об изъятии земельного участка?
Задачи по трудовому праву:
Гражданин Петров устроился на работу по контракту, но не сдал в кадры трудовую книжку. Кадровик предупредил Петрова: не принесешь книжку, много потеряешь. И точно: приказом директора он был принят на работу по совместительству. Петров обратился с жалобой в КТС.
а) Правомерны ли действия администрации?
б) Какое решение примет КТС?
Кукин был принят на АТП водителем "Волги". Спустя месяц он приказом директора был переведен без его согласия водителем автобуса. Кукин отказался выполнять приказ о переводе, и был уволен. Считая, что уволен незаконно, Кукин подал жалобу.
а) Правомерны ли действия директора по переводу Кукина?
б) Какое решение должен принять орган по рассмотрению спора?
III. Закрепление.
- Выполнить задания (по группам):
1. Какими нормами российского права будут регулироваться нижеприведенные действия:
а) ученик 11 класса поздним вечером на улице приставал к прохожим, грубо и нецензурно выражался;
б) 16-летний К. пришел в Сбербанк, чтобы заключить договор банковского вклада, т. е. положить деньги на депозитный счет;
в) 18-летняя работница одного из государственных учреждений во время обеденного перерыва отлучилась с места работы;
г) гражданин С. позвонил в квартиру пожилого человека и, угрожая пистолетом, заставил его отдать дорогостоящую картину?
Какие из действий относятся к правомерным, а какие - к правонарушениям? Аргументируйте ответ. Поясните, каковы виды этих правонарушений и возможные меры наказания.
2. 15-летний учащийся колледжа внес на свое имя в банк 4000 рублей, полученных от родителей в подарок. Через три месяца он обратился в банк с просьбой выдать ему 2000 рублей. Однако контролер банка отказал ему в данном требовании, сказав, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним только с согласия родителей. Правомерны ли действия контролера банка? Аргументируйте свой ответ.
3. Нина Петровна не раз обращалась к подросткам, живущим с ней в одном подъезде, с просьбой не шуметь и не мусорить на лестничной клетке. Однако молодые люди не только не прислушались к ее словам, но, напротив, выжгли кнопку лифта, разрисовали стены, сломали мусоропровод. "Как же остановить хулиганов?" - подумала Нина Петровна.
Правомерны ли требования Нины Петровны к подросткам? Аргументируйте свой ответ. Какие действия она должна предпринять, чтобы пресечь правонарушения? Каковы возможные виды наказаний правонарушителей?
- Объяснить эпиграф к уроку.
Домашнее задание: параграф 23, прочитать, ответить на вопросы для самопроверки, по выданной схеме изучить семейное право.