Тип урока: изучение нового материала.
Цель: развитие знаний учащихся о семействах элементов на примере знакомства школьников с железом как представителем d-элементов и соединениями, им образуемыми.
Задачи:
- Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами схемами.
- Развивать мышление, умение делать выводы.
- Сформировать понимание практического значения железа и его соединений в природе и жизни человека.
Оборудование:
- кодоскоп,
- электронная периодическая система,
- телевизор с видеооборудованием, видеофильмы,
- карточки-схемы “Свойства железа”,
- раздаточный материал “Горные породы и минералы”,
- украшения из пирита и гематита, фотографии минералов, содержащих элемент железо,
- физическая карта России,
- прозрачные плёнки с ответами на домашнее задание,
- нарисованные плакаты и астрологический знак железа. <Рисунок 1>
Реактивы:
- Набор реактивов для ученического эксперимента в лабораторных столах: Fe, HCl, H2SO4, NaOH, FeCl3, FeSO4 <Рисунок 2>
- вещества для опыта “Золотой нож” Fe, CuSO4;
- вещества для опыта “Кровь без раны” KCNS, FeCl3 NaF.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Проверка домашнего задания и актуализация знаний – 8 мин.
- Изучение нового материала – 23 мин.
- Повторение изученного на уроке – 6 мин.
- Комментарии к домашнему заданию – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний
Ребята! Мы с вами изучили металлы 1–3 групп главных подгрупп.
- Вспомним, о каких металлах шла речь на уроках?
- Особенности строения атомов металлов
- Общие физические свойства
- Химические свойства мы вспомним при проверке домашнего задания.
Комментируется выполнение задания на плёнке на кодоскопе с законченными уравнениями реакций, заранее выполненными одним из учащихся.
- 2Mg + O2 2MgO
- Ba + S BaS
- Mg + 2HCl MgCl2 + H2
- 2Ca + O2 2CaO
- Mg + S MgS
- 2Na + O2 Na2O2
- 2K + 2H2O 2KOH + H2
- Ca + 2H2O Ca(OH)2 + H2
- 2Al + 3H2SO4 Al2(SO4)3 + 3H2
- 4Al + 3O2 2Al2O3
3. Изучение нового материала
Из большой семьи металлов
А сколько их?
Мы с вами в 9 классе изучаем Ещё один.
О каком металле идёт речь в высказывании академика А.Е. Ферсмана?
“Трудно во всей таблице Д.И. Менделеева найти другой такой элемент, который был бы связан с прошлым, настоящим и будущим судьбами человечества.”
На доске открыть нарисованные плакаты и астрологический знак железа (пояснения учителя, историческая справка).
Что первое характеризуем при изучении нового элемента?
Строение атома
Работа с электронной таблицей, записи на доске с комментариями учеников и пояснениями учителя об особенностях строения атома железа как элемента побочной подгруппы.
26
Fe + 26 ) ) ) ) [p+ = 26 n0 = 30] ē = 262 8 14 2
Электронная формула 1S22S22P63S23P63d64S2 d – элемент
Степени окисления +2 +3
Физические свойства
Называют учащиеся, вспоминая свойства других металлов + намагничивается и размагничивается.
Нахождение железа в природе, его значение
Открыть учебник: стр.78 “Соединения железа”, ознакомиться с текстом.
Распознать горные породы содержащие железо в образцах на столах. Записать формулы, пользуясь учебником.
2Fe2O3 * 3H2O бурый железняк
Fe2O3 красный железняк демонстрация бижутерии из гематита
Fe3O4 магнитный железняк
FeS2 пирит, демонстрация украшений из пирита. <Рисунок 3>
Железо находится в составе минералов: альмандин <Рисунок 4>, эгирин <Рисунок 5>.
Межпредметные связи:
найти месторождения железных руд на карте России.
Биологическая роль железа, учебник стр. 81.
Химические свойства железа
По карточкам на столах составить уравнения реакций, отражающих свойства железа (4 мин.).
Химические свойства железа
Проверка реакций на кодоскопе с комментариями учителя.
- 3Fe + 2O2 Fe3O4
Железная
окалина2Fe + 3Cl2 2FeCl3
Fe + S FeS
- 3Fe + 4H2O Fe3O4 + 4H2
- Лабораторный опыт. Повторить правила техники безопасности.
Fe + 2HCl FeCl2 + H2
Fe + H2SO4(р.) FeSO4 + H2
- Демонстрационный опыт “Золотой нож”
Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu
Взаимодействие железа с азотной и серной концентрированной кислотами мы изучим позже.
Из уравнений реакций, отражающих химические свойства, вы видели, что железо даёт два ряда соединений: Fe2+ и Fe3+. Какое железо в данном соединении можно определить с помощью качественных реакций.
Ⅳ
. Повторение изученного на урокеЧто нового узнали о железе?
Заполнение электронами энергетических уровней у элементов побочных подгрупп.
Fe3O4 смешанный оксид.
Как получить соли FeCl2 и FeCl3 исходя из железа.
Качественные реакции на соединения Fe2+ и Fe3+.
Решить упр. 4 стр. 82.
Ⅴ
. Домашнее задание: § 14, записи в тетради.Используемая литература
- Габриелян О.С. “Химия” 9класс, М., “Дрофа”, 2007 г.
- Кушнарёв А.А. “Экспресс-курс по неорганической химии”, М., “Школьная пресса”, 2002 г.
- “Камни мира”, М., “Аванта+”, 2003 г.