Цели урока:
- Проверить знания учащимися басен И.А.Крылова.
- Проверить усвоение детьми понятий “басня”, “мораль”.
- Развитие речи, воображения, внимания.
- Привитие любви к литературе.
Материалы и оборудование:
портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, кроссворд, конверты с заданиями, жетоны, игра “Лото”, черный ящик, очки, зеркало.
Ход урока
1. Организационный момент.
Входит девочка с котом на руках, навстречу ей мальчик.
М. Опять ты со своим котом носишься?
Д. Не ношусь, а гуляю. Надо же и ему воздухом дышать.
М. Мышей ему надо ловить- вот что!
Д. У нас нет мышей!
Учитель: Какой у тебя славный котик! Как его зовут?
Д. Васька!
Учитель: Васька! Да он у вас не из Края Говорящих Зверей?
Д. Нет, мне его подружка подарила. Это сын ее кошки Муськи.
М. А что это за Край Говорящих Зверей? Никогда не слышал.
2. Вступительная беседа .
Учитель. Не слышали? Печально, печально. Неужели в наше время у вас нет никакой информации?
М. Ничего подобного! Только сядь к компьютеру, войди в Интернет – и все у тебя будет как на блюдечке!
Учитель: Э, друг мой, вы заблуждаетесь. В компьютере такой информации ни за что не сыскать.
М. Это почему же? Там все на свете есть.
Учитель: Все да не все. Все, что зафиксировано в научных работах, информационных изданиях, различной литературе – записано и снято на аудио – видеоматериалах. А то, о чем говорю я, не фиксируется техническими приборами и даже не всегда записывается на бумаге, потому что Воображение и Фантазия так буйны, непредсказуемы, что не поддаются никаким расчетам, и владеют ими только люди, наделенные этим даром от природы. Одним из таких людей был великий баснописец И.А.Крылов. Именно ему лучше всего известен Край Говорящих Зверей.
Д. А где же этот Край находится?
Учитель: В стране Басен, на острове Чудес.
Д. и М. Никогда не слышали!
Д. А как туда попасть?
Учитель: Очень просто. Я вам помогу. Я буду вашим проводником. Согласны? Чтобы попасть в Край Говорящих Зверей вы должны объяснить, что такое басня.
Ответы детей.
Учитель: Полдела сделано. Осталось угадать, кто из героев басен И.А.Крылова так говорил:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!..
Ответы детей.
Учитель:
“Ты все пела? Это дело!
Так пойди же, попляши!”
Ответы детей.
Учитель:
“Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь”.
Ответы детей.
Учитель:
“Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?”
Ответы детей.
Учитель: Ну что ж, друзья, вперед, в Край Говорящих Зверей, туда, куда все охотники за сюжетами ходят…
Звучит мелодия из “Балета невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки” М.П. Мусоргского, которая будто переносит всех участников в Край Говорящих Зверей.
3. Конкурсная программа. Обобщение знаний учащихся о баснях И. Крылова.
Учитель: Вот мы и на месте. Давайте притаимся и посмотрим что здесь происходит.
Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.
Учитель: Вы узнали героев этой басни? В чем нравоучительный смысл этой басни?
Ответы детей.
Учитель: Ребята, смотрите, какое необычное дерево, с конвертами. Давайте посмотрим, что спрятано в конвертах.
Ученик выходит, срывает конверт, достает из конверта листок и подает его учителю.
Учитель: Да здесь, оказывается, интересные вопросы и задания. Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон в виде сыра или виноградинки. В конце нашего путешествия мы подсчитаем жетоны и выявим лучшего знатока басен И.А.Крылова.
Ученик читает задание № 1.
– Поэтический конкурс. Прочитать наизусть понравившуюся басню И.А.Крылова.
Ответы детей.
Ученик срывает конверт № 2 и читает задание:
– Отгадайте по рисунку название басни И.А.Крылова.
Скажите, какой эпизод из басни изобразил художник.
Ответы детей.
Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась .
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
На четыре улетела.
Ученик срывает конверт № 3 и читает задание:
– Конкурс эрудитов. Отгадайте кроссворд.
- У кого к зиме “был готов и стол, и дом?”
- Кто смеялся над чужой бедой?
- Она осталась без завтрака благодаря своей глупости.
- Героиня басни “Квартет”.
- Кого “по улицам водили, как будто на показ?”
- Кто лез в драку со Слоном?
Учитель: Прочтите по горизонтали в выделенных клетках слово.
Дети хором читают: Мораль.
Учитель: Что означает это слово?
Ответы детей.
Учитель: Приведите примеры морали из изученных нами басен.
Ответы детей.
Ученик срывает конверт № 4 и читает задание:
– Конкурс “Путаница”.Вы сейчас получите листочки, на которых написаны строчки из басен И.А.Крылова. Ваша задача узнать, что здесь напутано и исправить ошибку.
Ученик раздает детям листочки с текстом.
“Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит”.
“Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!”
“Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз впряглись”.
“Ворона гавкнула во все воронье горло”.
“Мартышка к старости слаба ушами стала”.
Дети исправляют ошибки и читают правильные ответы.
Учитель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется “Лото”.
На доске два игровых поля. На одном написаны строки из басен, на втором, разрезанном на части- названия басен. Вам надо определить из какой басни взяты строки. Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни И.А.Крылова.
1 игровое поле.
Лето красное пропела.
С ним была плутовка такова.
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
А воз и ныне там.
Хоть видит око, да зуб неймет.
2 игровое поле.
“Стрекоза и Муравей”.
“Ворона и Лисица”.
“Чиж и Голубь”.
“Лебедь, Щука и Рак”.
“Лисица и Виноград”.
Дети выполняют задание.
Учитель: Героиню какой басни вы видите на картинке?
Ответы детей.
4. Итог урока.
Учитель: А теперь настал ответственный момент. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Кто сколько жетонов заработал?
Ответы детей.
Учитель: Самыми лучшими знатоками басен И.А.Крылова оказались …
Они награждаются книгами “Басни И.А.Крылова”.
Награждение.
Учитель: Ребята, а у нас на дереве остался еще один конверт. Посмотрим, что там?
Ученик срывает конверт и передает листок учителю.
Учитель: Это задание я прочитаю вам чуть позже. А сейчас настала пора возвращаться домой.
Звучит музыка, завершая игру-путешествие.
Учитель: Ну вот мы и дома. Надеюсь вам понравилось путешествие в Край Говорящих Зверей?
А сейчас мы узнаем, какое задание находится в конверте № 5.
5. Домашнее задание. Нарисовать понравившегося вам героя басни И.А.Крылова.