Урок по литературному чтению в 3-м классе "Басни И.А. Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Проверить знания учащимися басен И.А.Крылова.
  2. Проверить усвоение детьми понятий “басня”, “мораль”.
  3. Развитие речи, воображения, внимания.
  4. Привитие любви к литературе.

Материалы и оборудование:

портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, кроссворд, конверты с заданиями, жетоны, игра “Лото”, черный ящик, очки, зеркало.

Ход урока

1. Организационный момент.

Входит девочка с котом на руках, навстречу ей мальчик.

М. Опять ты со своим котом носишься?

Д. Не ношусь, а гуляю. Надо же и ему воздухом дышать.

М. Мышей ему надо ловить- вот что!

Д. У нас нет мышей!

Учитель: Какой у тебя славный котик! Как его зовут?

Д. Васька!

Учитель: Васька! Да он у вас не из Края Говорящих Зверей?

Д. Нет, мне его подружка подарила. Это сын ее кошки Муськи.

М. А что это за Край Говорящих Зверей? Никогда не слышал.

2. Вступительная беседа .

Учитель. Не слышали? Печально, печально. Неужели в наше время у вас нет никакой информации?

М. Ничего подобного! Только сядь к компьютеру, войди в Интернет – и все у тебя будет как на блюдечке!

Учитель: Э, друг мой, вы заблуждаетесь. В компьютере такой информации ни за что не сыскать.

М. Это почему же? Там все на свете есть.

Учитель: Все да не все. Все, что зафиксировано в научных работах, информационных изданиях, различной литературе – записано и снято на аудио – видеоматериалах. А то, о чем говорю я, не фиксируется техническими приборами и даже не всегда записывается на бумаге, потому что Воображение и Фантазия так буйны, непредсказуемы, что не поддаются никаким расчетам, и владеют ими только люди, наделенные этим даром от природы. Одним из таких людей был великий баснописец И.А.Крылов. Именно ему лучше всего известен Край Говорящих Зверей.

Д. А где же этот Край находится?

Учитель: В стране Басен, на острове Чудес.

Д. и М. Никогда не слышали!

Д. А как туда попасть?

Учитель: Очень просто. Я вам помогу. Я буду вашим проводником. Согласны? Чтобы попасть в Край Говорящих Зверей вы должны объяснить, что такое басня.

Ответы детей.

Учитель: Полдела сделано. Осталось угадать, кто из героев басен И.А.Крылова так говорил:

“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!..

Ответы детей.

Учитель:

“Ты все пела? Это дело!
Так пойди же, попляши!”

Ответы детей.

Учитель:

“Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь”.

Ответы детей.

Учитель:

“Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?”

Ответы детей.

Учитель: Ну что ж, друзья, вперед, в Край Говорящих Зверей, туда, куда все охотники за сюжетами ходят…

Звучит мелодия из “Балета невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки” М.П. Мусоргского, которая будто переносит всех участников в Край Говорящих Зверей.

3. Конкурсная программа. Обобщение знаний учащихся о баснях И. Крылова.

Учитель: Вот мы и на месте. Давайте притаимся и посмотрим что здесь происходит.

Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.

Учитель: Вы узнали героев этой басни? В чем нравоучительный смысл этой басни?

Ответы детей.

Учитель: Ребята, смотрите, какое необычное дерево, с конвертами. Давайте посмотрим, что спрятано в конвертах.

Ученик выходит, срывает конверт, достает из конверта листок и подает его учителю.

Учитель: Да здесь, оказывается, интересные вопросы и задания. Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон в виде сыра или виноградинки. В конце нашего путешествия мы подсчитаем жетоны и выявим лучшего знатока басен И.А.Крылова.

Ученик читает задание № 1.

– Поэтический конкурс. Прочитать наизусть понравившуюся басню И.А.Крылова.

Ответы детей.

Ученик срывает конверт № 2 и читает задание:

– Отгадайте по рисунку название басни И.А.Крылова.

Скажите, какой эпизод из басни изобразил художник.

Ответы детей.

Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась .
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
На четыре улетела.

Ученик срывает конверт № 3 и читает задание:

– Конкурс эрудитов. Отгадайте кроссворд.

  1. У кого к зиме “был готов и стол, и дом?”
  2. Кто смеялся над чужой бедой?
  3. Она осталась без завтрака благодаря своей глупости.
  4. Героиня басни “Квартет”.
  5. Кого “по улицам водили, как будто на показ?”
  6. Кто лез в драку со Слоном?

Учитель: Прочтите по горизонтали в выделенных клетках слово.

Дети хором читают: Мораль.

Учитель: Что означает это слово?

Ответы детей.

Учитель: Приведите примеры морали из изученных нами басен.

Ответы детей.

Ученик срывает конверт № 4 и читает задание:

– Конкурс “Путаница”.Вы сейчас получите листочки, на которых написаны строчки из басен И.А.Крылова. Ваша задача узнать, что здесь напутано и исправить ошибку.

Ученик раздает детям листочки с текстом.

“Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит”.

“Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!”

“Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз впряглись”.

“Ворона гавкнула во все воронье горло”.

“Мартышка к старости слаба ушами стала”.

Дети исправляют ошибки и читают правильные ответы.

Учитель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется “Лото”.

На доске два игровых поля. На одном написаны строки из басен, на втором, разрезанном на части- названия басен. Вам надо определить из какой басни взяты строки. Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни И.А.Крылова.

1 игровое поле.

Лето красное пропела.
С ним была плутовка такова.
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
А воз и ныне там.
Хоть видит око, да зуб неймет.

2 игровое поле.

“Стрекоза и Муравей”.
“Ворона и Лисица”.
“Чиж и Голубь”.
“Лебедь, Щука и Рак”.
“Лисица и Виноград”.

Дети выполняют задание.

Учитель: Героиню какой басни вы видите на картинке?

Ответы детей.

4. Итог урока.

Учитель: А теперь настал ответственный момент. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Кто сколько жетонов заработал?

Ответы детей.

Учитель: Самыми лучшими знатоками басен И.А.Крылова оказались …

Они награждаются книгами “Басни И.А.Крылова”.

Награждение.

Учитель: Ребята, а у нас на дереве остался еще один конверт. Посмотрим, что там?

Ученик срывает конверт и передает листок учителю.

Учитель: Это задание я прочитаю вам чуть позже. А сейчас настала пора возвращаться домой.

Звучит музыка, завершая игру-путешествие.

Учитель: Ну вот мы и дома. Надеюсь вам понравилось путешествие в Край Говорящих Зверей?

А сейчас мы узнаем, какое задание находится в конверте № 5.

5. Домашнее задание. Нарисовать понравившегося вам героя басни И.А.Крылова.