Суть инициативы:
Как определено в концепции российского образования необходимо обеспечить
формирование новой системы знаний, умений и навыков с учетом опыта
самостоятельной деятельности обучающихся, т.е. современные компетенции, что и
определяет качество образования. “ В современной конкурентной среде, в
первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями,
а за способность к нововведения”
(Гершунский. Философия образования для 21 века).
Необходимым условием достижения современного нового качества образования является принцип деятельности. “Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия – хотя бы в самой маленькой проектной работе”, – А.Н.Колмогоров.
Актуальность исследования
Учитель и ученик становятся на уроках равноправными участниками
образовательного процесса. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не
усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика,
связанного со своей личностью. При таком обучении учащийся становится
ответственным, независимым, творческим, опирающимся на себя, в чем и следует
видеть главный смысл образования. Внеклассной работе с учащимися в нашей школе
уделяется большое внимание. Это связано с особенностями расположения
микрорайона:
- Отсутствие центров досуговой деятельности молодежи.
- Низкий образовательный уровень и высокий процент неполных семей.
- Рост правонарушений.
В школе остро встал вопрос организации внеурочной деятельности учащихся в
рамках образовательного пространства школы.
Школьный центр “Гармония” объединил учащихся для занятий в творческих
содружествах по различным предметам.
С каждым годом растет количество структурных подразделений центра “Гармония”. Но
остается часть способных и одаренных детей, имеющих интерес к компьютеру и
информатике, не имеющих возможности реализовать свои способности и знания, как
это делают учащиеся языковой студии, театра здоровья и т.д. – появление
видеоклуба “Синема”– это стечение и симбиоз желания детского самовыражения и
профессиональных возможностей учителя. Конечно же, это веление времени.
Необходимо занять детей полезными, интересными делами. Воспитание
нравственности, патриотизма, пропаганда здорового образа жизни вот то, что
необходимо возрождать и приумножать (первая кинопроба – урок нравственности на
тему:
“Поклонимся великим тем годам”, видеоролик со школьного тура театра здоровья –
“Куренье – это отказ от жизни”).
Цель исследования:
Разработать программу деятельности видеоклуба, освоить готовые электронные
программно–методические материалы и провести апробацию методики их использования
в учебно-воспитательном процессе.
Основные задачи исследования:
- Составление авторской программы по организации внеурочной деятельности по информатике;
- Анализ готовых стандартных программно–методических комплексов;
- Разработать методику: содержание, способы и формы организации дополнительной учебной и досуговой деятельности учащихся школьного видеоклуба “Синема”, используя программу “Move Maker”.
Условия реализации:
- Использование информационно-коммуникационных технологий способствует познавательной деятельности учащихся, в том случае, если достигается значимый результат практической деятельности.
- Управление образовательным процессом строится на результатах постоянного педагогического мониторинга.
Объект исследования
Внеурочная деятельность массовой городской общеобразовательной школы.
Предмет исследования:
методика и условия использования информационно-коммуникационных технологий в
обучении и воспитании учащихся 6–11-х классов.
Методы и средства ОЭР:
Словесный, практический, контрольно–диагностический, анкетирование,
мультимедийные проекты, деловые ролевые игры, тренинги, видеосъемки, создание
сценариев фильмов, монтаж фильмов и видероликов.
Направления деятельности по информатизации образовательного процесса
Учебное:
- использование компьютера для создания видеоматериалов;
- участие в образовательных проектах.
Педагогическое:
- использование компьютера и средств ИТ во внеурочной деятельности
учащихся:
– осуществление психолого-педагогического мониторинга за развитием личности.
Обслуживающее:
- открытость к информации по ЭОР всем участникам образовательного процесса;
- ведение единой базы данных по классам, предметам, ученикам;
- использование и пополнение электронных учебников, учебных материалов и методических пособий по тематике ОЭР.
Ожидаем:
- повышения школьной и внешкольной успешности учащегося;
- повышения уровня психологического развития учащегося;
- повышения уровня профессионального роста учителя;
- создание каталога видеоматериала.
После составления плана ОЭР были определены следующие сроки и этапы ОЭР.
Сентябрь 2008 г. – май 2009 г.
1. Диагностико-организационный этап
сентябрь 2008 – ноябрь 2008.
Цель:
Определение уровня ЗУН уч-ся по информатике для создания видеоматериалов.
Задача:
2. Проведение социометрии, анкетирования, мониторинг качества обученности.
Планирование:
№ | Содержание работы | Дата | Индикатор |
1 | ЗУН | сентябрь | Анкета Таблица диаграмма |
2 | Проведение входной социометрии | октябрь | таблица |
Анализ опыта работы в школе с видеоинформацией. Изучение литературы, и теоретических снов организации самостоятельной деятельности учащихся, уровня их обученности . Ведется работа по повышению квалификации учителей в области компьютерных технологий . Подбор разноуровневых, дифференцированных заданий и упражнений. Утверждение программы ОЭР.
2. Организационно–практический
ноябрь 2008 – январь 2009.
Цель:
Производятся промежуточные замеры результатов ОЭР для сравнительного анализа и проведения необходимой коррекции.
Задача:
Ведение педагогического-психологического мониторинга.
Планирование:
№ | Содержание работы | Дата | Индикатор |
1 | Формирование состава видеоклуба | Ноябрь | Список членов |
2 | Распределение обязанностей | ноябрь | Функциональная инструкция |
3 | Анкетирование и социометрия | ноябрь | диаграмма |
4 | Определить тематику, жанров видеофильмов | Первая половина декабря | Название проектов по творческим группам |
5 | Создание: Младшая возрастная группа – презентация с гиперссылками Средняя возрастная группа – видеоролики Старшая возрастная группа видеофильмы |
Ноябрь Вторая половина декабря январь |
Презентации, Видеоролики, видеофильмы |
б | диагностика динамики сложности видеоработ | Январь | Диаграмма |
Планирование:
3. Итогово-аналитический
Январь 2009 – май 2009 г.
Цель:
Обобщение результатов ОЭР.
Задачи:
- Выявление позитивности данной методики в УВП и рекомендации для трансляции данного педагогического опыта.
- Проведение диагностики работы учителя и учащихся, сравнительный анализ данных.
Планирование:
№ | Содержание работы | Дата | Индикатор |
1 | Мониторинг: отслеживание результатов учащихся |
Февраль | Диаграмма |
2 | Мониторинг успешности учащихся | Март–апрель | Создание портфолио |
4 | Положительное отношение общественности: (анкетирование родителей) |
Апрель | Таблица, диаграмма |
5 | Трансляция методики для работы учителям | Май | Брошюра |
Описание ОЭР.
Для того чтобы ОЭР была эффективной, необходимо заранее определить те конкретные результаты, которые хотим получить в будущем, выяснить, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов, предусмотреть негативные последствия и способы их компенсации. Для данной темы ОЭР даны следующие прогнозы:
Прогноз положительных результатов.
- Активизация познавательного интереса учащихся.
- Мотивация на дальнейший выбор образования.
- Выполнения минимума содержания образования во внеурочной деятельности на оптимальном или допустимом уровне.
Прогноз негативных последствий.
- Ухудшение здоровья учащихся.
Способы коррекции, компенсации возможных негативных последствий.
- Применение других информационных технологий.
- Корректировка времени на выполнение заданий и функциональных обязанностей членов творческих групп.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Критерии ожидаемых результатов.
- Более высокая результативность обучения.
- Сформированность определенных понятий для создания видеофильмов.
- Возможность использования данного опыта в практической деятельности (составление методического пособия для учащихся).
- Применение информационных технологий во внеурочной деятельности.
Ресурсы для обеспечения эксперимента имеется: 9 компьютеров с наушниками для записи звука и просмотра видеофайлов, соединенные в общую сеть с операционной системой Windows XP программа для работы с видеоматериалами Move Maker; интерактивная доска Smart Board программным обеспечением Smart Notebook; цифровая видеокамера Sony; программа компании “Медиа Хауз” Как сделать цифровой видеофильм на компьютере.
Литература:
- http://spbshcool225.narod.ru/pol_nabor.htm
- http://www.shcool88.ru
- Плигина А.А. “Познавательные стратегии школьников” (М., 2007 г.).
- Герчинский. К Философия образования для 21 века.