Методическая разработка урока окружающего мира в 1-м классе по теме "Вода на Земле и ее значение" по программе Занкова

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

1. Образовательные:

  • дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы;
  • расширить общий кругозор.

2. Развивающие:

  • развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале;
  • сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал;
  • способствовать развитию творческой активности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы:

  • создание ситуации успеха;
  • методы словесной и наглядной передачи информации;
  • практическая работа;
  • частично-поисковый метод;
  • проблемный метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор;
  • карта полушарий;
  • картинки растений и животных, обитающих в водоёмах;
  • модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы.

Учебные пособия:

  1. Н. Я.Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», 1 класс (учебник), Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2007.
  2. Н. Я.Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», 1 класс (рабочая тетрадь), Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2007.

Ход урока

I этап. Организационный.

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.

Содержание деятельности.

1. Организация начала урока:

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II этап. Подготовка к основному этапу.

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.

Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая

Содержание деятельности.

1. Чтение учителем стихотворения:

Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка:

Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)

- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Вода и её значение на Земле». (Слайд 1)

3. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (Слайд 2):

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?

 

(Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски. З столбец в течение урока точно так же.)

- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.

III этап. Открытие новых знаний.

Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.

Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.

Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная

Содержание деятельности.

1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла. (Слайд 3)

  • Капля воды дороже золота

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду.)

2. Работа в рабочей тетради №11.

- Рассмотрите картинки. Что вы на них видите? Какой вывод можете сделать? (Человек не может без воды.)

- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней.)

- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?

- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

3. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива. (Слайд 4)

- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл.)

- Почему растение завяло? (Его не поливали.)

- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).

4. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются. (Слайд 5)

- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться.)

- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.

- Подведём итог и заполним первую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама … Жизнь. А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.

  • Вода – это жизнь, красота и здоровье.

Физкультурная минутка «Если весело живётся».

5. Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?»

- Хотите узнать, откуда пришла вода? Об этом нам расскажут дети.

  1. Спросил на днях малыш сосед
    У струйки, льющейся из крана:
    - Откуда ты?
    Вода в ответ: Издалека, из океана.
  2. Потом малыш гулял в лесу,
    Росой искрилась вся поляна.
    -Откуда ты? – спросил росу.
    - Поверь, и я из океана.
  3. На поле лёг туман седой.
    Малыш спросил и у тумана:
    - Откуда ты? Ты кто такой?
    - И я, дружок, из океана!
  4. - Ты, газировка, что шипишь?
    И из бурлящего стакана
    Донёсся шёпот:
    - Знай, малыш, и я пришла из океана.
  5. Удивительно, не так ли?
    В супе, в чае, в каждой капле,
    В звонкой льдинке, и в снежинке,
    И в дождинке, и в росинке
    Нам откликнется всегда
    Океанская вода.

- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?

- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане?

6. Работа по карте полушарий.

- Рассмотрите карту нашей планеты. Какого цвета вода на карте? (Голубого цвета.)

- Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода.

7. Практическая работа в группе.

- Из предложенных частей выбери ту, которую занимает вода на земле.

Работа детей в группе.

Проверка на слайде. (Слайд 6)

8. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой ((Слайд 7) на фоне карты полушарий): камыш, сом, трясогузка белая.

- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой.)

Дополнительные сведения.

Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.

Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.

9. Практическая работа в группе.

- Выберите среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепите эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли ...)

- Подведём итог и заполним вторую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Для многих растений и животных вода – это … Дом.

  • Вода – дом для многих растений и животных.

Физкультурная минутка «Море волнуется».

10. Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль. (Слайд 8)

- Назовите, одним словом. (Транспорт.)

- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный.)

- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей.)

- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства.

- А как ещё в быту человек использует воду? Рассмотри картинки в учебнике стр. 12 – 13. Они тебе помогут. (Вода в батареях, в кране, гидростанция.)

- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это … Помощник.

  • Вода – помощник человека.

11. Опыт.

Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.

- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная.)

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза. Об этом нам расскажет видеописьмо. Но оно состоит из нескольких частей.

12. Практическая работа в группе.

Соберите видеописьмо в группах.

Проверка. (Слайд 9)

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют.)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды.)

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить.)

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек.)

- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»? (Берегите воду!)

IV этап. Домашнее задание.

Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Содержание деятельности.

- Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».

V этап. Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Содержание деятельности.

- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.