Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
1. Образовательные:
- дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы;
- расширить общий кругозор.
2. Развивающие:
- развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале;
- сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал;
- способствовать развитию творческой активности.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы:
- создание ситуации успеха;
- методы словесной и наглядной передачи информации;
- практическая работа;
- частично-поисковый метод;
- проблемный метод.
Средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- карта полушарий;
- картинки растений и животных, обитающих в водоёмах;
- модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы.
Учебные пособия:
- Н. Я.Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», 1 класс (учебник), Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2007.
- Н. Я.Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», 1 класс (рабочая тетрадь), Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2007.
Ход урока
I этап. Организационный.
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.
Содержание деятельности.
1. Организация начала урока:
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II этап. Подготовка к основному этапу.
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.
Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая
Содержание деятельности.
1. Чтение учителем стихотворения:
Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)
- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.
2. Загадка:
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)
- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Вода и её значение на Земле». (Слайд 1)
3. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (Слайд 2):
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет… |
Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь? |
(Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски. З столбец в течение урока точно так же.)
- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.
III этап. Открытие новых знаний.
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.
Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная
Содержание деятельности.
1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла. (Слайд 3)
- Капля воды дороже золота
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду.)
2. Работа в рабочей тетради №11.
- Рассмотрите картинки. Что вы на них видите? Какой вывод можете сделать? (Человек не может без воды.)
- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней.)
- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?
- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.
3. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива. (Слайд 4)
- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл.)
- Почему растение завяло? (Его не поливали.)
- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).
4. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются. (Слайд 5)
- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться.)
- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
- Подведём итог и заполним первую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама … Жизнь. А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.
- Вода – это жизнь, красота и здоровье.
Физкультурная минутка «Если весело живётся».
5. Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?»
- Хотите узнать, откуда пришла вода? Об этом нам расскажут дети.
- Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана. - Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана. - На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана! - - Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана. - Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?
- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане?
6. Работа по карте полушарий.
- Рассмотрите карту нашей планеты. Какого цвета вода на карте? (Голубого цвета.)
- Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода.
7. Практическая работа в группе.
- Из предложенных частей выбери ту, которую занимает вода на земле.
Работа детей в группе.
Проверка на слайде. (Слайд 6)
8. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой ((Слайд 7) на фоне карты полушарий): камыш, сом, трясогузка белая.
- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой.)
Дополнительные сведения.
Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.
Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.
Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.
9. Практическая работа в группе.
- Выберите среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепите эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли ...)
- Подведём итог и заполним вторую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Для многих растений и животных вода – это … Дом.
- Вода – дом для многих растений и животных.
Физкультурная минутка «Море волнуется».
10. Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль. (Слайд 8)
- Назовите, одним словом. (Транспорт.)
- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный.)
- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей.)
- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства.
- А как ещё в быту человек использует воду? Рассмотри картинки в учебнике стр. 12 – 13. Они тебе помогут. (Вода в батареях, в кране, гидростанция.)
- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.
- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это … Помощник.
- Вода – помощник человека.
11. Опыт.
Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.
- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная.)
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза. Об этом нам расскажет видеописьмо. Но оно состоит из нескольких частей.
12. Практическая работа в группе.
Соберите видеописьмо в группах.
Проверка. (Слайд 9)
- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют.)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды.)
- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить.)
- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек.)
- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»? (Берегите воду!)
IV этап. Домашнее задание.
Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная.
Содержание деятельности.
- Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».
V этап. Подведение итогов.
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная.
Содержание деятельности.
- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.