Семья и школа - это берег и море. На
берегу ребёнок делает первые шаги, получает
первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море
знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от
берега:
Л.А.Кассиль
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. "Все мы родом из детства", "Всё - и хорошее, и плохое - человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определённого образа жизни. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях с окружающим миром. Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями. Наш опыт работы по данной проблеме позволил нам разработать собственную программу взаимодействия семьи и начальной школы.
Актуальность создания программы
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Вместе с этим, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: современный человек должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно, "сегодняшние" младшие школьники, станут "завтрашней" опорой нации, от их личного благополучия зависит, и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:
- разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
- дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
- резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
- дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
- необходимость экономического, а порой и физического выживания;
- психолого-педагогическая неграмотность родителей.
Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из-под влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.
В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.
Основная идея программы - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-образовательной среды школы, где ребенок выступает в роли члена коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.
Цели и задачи реализации программы
Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, направленной на воспитание и развитие личности ребёнка.
Достижение главной цели направлено на решение следующих задач:
- формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
- проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
- создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива;
- развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.
Основные направления
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме "школа - семья". В нашей программе это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики (информирование, диагностирование, коррекционная работа).
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
- родительских собраний;
- тематических и индивидуальных консультаций;
- внеклассных мероприятий;
- организации поездок, экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.
- Экскурсия - знакомство со школой и школьными службами.
- Праздники класса.
- Встреча с администрацией учебного заведения и социально - психологической службой.
- "Дни открытых дверей в классе".
- Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
Формы совместной деятельности
Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с родителями являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести:
- родительские собрания,
- конференции,
- вечера вопросов и ответов,
- родительские университеты.
Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.
Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания - это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания. как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Важной формой групповой работы с родителями является конференция.
Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определённой проблеме.
Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.
Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы, в месячник пожилого человека. На этих встречах рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть, что вспомнить, другим есть, что узнать от старшего поколения.
Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Организация взаимодействия с родителями и детьми осуществляется через:
- формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.)
- формы трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.)
- формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.
Прогнозируемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:
- сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах
Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:
- наличие организационной структуры в работе с родителями;
- конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
- наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
- обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
- позитивный уровень сохранности здоровья детей;
- высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.
Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст положительный результат.
План мероприятий по реализации программы
Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
1. Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.
2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть - привлечение родителей к проведению праздников - привлечение родителей к организации экскурсий - привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете
5. Организация работы классного родительского комитета
6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Список литературы
- Ануфриев А. В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось - 89, 1999.
- Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М.,2001.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось - 89, 2002.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2004.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2007.
- Иванов С.А. Помоги себе сам. М., 2001.
- Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск., 2002.
- Локалова Н.П. Как помоч слабоуспевающему школьнику. М.: Ось - 89,2001.
- Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1996.
- Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
- Филимонова Н.И. Через занимательное - к развитию личности.