Цель:
- формирование у детей любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших»;
- воспитание нравственности.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе, аккуратность.
- Расширять кругозор детей.
- Познакомить с жизнью зверей и птиц.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
- Развивать творчество и фантазию.
Оборудование:
- бумажные салфетки;
- клей, картон;
- акварельные краски;
- трафарет снегиря;
- карточки с изображением птиц;
- образец изделия аппликации «Снегирь»;
- выставка книг, рисунков.
План урока:
- Организация начала урока. Создание положительного эмоционального настроя.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение нового материала.
- Игровая минутка.
- Закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
Ход урока
Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок экскурсия. Мы совершим путешествие в зимний лес. Лесов у нас в стране много. Наша республика входит в зону лесов. Лес занимает больше половины ее территории. Лес- это наряд нашей земли. Там где лес – там чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.
А сейчас немного пофантазируем. Закрыли глазки. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года».)
(На экране картина зимнего леса.) Приложение 1. Слайд 1.
Зимний лес - он словно сказка
И особенно тогда,
Когда иней белой краской
Опушит его слегка.
Лес торжественен, спокоен,
Тишина в ушах звенит,
Пеленой пушистой белой
Он покорно весь покрыт.
Белый снег - как он чудесен!
Блеск его - как синева.
И куда не глянет око,
Всюду зимушка-зима.
Слайд 2. И вот мы в лесу. Останавливаемся на маленькой, окруженной густым лесом, прикрытой пушистым снегом, полянке.
Красив и печален зимний лес. Обрядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела.
Слайд 3. Гнутся от тяжести ветки деревьев. Слайд 4. Как в кружеве стоят белые березки.
Слайд 5. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды. Слайд 6. Много снега в лесу!
Слайд 7. Посмотрите, ребята, на полянке зайчик. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам заяц бежит как на лыжах. Да и шубку сменил. Ведь в белой шубке зайчика на снегу не сразу заметит Лиса Патрикеевна. Слайд 8. Все лису называют хитрой. Да и как не быть хитрой, на белом снегу издалека видна ее огненно-рыжая шубка.
Слайд 9. Я думаю, вы все узнали эту красавицу? Белки никому не причиняют вреда. Они сменили свои шубки. Были рыжими, а стали серыми. На снегу под деревьями можно видеть шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек.
Послушайте загадки и отгадайте, о каких лесных обитателях идет речь.
Зубовато, серовато,
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет? (волк) Слайд 10
В перевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны? (Медведь.) Слайд11
Слайд 12. А это что за птица долбит старое высокое дерево, добывая себе пищу? Дятлов называют лесными докторами. У них очень острые когти, упругий хвост, клюв длинный, сильный, похожий на долото. Он долбит им больные деревья и достает длинным языком жуков- вредителей и их личинки. Большого пестрого дятла чаще можно услышать, а потом увидеть. Его резкие, частые покрики и громкое постукивание по стволу дерева далеко разносится по лесу. У дятлов нет весенней песни, как у других птиц, но в февральский или мартовский день – вдруг услышишь странный звук…(Стук дятла.) Дятлы выбирают сухие вершины деревьев и барабанят так быстро, что их трель можно принять за непрерывный скрип старого дерева. Так звонкими трелями встречают наши пестрые дятлы весну. Оказывается, в наших лесах встречаются черные и зеленые дятлы.
Слайд 13. Зеленый дятел охотно поедает муравьев и их яйца, разрушая при этом муравейники. В августе – сентябре улетает на юг.
Слайд 14. А вот черный дятел или желна. Эта зимующая птица – самая крупная из отряда дятлов. Иногда проникает на пасеки, продалбливает ульи и поедает пчел. Зимой питается семенами хвойных деревьев.
Слайд 15. Из всех певчих птиц русского леса, пожалуй, самые интересные – клесты. Замечательны они тем, что из всех зимующих в наших лесах птиц, они вьют свои гнезда зимой, а в лютую, январскую и февральскую, стужу выводят птенцов. Живущих в наших лесах веселых клестов разделяют на две группы. Есть клесты еловики, живущие в еловых лесах, и есть клесты сосновики, обитающие в высоких сосновых лесах. Клюв у клестов крестообразный и формируется таким только тогда, когда они начинают самостоятельно питаться шишками.
Слайд 16. Без синиц зимний лес кажется мертвым. Только сосновая ветка заскрипит, да снежная шапка обрушится с елки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадерки с полосатыми хохолками.
Слайд 17. А это сойка – птичка с красивым оперением. Особенно красивы крылья в голубых, черных и белых тонах. Голос сойки громкий и неприятный, иногда они подражают голосам других птиц.
Слайд 18. Эта птица – поползень не только хорошо летает, но и лазает по стволу дерева, выискивая насекомых. Гнезда свои устраивает в дуплах деревьев. Поползни – хорошие родители, дружные супруги. Встречаются в смешанных стайках синиц, дятлов, корольков.
Слайд 19. С дерева на дерево небольшими стайками летают розово-серые свиристели. У них на голове великолепные рыжеватые чубчики, зачесанные назад, кончик хвоста желтый, с красной каймой, и на крыльях среди желтых перышек видна красная полоска. А сколько ягод калины и рябины съедают эти красивые гости!
Слайд 20. Почему снегирю дали снежное имя? (Ответы детей.)
Снегири прилетают к нам с первым снегом и питаются семенами различных деревьев – березы, ольхи, липы, а также семенами репейника и других сорняков. Охотно склевывают ягоды калины и рябины. У них красивые перья: грудь у самца красная, будто яблочко румяное на снегу, спинка голубоватая, а шапочка черная. Самка одета скромнее, она почти светло серая. В начале марта снегири улетают на север.
Холодно и голодно птицам зимой
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Вот и побывали мы с вами в зимнем лесу. Пора возвращаться домой.
Закрыли глазки. (Звучит музыка.) Открыли глазки.
Понравилась ли вам эта прогулка по зимнему лесу?
Каких еще зимующих птиц вы знаете? Слайд 22.
Многообразен мир птиц, и каждая птица особенна со своими повадками, окраской. Но все птицы прекрасны!
(Дети поют «Воробьиная песенка» муз. Компанейца, сл. Синявского.)
Тест «Угадай птицу». Приложение 2. Слайды 1-6.
Учитель. Ребята, мы с вами много говорили о птицах. Попробуйте отгадать, о какой птице идет речь.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом – тут как тут. (Снегирь.)
Сегодня мы с вами выполним живописную мозаику птицы – снегирь.
Мозаика (в переводе с французского) изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.
Как вы думаете, из какого материала выполнена эта мозаика? Слайд 7.
Какие цвета ты найдешь в изображении снегиря?
Вместо черного - мы используем белую салфетку, а затем ее раскрасим.
- Возьми салфетку, нарви ее узенькой полоской и скатай шарики.
- Наклеивать шарики начинай с верхней части туловища.
Как удобнее наклеивать – по одному шарику или намазывая клеем небольшой участок, а потом по нему наклеивать шарики?
Работать будем в парах. С чего вы начнете свою работу?
Итог урока. Выставка лучших работ.