Исследовательская работа "Человек. Политика. Национальность"

Разделы: История и обществознание


Введение

В современных условиях Россия переживает процесс становления демократии. В этих условиях необходимо, чтобы каждый человек проявил свое отношение к политике. Политика настолько многоклассова, что человек практически не может быть отчужден от нее. Чем глубже процесс демократии, тем шире спектр субъектов, участников политики.

Человек находит все новые и новые каналы своего политического волеизъявления. Он участвует в политике через малые группы, политические и общественные организации, элиты и классы.

Важной особенностью современного политического процесса является оживление национального аспекта в политике. Причем выражение национального интереса зачастую осуществляется экстремистскими методами.

В данной работе предпринята попытка, рассмотреть взаимосвязь таких важнейших компонентов, как человек, политика, национальность. Именно от этой взаимосвязи будет зависеть в конечном итоге и судьба демократии, и стабильность политической системы, и развитие местного самоуправления. Как известно, в период реформирования резко возрастает роль человеческого фактора, появляются новые возможности проявления человека в политике. Однако человек не всегда находится на уровне запросов политической жизни. А если обостряется национальный вопрос, то человек может стать жертвой каких-либо национально-политических амбиций, или, наоборот, находит новые средства выражения собственного «Я» через принадлежность нации.

Исследованием данной проблемы занималось немало ученых. Среди них: Гаджиев К.С., Рашитов Ф.А., Иванов В.Н., Котинджян Г.С. и другие1.

Вместе с тем, в современной отечественной работе нет комплексных исследований данной проблемы. Чаще всего изучаются либо взаимосвязи политики и человека, либо национальные аспекты. Своим изучением темы мне хотелось обратить внимание на необходимость комплексного подхода. Изучение данной темы в современных условиях приобретает не только значимость нашей страны, региона, но и в международном плане.

Современный мир, его устойчивость во многом зависит от умения политиков видеть в человеке его активный политический потенциал и мощный накал эмоциональных настроений национального характера.

Известно сравнение политики с театром. Политика – это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц – партий, группировок, лидеров. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдающими политический спектакль возникают вопросы: кто участвует в нем? Какими мотивами руководствуются участники? Кто герой, а кто лишь пешка? Каковы скрытые пружины, на первый взгляд, хаотической политической борьбы?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо исследовать проблему субъектов политики, то есть дать определение участника политического процесса, выявить интересы действующих субъектов политики, их силу и влияние, способность бороться за власть и осуществлять политический курс.

Кто они – субъекты политики? Сказать, что это участники политической жизни недостаточно. Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектами всегда имеется в виду, человек наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последним имеется в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элита, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно – политические организации).

Субъектов политики классифицируют по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирование власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. «Горизонтальные» же отношения проявляются в форме координации (часто это договорные отношения).

Человек и политика

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия (руководства, управления, господства и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом последним случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействия на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет, человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемо направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение, прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективно, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

Вторая характеристика человека политического связана с его гражданство. Под гражданством понимается правовая связь человека (физического лица) с определенным государством, порождающая взаимные права и обязанности, которые определяются основным законом государства конституцией.

Практическая важность института гражданства заключается том, что, государство обязано способствовать гражданину в реализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами подзаконными актами.

Третий аспект связи человека с политикой состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в конституции государства. Эти права делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат, как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не запрещено законом.

Практическая реализация прав представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В конституциях многих государств сформулированы еще не все права, предусмотренные Всеобщей декларацией.

Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии их реализации или вообще не имеют такого механизма.

Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права граждан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.

Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина:

  • деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;
  • деятельность правоохранительных органов – милиции (полиции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;
  • деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в органах государственной власти разных уровней;
  • деятельность общественных правозащитных организаций.

Они могут быть национальными, так и международными.

Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводит к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и ответственности. Политическая свобода есть часть свободы человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта политики ограничителем политики является его правовой статус, национальная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительная и не может быть абсолютно.

Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демократическом государстве.

Возможности политической свободы определяются также в немалой степени материальном достатке граждан, уровнем их образования и прочее. Это неизбежные – пока существуют товарно-денежные отношения – издержки свободы и демократии.

Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется выполнением своего гражданского долга и требований закона.

Следует отметить, что в правовом государстве политико-правовая ответственность наступает не за мысли и убеждения, а за поступки.

Малые группы, как возможность самовыражения человека

В социологии социальные группы делятся на большие, средние и малые. Под малой социальной группой имеется в виду немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены одной деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. Малая группа – это относительно самостоятельная общность, далее не разложимая на более мелкие объединения людей.

Малые группы в социологии и психологии классифицируют по различным основаниям. Например, по организационному признаку они делятся на формальны (семья, бригада, школьный класс, студенческая группа, преступная группировка, клуб, парламентская фракция и др.) и неформальные (дружеские, соседские компании, секты, кружки, кланы, землячества и т.п.).

Малые социальные группы играют большую роль в политической жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит политическая социализация подростов и молодежи, формирование политических установок и ценностей, традиций, идеалов и принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои взгляды на мир.

На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии.

Малые группы могут иметь как позитивные, так и негативную ориентацию, например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм, претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие и т.п.

Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называемые группы давления, играющие важную роль в деле представительства и реализации специфических интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-политического плюрализма. В условиях тоталитаризма группы давления сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно соперничают между собой за власть, привилегии, должности, контроль за ресурсами, собственностью и т.п.

Элита

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также – социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфических субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

Элита – в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный круг людей.

В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард.

Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов – представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно политических организаций.

Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой.

Тип лидерства всегда связан с природой общественного и государственного строя, характером политической системы общества.

По стилю деятельности политическое лидерство можно классифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.

Политический лидер должен обладать выдающимися умственными способностями, необходимыми нравственно-психологическими качествами.

В XX веке проявились тенденция возрастании роли народных масс в истории, однако этот процесс сопровождался конфронтацией широких масс и элиты. Это приводит к политической нестабильности, «массовизации» и девальвации политической элиты, ее дисфункции.

Социально-политические классы

Социальная структура представляет собой взаимосвязанную совокупность устойчивых социальных общностей, выделяемых в обществе по определенным признакам.

Классовое деление общества является наиболее существенным и важным для жизни гражданина и общества в целом. От классовой принадлежности по этому признаку зависят условия существования индивида, характер его труда, размер дохода, образ жизни в целом.

В любом из известных до сих пор обществ существуют основные и промежуточные классы, а также межклассовые слои и сословия.

Каждая из социальных групп имеет свои особенные, специфические интересы, которые выражают, защищают общественно-политические объединения.

Класс, находящийся у власти, называется господствующим. Выделяют следующие формы, методы и средства воздействия господствующего класса на остальную часть общества: законодательство, внеэкономическое принуждение, политическая пропаганда, осуществляемая через средства массовой информации, диктатура, террор, гегемония, деньги, идущие на оплату труда чиновников, подкуп и др. Механизмами смены господствующего класса или правящей элиты являются реформы, революции, гражданские воины, государственные перевороты.

В конце XX века классовое деление общества в индустриально развитых странах теряет былое значение, поскольку под влиянием научно-технического прогресса существенно меняется социальная структура.

Нации и этнические группы как субъекты политики

В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация – это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского общества. Все эти социально-исторические общности называют еще этническими группами.

Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков.

Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание.

Нация – это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к этой или иной этнической общности. А национальность – это субъективное отношение, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.

Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепляются остальные признаки, а также – единые национальный интерес, который воплощается в национальном государстве. Государство – важный признак нации, однако сама по себе государственная форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства).

Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институтом власти.

Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы. Конфессиолизм это образ мыслей и поступков, соответствующим догматам и требованиям определенного вероисповедания.

Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм придает межнациональным отношениям дополнительное измерение, усложняет спектр политических отношений.

Для России взаимосвязь политики и национальных отношений приобретает особую значимость, поскольку этнический состав является весьма разнообразным. Основную часть населения, 83% составляют русские, татары оставляют 4%, украинцы 3%, чуваши 1%, белорусы 1%, башкиры 1%. Всего на территории России проживают более ста народов. Причем в современных условиях особенно появилась тяга к автономии среди татар, башкир и чеченцев.

Думается, что решение национальных проблем в России для многих народов вполне возможно на правах культурно-национальной автономии. Хотя в целом политикам не удалось сдержать процесс суверенизации отдельных народов. Это отчетливо проявилось в позиции Татарстана.

30 августа 1990 г. Татарстан первым среди автономных республик, принял Декларацию о государственном суверенитете республики.

Важной вехой на пути строительства нового, суверенного Татарстана стали выборы первого президента ТССР, проведенные 12 июня 1991 г. Президентом Татарстана стал Минтимер Шарипович Шаймиев(70,9%). Вице-президентом был избран В. Н. Лихачев. Председателем Верховного Совета ТССР избрали В. Х. Мухаметшина.

15 августа 1991 г. президент Татарстана подписал Указ «О мерах по обеспечению государственного суверенитета и прав собственника Татарской ССР», на основе которого все расположенные на территории республики предприятия и организации переводились под юрисдикцию Татарстана.

Руководств республики добивалось того, чтобы Татарстан самостоятельно, в качестве равноправного с Россией субъекта, участвовал в подписании нового Союзного договора, намеченном на 20 августа 1991 г. Известно, что президент СССР М. С. Горбачев и руководители девяти союзных республик, участвовавшие в подготовке нового Союзного договора, не одобряли это намерение Татарстана. И трудно сказать, как развивались бы события при подписании договора. Но тут произошло событие, круто изменившее ход политического процесса. Этот – путч 19-21 августа 1991 г. в Москве.

После подавления путча Б. Н. Ельцин и руководители ряда других союзных республик пошли по пути окончательного демонтажа единого союзного государства, и 8 декабря 1991 г. этот процесс завершился принятием известной беловежской декларации Ельцина-Кравчука-Шушкевича. В этих условиях Татарстану пришлось заново определять свою позицию и политическую линию. Радикальная часть национального движения добивалась полной независимости республики, что практически и юридически означало бы выход из состава Российской Федерации. При этом они правомерно указывали, на, что Татарстан официально никогда не входил в состав России.

Однако эта позиция не отвечала настроениям большинства татарского населения, как в Татарстане, так и за его пределами. Совместная жизнь на протяжении нескольких столетий в едином государстве связывали татарский народ с русским народом такими прочными узами, что планы их разрыва воспринимались как русскими, так и татарами как неконструктивные и вредные. Реальность такова, что Татарстан давно и прочно сросся с Россией, стал ее неотъемлемой составной частью. Поэтому речь могла идти лишь о повышении статуса Татарстана в Российской Федерации, о более справедливом и правильном разграничении их прав и полномочий.

Эти цели были реализованы в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, подписанном 15 февраля 1994 г. Хотя договор и неоднозначный, но в нем заложено немало того, что действительно способствует укреплению суверенитета Татарстана. Наиболее важным завоеванием является экономическая самостоятельность, закрепление за республикой ее собственности. По достоинству это можно оценить, памятуя, что в СССР только два процента собственности принадлежало республике. Ныне она сама распоряжается своей нефтью, промышленным потенциалом. Это дало Татарстану возможность разработать и реализовать свою собственную модель экономической реформы, позволившую сделать вхождение республики в рынок более плавным и менее обременительным для населения.

Важнейшим компонентом рассматриваемых обновленческих процессов стал рост национального самосознания, стремления к национальной консолидации. Этим стремлением были охвачены все слои татарского общества, все этнотерриториальные групп татарской нации. Практически во всех местах компактного проживания татарского населения – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани – создана и функционируют разнообразные национально-культурные организации в виде местных отделений ТОЦ или самостоятельных общественных объединений.

Национальные отношения в современной России требуют четкого политического регулирования, поскольку достаточно большой процент населения тяготеет к конфликтному политическому участию. Так, социалистические опыты, проводившие в стране в 90-е годы XX в. показали, что и такому поведению склонны более половины опрошенных как русского, так и нерусского населения1. Особенно ярко это проявляется на Северном Кавказе.

К счастью, Саратовская область не является таким взрывоопасным регионом, хотя здесь проживают более ста наций и народностей. В какой-то степени в Саратовской области можно говорить как о слепке, о Российской Федерации с точки зрения множества наций и народностей. В этой связи опыт мирного сожительства народов может быть воспринят политиками федерального уровня. Кроме того, Саратовская область так же, как Россия в целом, находится на пересечение двух цивилизационных потоков Запада и Востока. Здесь мы найдем средами ценностей, и той, и другой цивилизации.

Если на Северном Кавказе региональная национальная политика оказалась в руках экстремистов, то в других регионах она стала приобретать стратегический характер, что выразилось в разработке специальных целевых программ. Так, Саратовская областная дума в 2003 г. утвердила программу «национально-культурное развитие народов Саратовской области (2003-2006)»2. Саратовская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. Здесь проживает более 100 народностей и нации. Принимая данную программу, депутаты исходили из того, что в целом регион в национальном отношение богат традициями мирного развития и ставили задачу укрепления межэтнической стабильности. С другой стороны отмечалось, что территории региона отмечаются некоторые элементы скрытости, напряженности, снижается толерантность. Определение приоритетов в национальной политике региона существовало и ранее. Новая программа отличается своей направленностью на гармонизацию отношений повышения роли общественных объединений. Большое внимание уделено социально-этническому компоненту органов местного самоуправления, разрабатываются стратегии противодействия национализму, экстремизму, развитию национальных культов. Решена и проблема финансирования. Общие затраты программы составили 13 млн. рублей. Достаточно весомым является вклад в создание и развитие национальных объединений. На эти цели выделено 120 тыс. рублей. Примечательно, что программа строится на научно-теоретической базе. Исследовательская работа по изучению истории и культуры народов регионов профинансирована в сумме 680 тыс. рублей. В Саратовской области разработана «Концепция и развитие культуры 2006-2010гг.» 1. В ней специально выделена подпрограмма «Сохранение и развитие традиций и культуры народов, проживающих на территории области, стимулирование культурно-досуговой деятельности».

В сентябре 2007 года было проведено мероприятие «Народы Поволжья». Каждая национальность должна была показать традицию,обряд. Так как в Саратовской область приживают разные народы, то и цель была показать разнообразие проживаемых национальностей на территории Саратовской области.

В рамках данной программы особое внимание уделено инновационным проектам, среди которых: семинары, мастер-классы, фестивали, конкурсы.

Среди новаций в региональной политике важную роль играет культурно-национальная автономия. Она рассматривается как форма культурно-национального самоопределения, представляющего собой объединение граждан, стремящихся к определенной этнической общине, находящихся в ситуации национального меньшинства на определенной территории в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В целом национальная политика находится в стадии становления. Определены ее основные приоритеты, источники финансирования. Но реально осуществляются лишь два основных направления. Это сохранение самобытности национальных культур в ее обрядовых формах и культурно национальная автономия. Целостная национальная политика в регионах, охватывающая все стороны национального вопроса, к сожалению, пока не сложилась. Местные власти обращают внимание, прежде всего на факты проявления экстремизма. К этому их обязывает и обстановка, и команды из центра. В этой связи многие вопросы остаются, без внимания.

Главная задача на мой взгляд состоит в том, что вопросы политического представительства наций и народов не нашли должного внимания ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Так в законе «об общих принципах организации местного самоуправления №131-403 от 06.10.2003» совершенно не предусмотрена мера по политическому волеизъявлению этносов3.

В целом можно заключить, что если связь политика-человек получила реальное воплощение в Конституции РФ, в законах и практической деятельности, то с точки зрения национальной, придется еще не мало сделать. В частности, необходимо создать на среде реальном уровне и в органах местного самоуправления специальную структуру, аргументирующего интереса разных народов. В органах исполнительной власти тоже нужны люди, отвечающие за национальное отношение.

Как национальность человека влияет на его жизнь

Меня всегда интересовало, как влияет национальность человека на его жизнь. Чтобы вникнуть в это проблему, я провела социальный опрос среди знакомых, учащихся нашей школы и их родителей. Опрошенные люди отвечали на вопросы по-разному. Анкета состояла из 5 вопросов.

  1. «Влияет ли ваша национальность на образ жизни?» 86% опрошенных людей ответили, что национальность влияет, а 14% ответили, не влияет (традиции, круг общения, друзья, работа).
  2. «Если влияет, то положительно или отрицательно?» Оказалось, что национальность влияет положительно на жизнь у 99% людей (нет затруднений), остальным 1% им она приносит небольшие затруднения в жизни, в обществе.
  3. «В чем выражаются ваши проблемы?» Только у 1% людей возникают незначительные проблемы, и их ответы были таковы: « Раньше было опасно находиться где-либо одному, опасались за свое здоровье» (это ответы людей с выраженной внешней национальностью).
  4. «Что бы вы хотели изменить в политике или в обществе» ответы были такого характера: «Жизнь стала бы лучше, если люди не делили себя на нации, уважали окружающих людей». «Политики могли бы устраивать дни солидарности, мероприятия посвященные толерантности, где детям объясняли, что не должно быть деления на людей. Я думаю, что это бы укрепило народ», так ответило 95%. И лишь 4,5% людей ответили: «Изменять нечего не надо. Может со временем, люди поймут, что все люди одинаковые и проблема сама исчезнет». 0,5% опрошенных относятся отрицательно к людям других национальностей, комментируя: «Они (люди др. национальностей) приехали в наш город и заняли его полностью. Куда не посмотри, везде они!».
  5. «Как вы относитесь к людям других национальностей?» 99% относятся к окружающим положительно, говоря: «Я уважаю всех людей, считаю, что нет плохой национальности». «При общении с людьми я не смотрю на национальность. Не важно кем ты родился, важнее кем ты стал, кто ты в настоящее время».

Можно сделать выводы, что, как ни было, национальность влияет на жизнь, положительно или отрицательно. Каждый может вспомнить случаи, когда человек становится заложником своей национальности. Человек становится жертвой современного, жестокого мира. Иногда мы сталкиваемся с угрозой своей жизни и окружающих людей. Есть такие опасные группировки, как нацисты или скинхеды. Конфликт возникает на почве национальности, участникам группировок может не понравиться твоя национальность, внешность, что может привести к плохим последствиям. К сожалению, такие случаи случались и случаются, но со временем такие случаи уменьшаются. Мы надеемся и ждем, что угроз для нашего здоровья в ближайшем будущем не будет. Государство должно предоставлять безопасность своих граждан, что крайне редко встречается. Много случаев когда люди приехавшие получать образования в нашей стране, являющиеся гостями у нас, становятся жертвами хулиганов. Нападений становится меньше, что радует людей. Уменьшению такого вида преступлений помогают органы правоохранительных дел и самозащита. Но все же эта проблема и до настоящего времени остается открытой в России.

Подрастающее поколение не видит отрицательных стон национальности. Молодые люди не ограничивают себя в разных видах деятельности, не смотря на свою национальность. Иногда люди полностью заинтересованы в общении с людьми других национальностей. При общении, молодежь не смотрит на национальность, на твою религию, а судит тебя по другим качествам. У части молодежи нет деления людей на национальности, что делает, молодежь сильнее сплоченней. Но хочу заметить, что таковы взгляды только части молодежи. Если такого вида опрос был бы сделан лет 10-15 тому назад, я думаю, ответы были бы куда отрицательней. Все таки, национальность человека отходит на другую планку.

Заключение

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а другой, – как политический процесс.

Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и т.д.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например, шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.

В заключение я пришла к выводам:

  • Участие человека зависит от политического режима, политической системы. Чем демократичней общество, тем больше людей участвуют в политике.
  • Способы вхождения человека в политику могут быть различны: карьера, политический интерес и т.д.
  • Не все могут профессионально участвовать в политике. Это удел избранных, элиты. Важным проявлением человека в политике являются нации, народности. Они выдвигают своих лидеров, формируют политическую элиту, создают условия для образования, подрастающего поколения. Так в Саратове существует не только Национальная Татарская Гимназия, но и созданы различные общественные объединения. Например, культурно-просветительское объединение «Идель», созданная в 1989 г., в Пензе – общество «Якташлар», в Ульяновске – общество «Туган тел», в Астрахани – общество «Дуслык» и т. п. Стали открываться курсы по изучению татарского языка, возрождаться национальные праздники, традиции, издаваться газеты…

Огромную роль в консолидации всей нации, в подъеме национального самосознания сыграл Всемирный конгресс татар, проведенный в Казане в июне 1992 г. В работе конгресса участвовало около 1000 делегатов, представлявших не только Татарстан, края и области Российской Федерации, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. В августе 1997 г. состоялся Второй Всемирный конгресс татар с участием 700 делегатов.

Необходимо, на мой взгляд, создавать молодежные организации, состоящие из двух палат: общероссийского представительства и национального. Такая организация должна иметь своих представителей в регионах.

Именно в такой организации пройдут школу толерантности молодые люди, разных национальностей и не будут противостоять друг другу. Время разбрасывания камней прошло. Настала пора собирания и созидания.

Приложение

Ссылки:

  • 1Гаджиев К.С. «Политическая наука». М.,1995.
    Рашитов Ф.А. «История Татарского народа». С., 2001.
    Иванов В.Н. «Межнациональная направленность в политическом аспекте». М., 1993.
  • 2«Собрание законодательства Саратовской области. 2003. №5. С.983»
  • 3Информация о реализации Федеративного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Саратов, 2004.

Литература:

  1. Боровик В.С. «Основы политологии». – М., 2004.
  2. Гаджиев К.С. «Политическая наука». – М., 1995.
  3. Дегтярев А.А. «Основы политической теории». – М., 1998.
  4. Иванов В.Н. «Межнациональная направленность в национальном аспекте». – М., 1993.
  5. Под ред. Ю.А. Ежова, В.Ф. Костюкевича «Основы политологии». – М., 1995.
  6. Под ред. М.Н. Марченко «Политология». – М., 1997.
  7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию». – М., 1995.
  8. Рашитов Ф.А. «История татарского народа». – Саратов, 2001