Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренних вод Африки.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки;
- познакомить с особенностями внутренних вод материка;
- вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия связанные с внутренними водами.
2. Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты;
- устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи.
Тип урока: урок объяснения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
- физическая карта Африки;
- климатическая карта мира;
- атласы, книги.
Ход урока
1. Организация учащихся на урок.
а) Повторение географической номеклатуры по теме «Географическое положение Африки».
Игра «Воображаемое путешествие вокруг Африки».
Ученик по памяти, стоя спиной к физической карте, рассказывает какие географические объекты он будет встречать, огибая Африку. Путешествие начинается от Гибралтарского пролива по часовой стрелке. Учащиеся следят за ответом, при необходимости исправляют или дополняют ответ учащегося.
б) Итак, на прошлом уроке мы занимались изучением климата Африки.
- Скажите, какой тип климата наиболее распространен в Африке? Почему?
- Что является характерным для экваториального климатического пояса? (Круглый год лето, высокие t воздуха, много осадков, которые выпадают равномерно круглый год.)
- Охарактеризуйте субэкваториальный климат. (Два сезона -сухая зима и влажное лето, t° круглый год выше 24° C.)
- Вы сказали, что тропический тип климата наиболее распространен на материке. Наибольшую площадь он занимает в Северной Африке, здесь находится самая сухая и жаркая область всей Земли – пустыня Сахара. Послушайте интересную информацию о ней. (Выступление ученика.)
- Условия, какого климатического пояса в Африке наиболее благоприятны для жизни людей? Почему? (Субтропический пояс. Сухое, жаркое лето +27 -28°C; теплая влажная зима +10 -12°C.)
- Молодцы!
2. Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Объектом нашего внимания будут внутренние воды материка – они одно из основных богатств, представлены водами рек, озер, ледников.
Распределение речной сети на материке зависит от рельефа и климатических особенностей.
Реки, берущие начало в горах, имеют горный характер (иллюстрация) (Конго, Нил).
Река Нил длина – 6671 км, самая длинная река мире. Течет почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении и не имеет притоков в среднем и нижнем течении.
По пустыне Нил течет медленно, по долине реки располагаются многочисленные поля, орошаемые водой Нила (карт. иллюстрация) По долине реки имеется большое количество сельских поселений и городов, Долина Нила – самый большой оазис с хлопчатником и другими культурами. Дельта Нила имеет протяженности от Каира до Александрии, что составляет около 180 км. Кроме Конго и Нила, крупные реки Африки – это Нигер и Замбези, на которой находится водопад Виктория.
- Реки Африки используются для орошения и обводнения, но еще далеко не достаточно. Течение крупных рек зарегулировано плотинами, поэтому значительная доля речных вод сосредоточена в водохранилищах – их сооружено – 12.
Африка богата озерами. Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика, второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория – (третье – после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил.
Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков. По берегам озера обитают множество птиц.
В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах (иллюстрация). Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.
По сравнению с другими материками в Африке много озер и рек. Однако огромные территории испытывают нехватку воды и страдают от засухи.
В верховьях реки Конго, как и в нижнем течении много водопадов. Климат влияет на полноводность реки, т.е. река принимает притоки, текущие с севера и юга от экватора, и кроме того, круглый год получает осадки.
Центральная часть бассейна реки Конго – это котловина. Эта часть опущена по сравнению с верхней и нижней частями бассейна (иллюстрация) Конго – самая полноводная река Восточного полушария, вторая по длине в Африке (4320 км) Ее исток – река Луалаба - начинается на плоскогорье в южной Шабе и течет на север в направлении стока речных артерий. Конго несет так много воды, что на 75 км против устья в море уходит пресная вода. Река судоходна только на отдельных участках.
3. Закрепление.
А). На контурной карте отметьте крупные речные системы и озера Африки.
Б) Составьте характеристику любой реки Африки по плану в учебнике.
4. Подведение итогов.
- Назовите крупнейшие реки Африки.
- Каковы особенности режима рек.
- Что вы можете предложить для решения проблемы нехватки пресной воды на этом материке.
5. Домашнее задание.
Выучить параграф, закончить работу в контурной карте.