Цели урока:
- Повторить на какие человеческие расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы.
- Дать учащимся представление о современном национальном составе Африки и особенностях расселения народов.
- Ознакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
- Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
- Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.
Оборудование:
- физическая карта Африки;
- политическая карта мира, атласы;
- компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Плывем к неведомому берегу
Хотим увидеть целый свет:
Какое небо над Америкой ?
Какой над Африкой рассвет ?Как это здорово и правильно,
что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!
Сегодня мы с вами продолжаем изучение материка Африка.
Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным.
Начнем с повторения уже изученного материала.
2. Фронтальный опрос.
- Показать Африку и рассказать о его географическом положении (см. типовой план в приложении: Как материк расположен относительно экватора, тропиков, начального меридиана; крайние точки материка, климатические пояса, в которых расположен материк, омывающие моря и океаны, расположение материка относительно других материков).
- Давайте вспомним имена исследователей Африки. (Португалец Васко да Гама, англичанин Давид Ливингстон, русский путешественник В.В.Юнкер, советский ученый Н.И.Вавилов.)
- Какие крупные формы рельефа, реки и озера располагаются на территории Африки?
- По теме «Природные зоны Африки» я бы хотела провести опрос в форме небольшой игры.
Определите зону по рисунку, покажите её местоположение на карте, расскажите о животных и растениях этой зоны.
(На экране появляются слайды с изображением зоны влажных экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.)
3. Индивидуальный опрос по вопросам.
- Влияние человека на природу Африки.
- Меры по охране природы материка.
Учитель: Ребята, вы рассказали о том, как влияет человек на природу Африки, как пытается спасти уникальный растительный и животный мир материка.
А на сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, ознакомимся сих культурой, посмотрим проекты «Культура народов Тропической Африки» и «Государство Египет»
На доске даны вопросы новой темы.
Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.
Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны слушая новую тему.
4. Новая тема: Население Африки.
Повторение:
- На какие основные расы делится население Земли?
- Какие внешние признаки имеет каждая раса?
Учитель:
1) Население.
Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.
Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеойдной, экваториальной и монголойдной.
Представители европеойдной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберцы, говорящие на берберском языке.
Большую часть материка южнее Сахары заселяют негройды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы.
Среди негройдов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.
Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.
В районе верховья Нила негройды отличаются очень темным., почти черным цветом кожи.
Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которой неуклонно падает.
В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголойдной расе.
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры-(потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.
Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
2) Размещение населения (рассказ ученика по опережающему заданию).
Численность населения Африки -около 600 млн. человек. Это относительно редкое население. На размещение населения влияют не только природные но и исторические причины, в первую очередь воздействия работорговли и колониального господства.
Наиболее плотно заселены северные районы материка, а в пустыне Сахара плотность очень низкая.
3) Колониальное прошлое материка (рассказ учащегося по опережающему заданию).
Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).
Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.
Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.
Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые.
Учитель: Сейчас мы представим вашему вниманию два небольших проекта, подготовленных семиклассниками, членами НОУ.
Представление проекта «Искусство народов Тропической Африки»
Представление проекта «Государство Египет»
Учитель предлагает детям географический диктант.
(Выполняется учащимися на доске, где заранее записаны только цифры.)
- Потомки переселенцев из Нидерландов, живущих на юге материка? (Африканеры.)
- Самый высокий народ Африки? (Тутси.)
- Ветвь экваториальной расы, к которой относят негройдов? (Африканская.)
- Столица Египта? (Каир.)
- Самые крупные крокодилы Африки? (Нильские.)
- Самый низкорослый и уже исчезающий народ Африки? (Пигмеи.)
- Канал у берегов Африки, имеющее огромное значение для мирового судоходства? (Суецкий.)
- Самая густонаселенная страна Африки? (Нигерия.)
- Столица ЮАР? (Претория.)
- Самая большая по площади страна Африки? (Судан.)
5. Итог занятия.
Давайте, ребята подведем итоги сегодняшнего занятия.
Вопросы для обобщения темы:
- Как размещены представители рас по территории Африки? (На севере материка -арабское население, относящееся к европеойдной расе, южнее Сахары –негройды -африканская ветвь экваториальной расы, на юге -бушмены и готтентоты, относящиеся к монголойдной расе.)
- Каков вклад населения Африки в мировую культуру? (Нарды Африки внесли огромный вклад в мировую культуру: они построили египетские пирамиды, изготовили шедевры резьбы из слоновой кости, скульптуры из бронзы.)
- Почему население Африки сравнительно невелико? (Последствия работорговли и колониальное прошлое -материка привели к резкому сокращению численности населения.)
- Как колонизация отразилась на хозяйственном и культурном развитии африканских стран? (Длительное господство колониальных держав задержало хозяйственное и культурное развитие стран. Они беспощадно грабили страны.)
- Каково сейчас положение африканских стран? (К концу 20 века в результате освободительной борьбы Африка превратилась в материк независимых государств.)
Домашнее задание: стр. 132-135, используя научно-популярную литературу, Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одной из народностей Африки.
Комментирование оценок, проставление оценок в дневники.