Проблема межличностных отношений в школе, классе среди сверстников не редка. Непонимание и конфликтные ситуации возникают по разным причинам. Все дети разные, а каждый из них – индивидуальность. Все нуждаются в нашей любви, ласке и заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и шалуны.
Представляю вашему вниманию сценарий психологических занятий по коррекции и профилактики межличностных отношений среди сверстников. Это мероприятие проводилось в нашей школе на «Неделе психологии».
Цель: создание благоприятных условий для работы группы, формирование у детей умения сотрудничать, снятие напряжения, раскрепощение.
1 занятие – инсценировка сказки «Репка».
Командная работа с конкурсно-игровыми элементами:
- Загадки «Конкурс про себя».
- Викторина «В гостях у сказки».
- Конкурсы «Игрушка», «Кличка», «Рыбалка», «Ловкая мышка».
Все конкурсы начинаются с предварительной подготовительной беседы, которые несут в себе воспитательную ценность:
- Уважение, доброе отношение и сочувствие к старшему поколению.
- Развивает познавательный интерес.
- Стимулирует способность к размышлению.
- Развивает внимание и память.
- Развивает координацию движения.
2 занятие – «О дружбе и друзьях».
Цель: помочь детям осознать, что друга очень трудно обрести, но можно очень быстро потерять. Что дружить – это значит нести ответственность не только за себя, но и за друга.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
В занятии использованы следующие элементы:
- беседы;
- стихи, рассказ;
- игры;
- рисование рисунка;
- правила дружбы;
- разминка.
Ход занятия
1. Психологическое занятие на тему «Межличностные отношения в классе» (разработки).
Инсценировка сказки «Репка»
Ведущий: Сегодня мы будем инсценировать сказку, а как она называется, догадайтесь сами.
Кто – то за кого – то
Ухватился цепко:
- Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит красавицу
Дружный общий труд!
Дети: Репка!
Ведущий: Конечно, «Репка». А кто помнит, как начинается Сказка?
Дети: Жили - были дед. И решил он посадить репку….
Ведущий: Замечательно! Дед решил посадить репку. Для начала
выберем репку.
Репкой у нас будет… (кто первый дал ответ). А кто у нас будет
дедом? Что ж, придется выбирать. Какой должен быть дедушка? (Ответы детей.) Нет,
ребята, мы так не договоримся! Стариков уважают за мудрость, к ним обращаются за
советом. Вот мы и выберем на роль деда самого смекалистого и умного из вас.
Прошу претендентов выйти ко мне. Сейчас я буду загадывать загадки о человеке,
его внешности, а вы должны правильно отгадать. Кто правильно отгадает, делает
шаг вперед; а не отгадавшие или не правильно ответившие выбывают из конкурса.
Загадывать я буду до тех пор, пока не останется один человек. Это и будет наш
дед.
Конкурс «Про себя самого»
- Две печки –
- Одно полотенце. (Нос.)
- Кто целый век в клетке? (Сердце.)
- Двух братьев вернее на свете нет. (Ноги.)
- На море дощечка
Не гниет,
Не плесневеет,
А всегда мокро. (Язык). - Что мягче всего на свете? (Ладонь, рука.)
- Трое одним плугом пашут. (Пальцы.)
- Кругленьким, маленьким до неба докинешь. (Глаз.)
- Тонок, долог, в траве не видать. (Волос.)
- Два соболя лежать хвостами друг к другу. (Брови.)
- Две куколки на кровельке сидят. (Уши.)
Ведущий: По аплодируем нашему самому смекалистому. Продолжаем нашу сказку. Продолжаем нашу сказку.
Дети: Посадил дед репку и говорит…
Дед: Расти, репка, сладка! Расти, репка, крепка!
Ведущий: Выросла репка сладкая, крепкая, большая – пребольшая. Пошел дед рвать репку: тянет – потянет, а вытянуть не может. Позвал дед….А кто у нас будет бабкой? Скажите, за что вы любите своих бабушек? (ответы детей). Давайте проверим, кто из вас знает больше сказок, она и будет бабушкой.
Коли хорошо вы сказки знаете,
То мои загадки отгадаете!
Слушайте да соображайте!
Викторина «В гостях у сказки»
- В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Кто умудрился находиться в одно и тоже время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и …. Есть не велел? (Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».)
- Как называется сказка о несчастном певце, которого съел, казалось бы, доброжелательный критик? (Русская народная сказка «Колобок».)
- В какой сказке пироги, блины да сушеные грибы использовались не по назначению? («Путаница».)
- Кому удалось дважды разоблачить горе – строителей (третья попытка не удалась)? (Волку из сказки «Три поросенка».)
- Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек? (Волк из сказки «Волк и семеро козлят».)
- Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому. («Колобок».)
- Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они тогда, когда получила взамен предмет, но только другого цвета. («Курочка – ряба».)
- В какой сказке героиня поет, танцует, печет, жнет, вышивает? («Золушка».)
Ведущий: Вот мы и выяснили, кто знает больше всего сказок. Я считаю, что из тебя получиться хорошая бабка. Зови бабку. Продолжаем сказку.
Дети: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут. Вытянуть не могут….
Ведущий: Дальше что было?
Дети: Позвала бабка…..
Ведущий: Ну, конечно! Кто хочет быть внучкой? Скажите, пожалуйста, что любят девочки больше всего? (Ответы детей.) Ну, раз так, объявляю конкурс!
Конкурс «Игрушка»
Дети встают в круг и под музыку передают игрушку. Внезапно музыка умокает, тот ребенок, который остается с игрушкой, выбывает из круга. Выигрывает последний оставшийся.
Ведущий: Ну – ка, внучка, берись за бабку! Кто помнит, что дальше было в сказке?
Дети: Внучка за баку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут….. Позвала внучка…..
Ведущий: А кто у нас будет Жучкой? Какими качествами должна обладать хорошая собака? (Ответы детей.) Вы настоящие друзья и с вами ничего не страшно! Вас много, но Жучка должна быть одна.
Конкурс «Кличка»
На ватмане написаны буквы (Ш, К, И, А, Р). Из этих букв нужно составить кличку собаки, которая мечтала ходить на охоту, но только с фоторужьем. (Шарик из «Простоквашино».)
Ведущий: Продолжаем сказку.
Дети: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка….. Ну, кошкой хотят быть все! У кого из вас есть кошка? Что любят кошки? Конечно, все кошки любят рыбу. Вот наши претенденты и отправятся на рыбалку.
Конкурс «Рыбалка»
Вариант первый. Всем желающим участвовать в конкурсе сзади к поясу на веревочке привязывается карандаш. Вот этим карандашом нужно попасть в узкое горлышко бутылки. Кошкой станет тот, кто быстрее справится с заданием первый.
Вариант второй. Приглашаются от 3 до 5 желающих, в руки дается самодельная удочка, на конце которой прикреплен магнитик. На пол рассыпаются в беспорядке бумажные рыбки, на которых прикреплены скрепки. По сигналу «На старт! Внимание! Марш!» дети начинают рыбачить и вылавливать по одной рыбке.
Результат. Кошкой становится тот, кто быстрее справиться с заданием первый.
Ведущий: Молодец, кошка! Берись за Жучку! Начали! Тянем! Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка….. Без мышки нам не обойтись. Какой вы ее себе представляете? (Ответы детей.) Прекрасно! Кто из вас самый ловкий? Сейчас узнаем…
Конкурс «Ловкая мышка»
Для игры необходимы стульчики. Их должно быть на один меньше, чем участников. Пока играет музыка, мышки бегают вокруг стульчиков. Как только прекращается музыка, мышки должны сесть на стульчики. Кому не хватить стульчика, выходит из игры и забирает свой стульчик. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышка.
Ведущий: Такая мышка убежит от любой кошки! Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, и вытянули репку. Молодцы! Вот у нас какая сказка получилась! Славно потрудились.
Ведущий: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что помогло вытянуть репку? А скажите мне, пожалуйста, если бы они тянули репку по одному, смогли бы они ее вытянуть? Вот что значит – дружная семья! А в школе вашей семьей является класс, в котором вы учитесь. А, значит, как вы должны жить в своем классе?.... А когда вы все вместе и за одно, то вам никакая беда не страшна. А теперь предлагаю вам нарисовать рисунок по сказке «Репка».
2. Психологические занятия на коррекцию межличностных отношений на тему «Дружба».
Занятие № 1.
Здравствуйте, друзья! Мы вас ждали.
Мы это девочки и мальчики,
Песенки и книжки,
И конечно, я.
Мы – то слово короткое очень,
Но нет слова на свете волшебней его.
В нем, между прочим,
Две буквы всего.
Мы!
Это песня и рассвет!
Мы!
Это значит ты и я!
Мы!
Значит, встретимся друзья!
Ребята, давайте жить дружно!
Ведущий: Что значит дружно? Что значит дружба? Что значит дружить? (Ответы детей.)
Ведущий: А вот послушайте стихотворение Бориса Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже в школе отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случалась драка
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели
Книжки в воздух полетели
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем течет вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Мы уроки вместе делаем, играем, учимся, угощаем друг друга, а когда Борьку чуть не побили, так я полез его спасать, потом, правда, его стукнул, чтобы он не дрался. Так скажите мне ребята, мы с Борькой живем дружно или нет, и дружба между нами или что? (ответы детей)
Игра «Комплимент», «Азбука волшебных слов»
Ведущий:
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах).
- Какие причины могут повлиять на настроение? (Кто – то сказал обидные слова, стыдно за себя, плохое самочувствие.)
- Можно ли исправить настроение?
- Как это отражается на дружбе?
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
Рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не
слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал
веник и велел ломать по прутику. Они легко переломали все прутики по одиночке.
Отец и говорит:
- Так – то и вы: если в согласии жить будите, никто вас не
одолеет, а если будите ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!
Ведущий: Как вы понимаете «жить в согласии»? Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком – то деле.
Итог занятия.
Дружба – это ответственность не только за себя, но и за другого.
А теперь предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Дружба».
Занятие № 2.
Разминка на развитие мелкой моторики рук «Пальчики поздоровались»
Ладони рук с поднятыми пальцами напротив друг друга. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики
(пальчики сжимаем «в замок»)Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики
(пальцы разжимаем)Раз, два, три, четыре, пять –
(пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца)
Начинай играть опять.
Сказка «Варежка»
В старом стенном шкафу, который возвышался до потолка, с
большими зеркалами и скрипучими выдвижными ящиками, жили разные вещи. В одном из
выдвижных ящиков лежали и вечно спорили две варежки. Их положила туда хозяйка до
будущей зимы, да еще связала вместе, чтобы не потерять. Варежки были теплые,
почти новые; зимой рукам в них было тепло и уютно. Разница между ними была лишь
в том, что одна была Левая, а другая правая.
Правая носила сумку, открывала двери, выполняла всю работу и,
как, результат, - чуть больше износилась. Левая варежка чувствовала себя
изысканной и элегантной из всех левых варежек, которые, конечно, уступали ей в
красоте, ни других левых варежек, встречавшихся на улице. Поэтому ее очень
возмущало, что пару ей составляет такая грубая, жесткая натура, как ее сестра.
«Как ты можешь так жить! – говорила Левая варежка Правой. –
Ты работаешь целый день, ты держишь и грязные деньги, и бумажки, и самый
различный хлам, а потом лежишь рядом со мной! Я веду светскую жизнь – не ношу
сумки и чище тебя. Зачем ты мне нужна, когда мне и без тебя хорошо?»
Не успела Левая варежка закончить свою речь, как ящик шкафа
открылся и на варежки пролился свет. Хозяйка вынула их из ящика, надела на себя
и собралась уходить. Варежки проболтали все лето и не заметили, как опять
наступила зима. Хозяйка вышла на улицу – там было прохладно, падал снег и в
воздухе чувствовалось что – то загадочное, даже волшебное… Хозяйка долго гуляла,
Левая варежка каждый раз вздрагивала, когда правая без особой надобности то
похлопывала, то теребила ее. Когда Правая варежка в очередной раз потерлась о
Левую варежку своими грубыми пальцами, та не выдержала, и как только хозяйка
сняла ее и положила в карман, она выпрыгнула оттуда со словами: «Прощай, я
больше не хочу быть рядом с такой грубой и невежественной сестрой. Я наверняка
займу почетное место где – нибудь в другом доме».
Варежка упала прямо на тротуар, она еще не знала, что одна
она никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило город, какой – то прохожий
поднял ее, повертел в руках…. «Это моя судьба», подумала Левая варежка, но
ошиблась, - прохожий повесил ее на сучок дерева, где она провисела три дня,
думая про себя, что все великие варежки начинали так.
Когда на ней стали появляться сосульки, когда она обледенела
и внутри и снаружи, ею заинтересовалась пролетавшая мимо ворона. Ее привлекло
пятно на покрытой снегом ветке. «Ну вот, - с облегчением вздохнула перчатка, -
не зря же я здесь вишу. Это, наверное, чей – нибудь посыльный, и меня сейчас
доставят в большой красивый дом. Пусть я немного замерзла, но по – прежнему
неповторима».
У вороны были другие планы – она схватила Левую варежку,
потрясла ее, сбив сосульки, и понесла к себе в гнездо. Сообразив в чем дело,
варежка умудрилась вырваться и, пролетев через весь двор, упала в сумку
старьевщика. Старьевщик был очень удивлен необычному появлению варежки и,
повертев ее в руках, убрал обратно в сумку.
«Ну вот, я почти дома, - подумала про себя варежка, - сейчас
меня принесут, постирают, погладят, и я буду опять как новая».
Вскоре они добрались до дома, где варежку вместе с остальными
старыми вещами свалили в кучу. Варежка начала понимать, какую ошибку она
совершила, сбежав от своей хозяйки. Среди старых вещей ходили разговоры, что ее,
элегантную варежку, хотят распустить на нитки и смотать в клубок. Она очень
этого боялась, так как потерять свою неповторимую форму – значило умереть! В тот
момент она больше всего завидовала своей Правой сестре, которая лежала в теплом
уютном шкафу.
Левая варежка готова была выполнять любую, хоть самую грязную
работу, лишь бы не лежать здесь, на этом холодном и грязном полу, и не слушать
сплетни этих стариков. Она поняла, что только дома и только рядом с сестрой и
хозяйкой она может быть в безопасности и что не стоит отказываться от любой
работы, а тем более насмехаться над ней и пренебрегать работой других.
Варежка погрузилась в мрачные мысли, как вдруг услышала
знакомое рычание, и чьи – то зубы крепко схватили ее и куда – то понесли. Она
узнала собаку своей хозяйки и молила судьбу только об одном – чтобы ее отнесли
домой.
Собака выбежала из лавки старьевщика и, пробежав еще не
много, бросила варежку на землю. Испуганная, порядком износившаяся, грязная и
порванная варежка упала к ногам хозяйки… Та подняла ее, отряхнула и положила в
карман.
С того момента Левая варежка опять живет в ящике большого
шкафа, крепко дружит с Правой Варежкой и с другими вещами в шкафу. Помогает
сестре носить сумки, а также по хозяйству. Никогда не зазнается.
По возвращении Левой варежки домой был устроен большой
праздник. Левая и Правая варежки веселились всю ночь, пока их хозяйка спала. Они
танцевали, пели песни, с ними веселились и другие вещи в шкафу. Им было так
хорошо и приятно вместе, что все их друзья радовались за двух сестер и уже точно
знали, что их дружба крепкая, водой не разольешь.
При обсуждении необходимо подчеркнуть, что герои в разное время проявляли различные качества.
Рисование «Варежки».
Цель: формирование у детей умения сотрудничать.
Игра «Раскрашивание варежек»
«Ребята, сегодня мы будем раскрашивать варежки (шаблон), но в начале вспомним, чем 2 варежки в паре похожи, а чем отличаются? Одна Правая, а другая Левая, а похожи цветом, рисунком и узором. Итак, варежки одинаковы по цвету и узору, только она на правую руку, а другая на левую руку. Сейчас мы разобьемся на пары, и каждая пара будет раскрашивать свои варежки. На парте должна быть только один набор карандашей или фломастеров.
Дети раскрашивают варежки, а преподаватель ходит и запоминает ход работы в парах.
После того как закончила работу пара, у которой получились одинаковые варежки, все дети приглашаются к обсуждению.
Обсуждение работ начинается с предъявления варежек всех пар. Первыми начинают рассказывать о раскрашивании те пары, у кого варежки получились одинаковые, а заканчивают пары у кого они не одинаковые.
Повторное рисование. «Дети, мы послушали то, как ребята договорились и как рисовали. Вы, наверное, уже поняли, как нужно договариваться и организовывать свою работу так, чтобы варежки получились одинаковые. А теперь, если хотите, можно перевернуть чистой стороной и еще раз их раскрасить».
Каждая пара подписывает свои варежки и помещает их на стенд.