Тема: Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели:
- Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира.
- Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с помощью литературы.
- Опираясь на деятельность самих учащихся, доказать истинность поговорки, глубоко понять смысл текста произведения.
- Развивать речь учащихся в процессе анализа произведения.
Оборудование: книги о пословицах и поговорках, запись музыкального фона.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
тик-так, тикают часы
Минутка
Час исчез
в поисках минутки,
за часом отправились
целые сутки,
и не одни!
Ночи и дни!
И все еще не возвратились они
В поисках той драгоценной минутки,
Той, что дороже, чем целые сутки!
Э. Мошковская.
У. «Делу время – потехе час» – скажем
тему урока.
Сегодня второй урок по этой теме, и вы
постараетесь доказать истинность этой
поговорки. Глубоко понять смысл текста
произведения Евгения Львовича Шварца «Сказка о
потерянном времени»
– Почему произведение так называется?
– О чем заставил нас задуматься автор?
– Вспомним о жанре, к которому оно относится.
Д. Авторская литературная сказка.
– Это волшебная сказка, т. к. в этом
художественном произведении есть вымысел и
элементы фантастики.
– В литературной сказке Шварца выполняются основные сказочные законы:
1. Закон сказочной справедливости – добро
всегда побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
3. У сказки всегда хороший конец.
У. А теперь поработаем по плану, который составили на прошлом уроке.
План.
1. Петя превратился в старика.
– С чего все началось?
– Кто действует в
сказке?
– Чтение 1 части.
– Что узнали?
– Что поняли? Петя стал размышлять, думать.
– Ничему не успел научиться.
2. В домике злых волшебников (Тайна)
– Что произошло дальше.
– Чтение второй части.
– Что узнали?
– Что поняли?
– Время волшебники украли у ребят.
3. Тайна.
– Какую тайну узнал Петя?
– Какой предмет является волшебным?
– Как думают о детях вамп?
4. На поиски « старых» детей.
– Как шли поиски?
– Чего раньше Петя не замечал?
– По каким признакам искал Петя
стариков-школьников?
5. Беспокойная дорога к домику волшебников.
– Что скажите?
– Встречали препятствия – стыдно.
Заблудились (иногда лучше потратить немножко
времени, чтобы потом его сберечь.)
– Что помогло?
6. Заветные ходики делают чудо.
– Прочитайте условие волшебства.
– Соотнесите текст с картинкой.
– Как дети вернули время?
– В каком предложении заключается главная мысль
сказки?
Чудом вернули дети потерянное время (Приложение 1)
У. Поясните пословицу «Чего немножко,
того не мечи за окошко»
Запишите 2 пословицы. «Человек, который попросту
теряет время, сам не замечает как стареет»
– Время нашего урока подошло к концу.
– Что вы поняли?
– Нельзя терять понапрасну время.
У. Потеряешь деньги – ничего не
потеряешь.
Потеряешь здоровье – немного потеряешь.
Потеряешь время – потеряешь жизнь.
Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро.
У. Закончим наш урок стихотворением С. Баруздина (Приложение 2).
Стихи о человеке и его часах.
Ведут часы секундам счет.
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет. …
… С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Домашнее задание: краткий пересказ.
– тик-так, тик-так….