Урок "Сказка о потерянном времени" по чтению в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Евгений Львович Шварц  «Сказка о потерянном времени»

Цели:

  • Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира.
  • Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с помощью литературы.
  • Опираясь на деятельность самих учащихся, доказать истинность поговорки, глубоко понять смысл текста произведения.
  • Развивать речь учащихся в процессе анализа произведения.

Оборудование: книги о пословицах и поговорках, запись музыкального фона.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 тик-так, тикают часы
Минутка
Час исчез
в поисках минутки,
за часом отправились
целые сутки,
и не одни!
Ночи и дни!
И все еще не возвратились они
В поисках той драгоценной минутки,
Той, что дороже, чем целые сутки!

Э. Мошковская.

У. «Делу время – потехе час» – скажем тему урока.
Сегодня второй урок по этой теме, и вы постараетесь доказать истинность этой поговорки. Глубоко понять смысл текста произведения Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»
– Почему  произведение так называется?
– О чем заставил нас задуматься автор?
– Вспомним о жанре, к которому  оно относится.

Д. Авторская литературная сказка.
– Это волшебная сказка, т. к. в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

– В литературной сказке Шварца выполняются основные сказочные законы:

1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
3. У сказки всегда хороший конец.

У. А теперь поработаем по плану, который составили на прошлом уроке.

План.

1. Петя превратился в старика.
– С чего все началось?
– Кто действует в сказке?        
– Чтение 1 части.
– Что узнали?
– Что поняли? Петя стал размышлять, думать.
Ничему не успел научиться.
2. В домике злых волшебников (Тайна)
– Что произошло дальше.
– Чтение второй части.
– Что узнали?
– Что поняли?
Время волшебники украли у ребят.
3. Тайна.
– Какую тайну узнал Петя?
– Какой предмет является волшебным?
– Как думают о детях вамп?
4.  На поиски « старых» детей.
Как шли поиски?
– Чего раньше Петя не замечал?
– По каким признакам искал Петя  стариков-школьников?
5.   Беспокойная дорога к домику волшебников.
– Что скажите?
– Встречали препятствия – стыдно. Заблудились (иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.)
– Что помогло?
6.  Заветные ходики делают чудо.
– Прочитайте  условие волшебства.
– Соотнесите текст с картинкой.
– Как дети вернули время?
– В каком предложении заключается главная мысль сказки?

Чудом вернули дети потерянное время (Приложение 1)

У. Поясните пословицу «Чего немножко, того не мечи за окошко»
Запишите 2 пословицы. «Человек, который попросту теряет время, сам не замечает как стареет»
– Время нашего урока подошло к концу.
– Что  вы поняли?
– Нельзя терять понапрасну время.

У. Потеряешь деньги – ничего не потеряешь.
Потеряешь здоровье – немного потеряешь.
Потеряешь время  – потеряешь жизнь.

Жизнь дана на добрые дела.  Спешите делать добро.

У. Закончим наш урок стихотворением С. Баруздина (Приложение 2).

Стихи о человеке и его часах.

Ведут часы секундам счет.
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет. …
… С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

Домашнее задание:  краткий пересказ.

– тик-так, тик-так….