Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Гармонические колебания. Редактор электронных таблиц Excel. Решение задач"

Разделы: Физика, Информатика


Класс: 11.

Тема: «Гармонические колебания. Редактор электронных таблиц M.Excel. Решение задач».

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить навыки решения задач  по теме «Гармонические колебания;
    • закрепить полученные знания по теме «Редактор электронных таблиц M.Excel;
    • научить доводить полученные умения до автоматизма;
    • научить использовать редактор электронных задач при решении задач по физики.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;
    • расширить кругозор учащихся;
    • развивать и корректировать логическое, абстрактное мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру общения и культуру речи;
    • воспитывать чувство ответственности и солидарности;
    • формировать умение работать самостоятельно.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Программы:
    • Microsoft Office Excel.
    • Microsoft Office Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка образовательной задачи

Учитель: В начале урока  предлагаю вам каждому взять по одной из предложенных полосок бумаги. (Чёрная, зелёная, оранжевая)
Тема нашего занятия “ Гармонические колебания. Редактор электронных таблиц M.Excel. Решение задач ” (Презентация)

III. Закрепление

Учитель: Давайте повторим, основные формулы и понятия гармонических колебаний. Какие колебания называются гармоническими?
Ученик: Гармонические колебания, колебания, при которых физическая величина изменяется с течением времени по закону синуса или косинуса. (Слайд 2)
Учитель: Каким уравнением описываются гармонические колебания?
Ученик:

Учитель: Что называют периодом колебаний?
Ученик: Минимальный интервал времени, через который происходит повторение движения тела, называется периодом колебаний T. (Слайд 4)
Учитель: Что показывает амплитуда колебаний?
Ученик: Амплитуда колебаний – это максимальное смещение от положения равновесия. (Слайд 5)
Учитель: Что называют частотой колебания?
Ученик: Физическая величина, обратная периоду колебаний, называется частотой колебаний. Частота колебаний? показывает, сколько колебаний совершается за 1с.  Единица частоты – герц (Гц). (Слайд 6)
Учитель: Что показывает циклическая частота?
Ученик: Циклическая или круговая частота – это число колебаний тела за . (Слайд 7)
Учитель: А сейчас устно решим задачу. (Слайд 8)

По графику, приведенному на рисунке

1. Найти амплитуду, период, частоту и циклическую частоту колебаний;

 

2. Написать уравнение зависимости 

3. Найти смещение через 0,1 и 0,15  с после начала отсчета времени. (–10 см и 0)

Учитель: Прежде чем решить следующую задачу вспомним, какие виды маятников вам известны. (Слайды 9, 10, 11)

Задача 2. Найти массу груза, который на пружине с жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16с. (Слайд 12)

Учитель информатики: Дальнейшая наша задача  решить  эту задачу на компьютере. Какой редактор мы можем использовать для решения задачи?
Ученик: Редактор электронных таблиц.
Учитель информатики: Для чего предназначен этот редактор? Вспомним структуру электронной таблицы. (Слайд 13)
Ученик: Таблица состоит из столбцов и строк. Заголовки строк обозначаются числом, столбцов – латинской буквой или сочетанием букв.  На пересечении столбца и строки образуется ячейка. Каждая ячейка имеет свой адрес, который состоит из имени столбца и имени строки.
Учитель информатики: Какие типы данных могут находиться в ячейке.
Ученик: Числовой, символьный, формула.
Учитель информатики: Что представляет из себя формула?
Ученик: Формула начинается со знака равно и содержит силки на ячейки.
Учитель информатики: В каком случае в ячейки появляются решётки? (Слайд 14)
Ученик: Если число не входит в ячейку – появляются решётки. Необходимо увеличить ширину ячейки.
Учитель информатики: Я начала решать рассмотренную выше задачу. Всё ли верно я сделала? (Слайд 15)
Ученик: Неверно введены данные, необходимо числовые значения вводить в ячейку без символов. Перед формулой необходимо поставить «=».
Учитель информатики: Для решения рассмотренной выше задачи, сколько формул нам придётся вводить? (есть несколько решений: можно сразу ввести одну сложную формулу, можно найти сначала промежуточные значения T2, П2, либо KT2, 4П2).

IV. Практическая работа

– Если нет вопросов, вы можете занять места за компьютерами и начать выполнение практической работы. Записываем данные и каждый решает задачу любым способом.

Обычно сильные ученики составляют сразу сложную формулу, слабые – находят промежуточные значения.

Учащиеся самостоятельно за компьютерами выполнят практическое задание. Звучит тихая музыка.

Учитель: Для того чтобы ваши глаза не устали давайте сделаем упражнение для глаз. Посмотрите, пожалуйста, на меня.

Напрягаясь, закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите упражнение 2-3 раза.
Посмотрите вверх потом вниз. Повторите 2-3 раза.
Закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите 2-3 раза.
Посмотрите в левую верхнюю точку, а потом в правую нижнюю точку. Повторите 2-3 раза.
Закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите 2-3 раза.
Посмотрите в правую верхнюю точку, а потом в левую нижнюю точку. Повторите 2-3 раза.
Закройте глаза, посмотрите вдаль. Повторите 2-3 раза.
Посмотрите на кончик носа, а потом вдаль. Повторите 2-3 раза.
Сделайте лёгкое моргание глаз. Повторите 5-6 раз.

Учитель информатики: Решим эту же задачу с новыми данными. Округлим ответ до десятых: к = 500, n = 30, t = 60. Кто быстрее. 

Учащиеся подставляют только новые данные, ответ выдаётся автоматически.

V. Итог урока

Оценивание работы класса. Оценивание каждого ученика учителем физики, информатики.

VI. Рефлексия урока

– Что на уроке было трудным?
– Сейчас предлагаю вам каждому взять ещё по одной из предложенных полосок бумаги. (Чёрная, зелёная, оранжевая).

Если ученик в начале урока взял оранжевую полоску, а в конце зелёную или чёрную, значит настроение ухудшилось, на уроке были трудности. И наоборот.

VII. Домашнее задание

Учитель физики раздаёт индивидуально задачи по физики на карточках. Задачу необходимо решить в редакторе электронных таблиц.

Приложение