Чтение – это сложный психический процесс, включающий в себя ряд последовательных действий:
- Узнавание и выделение фонемы.
- Соотнесение ее со зрительным образом-графемой.
- Соединение графем в слова и предложения.
Для того, чтобы читать правильно и с высокой скоростью, нужна слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопризносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с ее значением, осуществляется понимание читаемого.
Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны:
- техническую (соотнесение зрительного образа с произношением);
- смысловую, которая является основной целью чтения.
У детей с общим недоразвитием речи, в силу незрелости отдельных речевых структур, развитие восприятия снижено. Наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, аграмматизмы, низкий уровень словарного запаса. Одна из проблем заключается в том, что родители начинают знакомить детей с буквами, когда звуки еще не поставлены и не введены в речь. Поэтому научить ребенка с нарушениями речи чтению – задача, которая требует индивидуального подхода и учета его сензитивного периода.
Для повышения мотивации детей использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях авторские игры, разработанные с помощью программы Power Point. Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Целью данной статьи является описать основные этапы формирования первоначального навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи.
Подготовительный этап обучения чтению.
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.
На данном этапе обучения мы должны научить ребенка слышать заданный звук и выделять его среди других.
Сначала проверим, может ли ребенок распознавать неречевые звуки: льющуюся воду, сминаемую бумагу, стук, шлепанье, звуки музыкальных инструментов. Затем, используя приём звукоподражания, научим его «петь» голосами животных и различать их. Например: волк воет: «у-у-у», мишка кричит «ы-ы-ы», комар звенит «з-з-з». Развитие навыка различения звуков – главная задача фонематического восприятия.
Когда малыш научится выделять нужную фонему из ряда других, можно поиграть с ним в игры: «Найди предмет, названия которого начинается на звук..», или «Назови… звук в слове». Ребенку при этом предлагаются знакомые предметы или их изображения. При этом проговаривании названия предметов необходимый звук произносится дольше обычного, например: «а-а-а-аист».
После того, как в сознании ребенка сформировался слуховой образ фонемы, приступаем к развитию его обобщенного зрительного образа – графемы. С этой целью подбираем несколько слов из активного словаря малыша, которые начинаются на определенный звук: ослик, осы, Оля. Рисуем букву О, рассматриваем ее, определяем, на что она похожа.
Когда ребенок уже знает несколько букв, попробуем теперь соединить их в слоги и прочесть. Наиболее доступными для прочтения оказываются слова из двух гласных букв, типа «Ау!», «Уа!», «Иа!». Гласные буквы сливаются в одно слово, зрительный образ которого («Дети в лесу», «Малыш», «Ослик») облегчает его смысловое понимание (Слайды 2 – 11 Приложение).
Чтобы ребенок научился соединять буквы в слоги, предлагаем ему прочитать цепочки из трех гласных букв. Они читаются легко, без остановки от первой до последней буквы.
Вторым по сложности прочтения является обратный слог. Слог, который состоит из гласной и согласной буквы, типа «Ам!», «Ух!», «Ох!».
Третьим по сложности чтения является согласный открытый слог, состоящий из последовательно расположенных согласной и гласной букв. При знакомстве ребенка с графемами не следует давать им общепринятые названия букв «эс». Нужно называть не букву, а звук [с].
Далее предлагаем ребенку прочитать слова, состоящие из одного или двух слогов (Слайды 12 – 13 Приложение). Если ребенок правильно прочитал слово, на экране компьютера по щелчку появляется картинка. Анимационная картинка рядом со словами привлекает внимание и помогает ребенку дать смысловую нагрузку прочитанному слову.
Таким образом, навык чтения – это система условных рефлексов, возникающих в процессе многократного повторения определенного алгоритма (набора) действий. Развитие этого навыка является доступным и для детей с нарушениями речи. Практика показывает, что даже детей с тяжелыми нарушениями речи можно научить если не беглому чтению текстов, то хотя бы послоговому чтению отдельных слов.
Список литературы.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме.: Спб.: «Детство-Пресс», 2006. – 112с.
- Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом ЛИТУР, 2007. – 128с.
- Ильина М.Ю. Занимательные упражнения по формированию навыка чтения «особого» ребенка. Издательский дом «Образование плюс», Москва, 2006.- 85с.